Кому в Изборске хорошо, светло и не смешно
"Начальство едет", "Будем проводить реконструкцию", "Чего-то несут", "Всё для туристов", "Не туда зашли", "Сразу не убрать", "Договоримся?", "Скажи зачем"…
Писатель Валентин Курбатов верит, что археологи будущего запросто смогут восстановить сегодняшний, а вернее, уже вчерашний, Изборск буквально "до звука" вот по этим картинкам из слов, которые являются подписями к рисованным "светлым изборским картинкам" художника Александра Стройло.
Вернисаж (меня так и подмывает написать – "Вернись, Саш!", учитывая стройловский эскапизм последних лет то ли в новоржевскую глубинку, то ли в столичные киношные эмпиреи) под таким названием открылся вчера в Псковском музее-заповеднике – как одно из первых псковско-изборских мероприятий в ознаменование 1150-летия российской государственности.
Как и всем остальным первым посетителям этой выставки, которых сам Александр Стройло, по его же собственным словам, не звал, мне немедленно захотелось бросить ему перчатку. Потому что теперь Стройло придумал ваять книжки из потерявших свою пару перчаток, как раньше мастерил их из нагулявшихся почтовых конвертов и тому подобного, как он говорит, - "всего, что движется".
Как представлю, что археологи будущего начнут докапывались до меня через произведения Александра Стройло, сразу хочу взять пример с одного мормона из моего двора, который носит об эту знойную пору кожаные перчатки. Может, тоже с каким-нибудь изощрённым художественным умыслом.
Выставка в музее хоть и называется "Светлые изборские картинки", но кто её так назвал, Александр Стройло не признаётся. В его версии она называется "Хорошо в Изборске" – как и каталог репродукций, который выйдет из печати через две недели. Всё дело в том, что сейчас Стройло делает "чёрные петербургские книжки", в которых, кстати, есть и про Изборск тоже. Вот он и согласился, так уж и быть, чуть подсветлить свою "творческую биографию".
"Начальство приехало" и заподозрило, что автор "светлых изборских картинок", как всегда, прикалывается. Восхищаясь выставкой, председатель Государственного комитета по культуре Псковской области Александр Голышев сказал, что Александр Стройло изобразил Изборск и изборян не только во всей их "красоте" с "чистотой", но и с некоторым лукавством.
- Это выставка серьёзная, - хихикнул Стройло, когда журналисты попытались со всей дотошностью выяснить, над чем именно он в своих "картинках" иронизирует: – Сами подумайте: у Изборска ТАКОЙ юбилей – чего же тут смешного?
- Глаз у него острый, - настаивал Александр Голышев. – Он ни за словом, ни за кистью в карман не полезет.
Тем не менее, председатель комитета по культуре на всякий случай подчеркнул, что эти "картинки" "не обидные" и что у Стройло всё по-доброму - "Так, погулять решила".
Писатель Валентин Курбатов был куда более изощрённым, когда, не дождавшись "властного слова искусствоведов", принялся объяснять, что стройловские "картинки" не просто для красоты, а "Чего-то несут". Он призвал посетителей выставки вдосталь наглядеться глазами художника Стройло, например, на изборские старинные усадьбы, пока они не стали "торжественны, прекрасны и новы", а населяющие стройловский мир изборяне не разбежались кто куда, чтобы уступить своё место "морю туристов", которое накатит, чтобы "заслонить" от нас эти "ослепительные картинки" ("Всё для туристов" - "Сразу не убрать").
- Там действительность ещё серьёзнее, - продолжал посмеиваться виновник торжества. - У меня-то еле-еле только ухвачено.
И подчеркнул, что ни один настоящий изборянин в процессе создания этих "картинок" не пострадал, а все похожести картинных жителей Изборска на настоящих случайны. "Ведь когда они были узнаваемо похожи, мне приходилось хуже", - сознался Александр Стройло. Увековеченные в этих "светлых картинках" граждане предъявляли ему обвинения, что их на выбранных художником местах не стояло, не сидело и не лежало.
"Поэтому здесь отстранённый Изборск и отстранённые люди. Они как бы живут в Изборске, и как бы всеобщие. Наши русские люди".
Валентин Курбатов считает, что они на этих "светлых картинках" только и делают - что перемывают наши с вами косточки, и зловеще пообещал, что под покровом ночи, когда залы псковского музея-заповедника опустеют, они ТАКОГО про нас-"умников", наговорят, что во сне у нас запылают уши.
"Тут всё просто, - не согласился Александр Стройло. – Это просто Изборск". И первая в его жизни выставка, где он, по его же словам, совсем "ни при чём", потому что ему на этой выставке принадлежат только написанные лет за семь "картинки", а рамочки и весь прочий антураж, включая приглашённую на открытие новой музейной экспозиции публику, – это дело рук её устроителей.
Стройло этим юбилейным рамочкам сам поразился: его написанный акрилом и темперой по холсту на картоне Изборск изначально был выпуклым, рельефным, особенно на круглых картинках. А, оформленный в праздничные рамочки, он кажется плоским, как будто нарисован фломастерами на бумаге.
Если б не поэтические, как их охарактеризовал писатель Валентин Курбатов, подписи под этими "светлыми картинками" (самая, по его мнению, поэтичная - "Вернулся из мест заключения"), их настоящая выпуклось или глубина далась бы с первого раза не каждому.
"Привезли доску", - умилялся, читая эти подписи, Александр Голышев и объяснял первым посетителям выставки, что изборяне так и говорят – "привезли доску", даже если видят так же много досок, как на изборских картинках у Стройло.
"Красиво огороженный двор", - прочитала я, почувствовала, как "Весной заливает" и решила, что "Пора домой" - вся в предвкушении того, какой может получиться "Разговор о кладе". "Ну и иди", - напутствовали меня "светлые изборские картинки".
Ольга Миронович, Псковское агентство информации.
При написании текста использовались придуманные Александром Стройло названия "Светлых изборских картинок" (они выделены фиолетовым).