Анализируй этно
"Институт регионального развития" проверил, насколько псковичам бирюлёво. Ну то есть, считаем ли мы, что наши национальные права ущемлены, и как скоро готовы устроить из-за этого бучу. Было опрошено 1600 человек. Меня опять не спросили, поэтому отвечаю.
Если кит не ловится, кока не растёт
Но сперва переспрашиваю: а они у меня разве есть – права по принципу моей национальной принадлежности?
Знаю, что представители некоторых народов имеют эксклюзивное право жевать листья коки или, допустим, охотиться на китов. Типа, у них традиция такая. По аналогии с этими привилегированными этносами нам, богоносцам, следовало бы добиваться круглосуточной торговли водкой, причём на каждом углу. А ещё требовать, чтоб нам разрешали держать дома медведей – в качестве братьев наших меньших.
И если с водкой у нас уже почти получилось, то с медведеобеспечением как-то не очень. Выходит, нас всё-таки ущемляют.
Надевать в присутственные места фофудью я пока не пробовала, но знаю, что и тут была бы ущемлена. Например, если б вздумала явиться в таком виде на мероприятия администрации Псковской области. Там же дресс-код для журналистов: нас на пресс-конференции с некоторых пор даже в кокошниках не пускают, знаете ли.
Вспомнила! Псковским представителям малого народа сето устроили бесплатную "углубленную" диспансеризацию. А мне, небось, даже за справку для бассейна, что я здорова и желаю быть ещё здоровей, опять придётся платить.
В общем, мы тут с семью целыми и семью десятыми процента опрошенных жителей Псковской области хорошенько подумали и всё-таки решили, что наши национальные права как есть попёрты. Хоть Институт регионального развития в псковское "бирюлёво" и не верит.
А если серьёзно, то я считаю, что "бирюлёво" в Псковской области очень даже возможно, как и везде, где собирается больше трёх человек какой угодно национальности (допустим, одной и той же). И для этого вовсе не обязательно завозить к нам в регион чёртову тучу гастарбайтеров.
Да хоть в моноэтническом на 146% обществе живи, а от "манежки" не зарекайся. Потому как это самое "бирюлёво" у нас в крови. И у вас в крови. И у вас тоже. Сейчас объясню почему, а пока давайте лишний раз удостоверимся в своей моноэтничности. Один большой учёный, помнится, по этому поводу так сморозил, что чуть не разжёг.
Ищите женщину
Итак, 94,3% участников опроса сказали, что они русские. 2% назвались белорусами, 1,8% - украинцами. 0,3% - оказались татарами и 0,2% - евреями. "Какая тут может быть межэтническая напряжённость!" – резюмировал и.о. директора Института регионального развития Сергей Дамберг.
Правда, когда мы с лидерами псковских нацменьшинств сидели в минувший четверг за круглым столом ИРР и принимали эту информацию к сведению, некоторые из них не согласились, что их этносы представлены в нашем регионе в таком уж мизерном количестве. Например, председатель Псковской еврейской общины Роман Каган объяснил, почему по официальным данным евреев всегда оказывается меньше, чем на самом деле.
Всё дело в том, сказал он, что еврейских семей в чистом виде у нас в Псковской области, действительно, крайне мало. Евреи живут в основном в смешанных браках. А те же социологи, как и всероссийские переписчики, обычно спрашивают национальность только у того, кто открыл им дверь. И вот как-то так получается, что первой с переписчиками чаще всего разговаривает женщина, которая русская.
А может, и не совсем русская, но рассуждает, как Маргарита Симоньян.
Кстати, про Маргариту, которая расстроилась из-за Русского марша, а воевать собралась почему-то с якутами. Мои друзья-якуты, похоже, здорово на неё обиделись. Не хотят они плавиться "в одну общую культурно русскую массу", хотя эта прекрасная женщина не только открыла перед ними заслонку, но и на собственном примере показала, как в эту печку правильно залезть.
Вот и Сергею Дамбергу, который сейчас в ИРР за директора, "не интересно" быть русским, он утверждает, что у него нет национальной идентичности. Что нехарактерно. Мне казалось, что не бывает людей, которые бы не гордились своей национальностью. Они могут, конечно, по какой-то причине её утаивать, но в глубине души почти всегда довольны своей принадлежностью к тому или иному этносу. И они правы.
Не до жиру
Различаться иногда не просто интересно, а жизненно необходимо. Допустим, у тех же якутов и вообще у всех народов Крайнего Севера совершенно другой обмен веществ: не белково-углеводный, как у нас, а белково-жировой. Учёные доподлинно выяснили: чтобы обмен веществ изменился, мало просто переселиться за Полярный круг или, наоборот, переехать на юга. Надо приспосабливаться к новому образу жизни и питания на протяжении семи поколений.
Чужую культуру переварить, наверное, ещё труднее. Ведь вот сколько поколений мы прожили бок о бок с эстонцами. И питаемся более или менее одинаково, и генетически, как показали новейшие исследования, почти что идентичны. А слиться в экстазе нам так до сих пор и не удалось. Хорошо, что у нас с эстонцами много общих забот, а вместе с ними – всё больше и больше совместных дел (и спасибо Евросоюзу, который очень об этом печётся). А то бы так и косились друг на дружку с неприязнью, военными учениями мерялись.
Хотя один мой знакомый, отставной военный (с виду вполне вменяемый, казалось бы, добродушный человек) недавно признался, что всё ещё не оставляет надежды поиграть с соседями в войнушку. Не приведи Господи.
Копай глубже
Умиротворяет, что почти 70% жителей Псковской области нисколько не чувствуют себя угнетёнными по национальному признаку: на китов и медведей не покушаются, ночной порой и в День знаний как-то привыкли обходиться без водки. Вот такое у нас непуганое интенсивными миграциями "фоновое сознание". "Словом, не Москва", - пояснил Дамберг.
По его мнению, те немногие жители региона, национальное достоинство которых якобы уязвлено, скорее всего, просто интерпретируют свои неэтнические проблемы на этнический лад. Иными словами, считают, что у них всё плохо именно потому, что они русские или там белорусы, а не чеченцы или ханты-манси. Тогда как на самом деле лучше там, где есть нефть нац нет.
Скажи мне, кто твой враг, и я скажу кто ты
Жителям Псковской области, по словам Сергея Дамберга, свойственна "беспощадная толерантность": большинство из нас ни ксенофобами, ни националистами себя категорически не признают.
А сами мы боимся всех подряд. Как показало исследование, 75% опрошенных на всякий случай запретили бы появляться рядом с собой всем, кого испокон веков или согласно новомодным веяниям принято считать врагами прогрессивного человечества: цыганам, гастарбайтерам, геям…
Точнее сказать, 48,5% опрошенных стараются держаться подальше от кавказцев, 39,8% не любят выходцев из Средней Азии, 62,3% хотели бы прогнать с глаз долой всех гомосексуалов, 60% не терпят проституток, 50% непримиримы к алкоголикам, 76,4% не хотят встречаться с наркоманами, 32,9% всячески избегают бомжей. И так далее и тому подобное.
Интересно, что всего десять с небольшим процентов жителей Псковской области плохо относятся ко всем приезжим, кем бы они ни были. А кому-то мешают оппозиционеры. А кому-то из городских – свои же скобари, но только деревенские.
Варяжская теория
В любом случае, почти 40% псковичей предпочли бы общаться только с себе подобными: и по национальности, и по социальному статусу, и по образовательному цензу, и по всему остальному.
То есть, если вы зайдёте на чужую территорию – да хотя бы в соседний двор, поясняет Сергей Дамберг, то четверо из десяти тамошних жителей воспримут вас в штыки, и вам надо будет очень постараться, чтобы завоевать их доверие.
Но строже всего псковичи относятся к представителям власти. Социологи утверждают, что мы более терпимы к чужакам среди своих соседей по подъезду, коллег. И даже куда охотнее примем их в члены своей семьи, чем выберем в депутаты или главой района. Сергей Дамберг пришёл к выводу, что за "варягами" мои земляки посылают только в самом крайнем случае: когда "дела уже совсем плохи и на местных надежды мало".
При этом главным лозунгом состоявшегося в Пскове 4 ноября Русского марша стал неожиданный даже для социологов: "России – русскую власть". "Я думал, они напишут у себя на транспарантах "хватит кормить Кавказ" или что-то вроде того", - удивился Сергей Дамберг. Он посчитал, что на этот-то раз наши акелы уж точно промахнулись и "ударили не туда, где на самом деле болит".
А работать кто будет? Негр Пушкин?
А ещё он рассказал, что существует два вида национализма: профессиональный и бытовой. Профессионалы – это Тесак и ему подобные. Латентные ксенофобы боятся не только всех "инородцев", но и самих тесаков. Так что на Русский марш они ни за что не пойдут, и громить овощебазу с гастарбайтерами, скорее всего, не станут.
Казалось бы, вот такие у нас в большинстве своём безобидные ксенофобы. Но это как посмотреть. Ведь когда человек боится чужих, он и сам изо всех сил старается не вылезать из своей скорлупки, чтоб ни в коем случае не стать чужим для кого-то другого.
Сергей Дамберг утверждает, что это парализует местный рынок труда. По его глубокому убеждению, поговорка "где родился – там и пригодился" чрезвычайно мешает современному человеку эффективно выстраивать свою карьеру. А ещё того хуже: тормозит экономическое развитие региона.
"Я же сам гастарбайтер, - напоминает и.о. директора Института регионального развития. – Когда я приехал сюда шесть лет назад и начал знакомиться с людьми, они с разной интонацией (кто сочувственно, а кто и со злорадством) приговаривали: "Ох и тяжело тебе придётся". И это в те времена, когда тема "питерских" ещё не была в Пскове такой актуальной! Потом сюда приехал Турчак, и я вдобавок ко всему стал ещё и "питерским". А это очень осязаемо".
(А вот я знаю одного "питерского" гастарбайтера, который приехал в Псков махровым ксенофобом, заранее уверенный, что местная культурная тусовка его невзлюбит. Скобари уже не придумают, как к этому деятелю подступиться, чтоб ненароком не обидеть, но у него всегда один и тот же спектакль - "свой среди чужих". И это тоже "очень осязаемо").
Ну а если мы про рынок труда в общем и целом, то Псковской области приходится сегодня не столько отмахиваться от гастарбайтеров, сколько жёстко конкурировать за них чуть ли не со всеми другими субъектами Российской Федерации. Уж какими мы только калачами к себе ни заманиваем - например, дипломированных медицинских работников. А геодезисты у нас в таком дефиците, что им сразу же дарят двухкомнатные квартиры в областном центре.
С неквалифицированными трудовыми ресурсами в Псковской области тоже беда. Некоторые утверждают, что каждый раз, когда в глубинке открывается новое крупное производство, туда почему-то проще выписать вьетнамцев, чем заманить трудоспособных представителей "титульной нации". Аборигены, по заверениям Дамберга, предпочитают перебиваться шабашками – лишь бы не переступить невидимую черту между своими и чужими, даже если для этого надо всего лишь перебраться на ПМЖ в соседнюю деревню.
Джамшудушка-дурачок
Ещё непаханое поле для исследователей: не все районы Псковской области одинаково ксенофобны. В Пушкиногорском, Печорском, Бежаницком и Локнянском районах опрошенные вообще по поводу своих национальных прав не парятся. А в Стругокрасненском и Псковском чуть ли не каждый пятый мнит себя глубоко угнетённым именно по причине принадлежности к своему роду-племени.
Насчёт Псковского района в процессе обсуждения родилась такая идея: главред газеты "Псковская провинция", председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Псковской области Лилия Быстрова предположила, что тамошние жители чувствуют себя обделёнными по сравнению со своими соплеменниками из областного центра.
В Стругокрасненском районе свои чужие. Говорят, что это муниципальное образование мало-помалу превращается в дачный посёлок для "блокадников". Вот местные и начинают чувствовать себя людьми второго сорта – этакими русскими "джамшудами".
Что и требовалось доказать. "Бирюлёво" – оно может быть повсюду и нигде. Просто когда возникает социальная напряжённость, люди сбиваются в стаи. Чаще по национальному признаку, особенно, если они ещё не утратили своих родо-племенных связей. Но не обязательно. Иногда и по признаку белых воротничков.
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей
Проблема в том, что человек – животное политическое, а вернее сказать, политическое животное. Цивилизация сделала его ручным всего каких-нибудь несколько тысячелетий назад и ещё долго отваживала от каннибализма. А демократия как хитроумная система сдержек и противовесов приучила уважать права ближнего своего и вовсе сравнительно недавно.
Как только с таким трудом отрегулированный порядок ослабевает, законы перестают работать, а власть самоустраняется или начинает служить тем, кто платит, в человеческом обществе начинают сами собой воспроизводиться свойственные всем приматам поведенческие модели - как в стаде мартышек или павианов. Исключительно на уровне инстинктов. Когда правит тот, кто наглее, страдает тот, кто слабее, а шестерит и глумится тот, кто подлее.
Животным так проще сохранить себя как вид, а людям – сложнее, потому что мы должны оставаться людьми. В армии это называется "дедовщина", в ГУЛАГе – засилье блатных, в Москве – Бирюлёво, в Краснодарском крае – станица Кущёвская. И вот уже профессор чешет пахану пятки, студент МГУ драит зубной щёткой очко, бандиты хладнокровно расправляются с грудными детьми, а доведённые до скотского состояния рабы зарвавшихся хозяев столичной овощебазы – именно по-скотски себя и ведут. Просто потому, что униженному тоже надо на ком-то или на чём-то срывать зло – то есть, если по-научному, то переадресовывать агрессию.
Являются ли подобные проблемы межэтническими? Разумеется, нет. Как и бытовыми. Развитие событий в Бирюлёво показало, что они решаются элементарным наведением порядка.
Начинающим псковским рабовладельцам есть чему поучиться, но мы, русские, как всегда, предпочитаем учиться на своих ошибках. Поэтому у нас постепенно выстраиваются те же преступные схемы эксплуатации человека человеком, которые погубили овощебазу в Бирюлёво.
Вот что рассказывала на круглом столе в Институте регионального развития писательница и член Общественной палаты Псковской области Ирена Панченко. По её словам, она знакома со многими гастарбайтерами: "Теперь всюду стройки, везде требуются рабочие, но не каждый местный согласится работать на таких условиях, какие им предлагают. Ведь в какую ситуацию попадают приезжие? Они расписываются, что получили 30 тысяч рублей в месяц, а им на руки выдают всего 10. То есть, они только-только приехали, и сразу же понимают, что это криминальная страна".
С широко закрытыми глазами
Путь решения всех проблем, по словам Сергея Дамберга, таков: отказываться от идей расы, этничности и сохранять только национальное культурное наследие. Да! И наладить общественный контроль за миграционными процессами.
Его спросили, а вдруг человек по природе своей расист и никогда не научится не делить людей на своих и чужих.
В ответ Дамберг рассказал о таком новейшем феномене как "расовая слепота". В США в школьном автобусе ограбили и побили мальчика. Когда полицейский попросил его описать обидчика, тот так и не смог назвать ни одной особой приметы. И кроссовки у хулигана были точно такие же, как у всех, и ростом он нисколько не отличался от сверстников… Впоследствии выяснилось, что на малыша напал единственный из сорока пассажиров чернокожий пацан. Но пострадавший просто не увидел, какого он цвета, потому что для нового поколения американцев это уже несущественно.
"Как для вас несущественно, какого у вашего собеседника цвета глаза, ведь этот признак ни на что не влияет", - пояснил Сергей Дамберг.
Меня тоже очень тронула эта история. Я верю, что когда-нибудь и мы к этому придём, но я не верю, что этот путь можно проделать с широко закрытыми глазами.
Не думаю, что полуправда воспитывает. Мне не нравится, когда инвалида называют "человеком с ограниченными возможностями" или "человеком с иными потребностями", или ещё как-нибудь поизящней (забывая, что слово "инвалид" когда-то тоже было призвано ретушировать действительность и означало "ветеран", причём совсем не обязательно изувеченный). Потому что с каждым годом становится всё больше эвфемизмов, а не пандусов.
И меня не устраивает, что слово "негр" теперь прячется под ку-клукс-клановским колпаком, на котором написано "афроамериканец". И мне противно, что есть страны, где нельзя носить крест, чтоб не оскорбить не дай Бог, чьё-нибудь воинствующее мракобесие. И я ржунемогу, что турков в Германии придумали называть приторно-мимимишным - "этнически окрашенные немцы". И меня пугает, что надо утаивать свою национальность, чтоб невзначай не получить в подворотне битой по лицу.
Лично мне всегда интересно, какого цвета у моего собеседника глаза. И мне бы хотелось общаться с теми, кто гордится своей принадлежностью к какой угодно великой культуре - а значит, старается вести себя так, чтоб не позорить своих предков.
Занимательная перельмантика
Напоследок ещё несколько реплик про ксенофобию.
Председатель Псковской еврейской общины Роман Каган: "Пока не случился дефолт, к нам на пасху присылали молодых американских раввинов, чтобы они провели праздник как полагается. Они ходили в этих своих чёрных шляпах по городу, как непуганые звери. И для меня это были страшные дни, потому что я повсюду ходил с ними и очень за них боялся. Но псковичи, как ни странно, относились к ним очень благожелательно. Даже хулиганы кричали им вслед: "Молодцы ребята!". Оказывается, если человек по-настоящему верен своей нации, к нему и все остальные, даже в быту, относятся с уважением".
Заместитель председателя регионального азербайджанского культурного общества Полад Исмаилов: "Недавно я помогал своему земляку переселиться в Псковскую область по госпрограмме помощи соотечественникам. Мы собрали все необходимые документы, но этого оказалось мало. Мне сказали, что есть негласная установка оказывать содействовать лицам только славянских национальностей. "А может, он и есть славянской! Сейчас же в документах не указывается", - попробовал возразить я. "Но мы же видим!"
Председатель регионального отделения Союза армян в Псковской области Меружан Вермишян: "Недавно я ездил по приглашению моих деловых партнёров в Норвегию. Норвегия – это очень толерантная страна. Я там ни разу не ругался. А здесь, пока еду на машине по городу, успеваю пять раз выругаться. В Норвегии всё по-другому. Там и на дороге не ругаешься, и в магазине не ругаешься. Не то, что здесь, где каждый пытается тебя ущемить. Не по национальному признаку, а по хамству! "Профессиональные" националисты, как вы говорите, меня нисколько не пугают. Они покричат-покричат, а потом лезут обниматься: дескать, не обращай внимания. А вот бытовые долбают меня каждый день: что я лучше живу, чем русские. Это наша неустроенность рождает национализм".
Мой личный опыт. Все знают, что арабские цифры пришли на смену римским благодаря уличным менялам одноимённой национальности. Приезжаю минувшим летом в Прагу, интересуюсь, где лучше поменять еврики на кроны. – "У арабов!" Оказывается, в Праге уже образовалась целая улочка с арабскими обменниками, в которых, действительно, самый выгодный курс.
А теперь скажите мне, представители какой нации лучше всех торгуют? А кто лучше всех доказывает теоремы Пуанкаре? А кто самый дотошный? А кто самый предприимчивый? А какая нация не болеет сахарным диабетом?
Когда я обо всём этом думаю, то начинаю верить, что представители моей национальности обязательно напишут ещё одну "Войну и мир", забьют канадцам 6:0 и всенепременнейше разгадают смысл жизни. А потом закатят пир на весь мир, чтоб даже у арапов по усам потекло.
Ольга МИРОНОВИЧ