38
 

Espresso от Саши Донецкого: Паблик сёрвис

В юности журналисты (а я судил по двум-трём личным знакомствам) казались мне балаболами, людьми аморальными и поверхностными. Позже, когда я сам занялся журналистикой, и неожиданно для себя очутился среди выморочных фигур этого причудливого провинциального паноптикума, моя скороспелая юношеская оценка, увы, подтвердилась: если и не на все 100, то уж на 90% - точно.

 

Ещё я увидел, что коллеги по журналистскому цеху всерьёз и чуть не поголовно мнят себя гениями, обычно не имея для этого никаких оснований: многие из них элементарно не владеют родным языком. О бесконечном цинизме, постоянном лицемерии и патологическом тщеславии даже не хочется упоминать, настолько отвратно и, главное, глупо выглядят эти личностные изъяны, если глянуть на журналистов со стороны.

 

Словом, бессовестные, лживые и злобные твари!

 

 

Утешает здесь лишь то, что не все из перечисленных грехов являются сугубо профессиональной журналистской деформацией, и свойственны людям вообще, а некоторым профессиям в ещё более пугающей степени. Скажем, врачи или юристы не в пример циничней, а уж тупарей и бездарей с непомерными амбициями везде хватает.

 

Однако следует признать: каковы журналисты, такова во многом и журналистика (псковская, в частности), хотя существуют и вполне объективные условия бытования провинциальных СМИ, перемалывающие всех и каждого, вне зависимости от таланта или харизмы: цензура учредителей и диктат рекламного рынка, пресловутый "формат" СМИ и так называемая "редакционная политика", ограниченные материально-технические ресурсы редакций и смешные гонорары сотрудников.

 

Весь этот библейский Содом напополам с Гоморрой так или иначе выдавливает одарённых индивидов из профессии, предоставляя зелёный свет для всякого рода стукачей, приспособленцев и вечных клерков, убеждённых, что профессия журналиста – это исключительно стряпня откровенных заказух и безбожный копипастинг, то есть, по сути, воровство чужого труда, выдаваемого за "своё".

 

И всё-таки главный вопрос, который подспудно живёт в каждом, кто выбрал профессию журналиста, это вопрос самоидентификации: кто мы? Воображаемая "четвёртая власть" или презренная челядь? Цепные псы демократии или продажные девки медиа-рынка, дешёвая обслуга касты чиновников и бизнесменов?

 

 

Да, вот так предельно,  не столько на разрыв аорты, сколько на взрыв привычных стереотипов, заострилась профессиональная дилемма на третьем примерно часу чрезвычайно сумбурной дискуссии о социальной роли журналистского сообщества в одном отдельно взятом регионе.

 

Примечательно, что дискуссия эта случилась за "круглым столом" Института регионального развития (ИРР), эксперты которого могут судить о реальной степени влияния (рейтинге) тех или иных псковских СМИ не голословно, от балды или с потолка, а по результатам эксклюзивных социологических исследований.

 

Результаты соцопросов (кстати, достаточно репрезентативных) мало кого из хозяев и учредителей СМИ, директоров и главредов порадовали, поскольку, согласно констатации директора ИРР Сергея Дамберга, наносят по "реноме" местных средств массовой информации весьма ощутимый удар, "мешая продавать им рекламу". Правда, социолог всячески открестился от желания уронить репутацию СМИ, выдающих (как понятно из контекста) "желаемое за действительное", и попытался сформулировать свои собственные "претензии" к псковским масс-медиа, которые он назвал "бездарнейшими":

 

- Проблема наших газет и вообще медийного пространства региона в том, что журналисты пытаются выстроить свои СМИ по федеральным образцам, – заявил директор ИРР. - Устаканился этот федеральный кич: скандалы, интриги, расследования. Своеобразный жанр, который называется "НТВ", и который более-менее удаётся в федеральном масштабе. Но этот жанр выглядит совершенно убого и безнадёжно, когда его пытаются делать в региональном масштабе. Местная жизнь чрезвычайно интересна, но федеральный журналист не умеет об этом писать. У него получаются какие-то курьёзы. Но с другой стороны, и хорошая провинциальная газета – это какая-то фантастическая редкость. Тем не менее, если я живу в небольшом городе, то я хочу читать о жизни своего микрорайона, о деятельности своего депутата и т. д. В Москве или Петербурге нет никакого депутата, плевать на него, потому что там жизнь устроена иначе. А у нас всерьёз имеется муниципальная жизнь. А в местных газетах опять… "Скандалы, интриги, расследования".

 

Уже эта провокативная филиппика показала, что, к примеру, Сергей Дамберг (насколько всерьёз или в шутку – вопрос другой) судит о псковских СМИ максимум по двум изданиям, копирующим – с неизбежной потерей качества - столичные таблоиды. Тогда как остальные псковские СМИ по моим субъективным наблюдениям сидят на попе ровно, отнюдь не гоняясь за дутыми сенсациями в упаковке из "жёлтой бумаги": им это в принципе не нужно. Большинство редакций вполне довольствуется доступным "средним стандартом", сиречь, в меру скромных потуг на "профессионализм", и сообразуясь с редакционной политикой, обслуживает местную власть и здешний социум. Поэтому "нафталинная", как выразился Сергей Дамберг, новость о том, что жительница одного из районов дожила до ста лет, вполне достойна первой полосы районной газеты. Ирония и снобизм по поводу информации об очередном конкурсе поделок из папье-маше не совсем уместны, потому что и конкурс поделок из папье-маше тоже составляет скудную на яркие краски хаотичную мозаику провинциальной жизни здесь и теперь.

 

Что ж поделать, если не каждый день у нас захватывают заложников в Серёдке? И слава Богу.

 

 

- Из журналистов опять сделали очередных "стрелочников". Мол, плохо пишете, проспали то, проспали это. Но проблема не в журналистах, а в тех, кто управляет СМИ, требуя тексты на вычитку, – вступился за провинциальную журналистику Юрий Алексеев, свято убеждённый, что, кабы не диктат учредителей, упрекать псковских журналистов было бы вообще не в чем. - Не главный редактор говорит им, что писать, не директор, а совершенно другие люди, которые и ставят задачи. /…/ Это большущий трендёж, когда нам говорят, что мы якобы ничего не зарабатываем. Фигня, ребята!

 

"КурьерЪ" - самоокупаемый после 12 тысяч, а у него был тираж под сорок, сейчас тридцать. "АиФ" тоже самоокупаемая газета. Любое интернет-издание самоокупаемое. Но они, чиновники, всё равно лезут и кричат: "Давайте нам на вычитку!" Все журналисты с этим беспределом так или иначе сталкиваются. Уберут чиновники свои рыла, и всё будет в журналистике нормально.

 

Юрий Алексеев, впрочем, не стал зацикливаться на теме цензуры и зависимости местных СМИ от интересов региональной власти, а обратил внимание ещё на одну системную проблему местной журналистики – нехватку средств, отчего провинциальные журналисты просто вынуждены быть "всеядными".

 

Коллегу поддержали Юрий Моисеенко и Игорь Докучаев, каждый по-своему проностальгировав о советских временах, когда условия работы журналистов были не в пример комфортнее, чем нынешние.

 

- Существует классическая норма времени подготовки журналистского материала. В советское время это было две недели, – вспомнил былое Игорь Докучаев. – Это был такой стандарт. Журналисты реально ездили по области, были в командировках в районах, жили там по три дня и работали, а не только водку пили. У нас же сегодня журналист обязан сдавать один материал в день!

 

Вывод напрашивается сам собой: избыточная нагрузка на творческую единицу неизбежно ухудшает качество продукта на выходе, что вкупе с жёсткой цензурой ведёт в итоге к девальвации профессионализма.

 

Эксперт ИРР Юрий Стрекаловский, однако, усмотрел опасность в другом: в нашествии самозванцев, готовых за понюшку табаку клепать доносы на политических оппонентов:

 

- Когда всякий щенок имеет возможность писать похабный бред, происходит девальвация профессии, – высказал своё особое мнение на состояние псковской журналистики Юрий Стрекаловский. - Псков - такое странное место, где, кем ты себя назвал, тем ты и считаешься. "А я буду богословом", - говорит один знакомый. Ну что ж, богослов так богослов. А что, не богослов, что ли? Про Божественное ведь! "А я буду бизнесменом", - говорит другой чудак. "А я буду социологом!" - провозглашает третий. "А я, чур, журналистом!" - утверждает четвёртый. Понимаете? Вот эта экзистенциальная необязательность неизбежно и тащит за собой онтологическую необязательность. Потому что если все богословы города Пскова вымрут, никто этого даже не заметит. И если вдруг вымрут все журналисты, ничего трагического не произойдёт. В нулевые годы выросло целое поколение, которое убеждено, что журналистика – это написание заказух и копипастинг пресс-релизов. Зато, когда в нашу жизнь вернётся свободная журналистика, а это с неизбежностью рано или поздно произойдет, журналистика испытает острейший кадровый голод, – предсказал эксперт.

 

Так случится или иначе, рассудит, разумеется, время, но если уж говорить о профессиональном статусе журналистов совсем всерьёз, то этот статус (и впрямь крайне зыбкий, как и у всякого творческого занятия) напрямую зависит от рыночной стоимости журналистского труда, а она, стоимость, как мы все знаем, увы, крайне низкая.

 

И виновато в этом обстоятельстве, на мой взгляд, как само журналистское сообщество, крайне неорганизованное и не умеющее защищать свои экономические права, так и менеджмент СМИ, развращённый иллюзией близости к власть предержащим и взирающий на подчинённых, как на говно.

 

К примеру, я пришёл в газетную журналистику весной 2004 года и прекрасно помню, что в среднем полосный материал стоил в Пскове тысячу рублей.

 

Так вот, за эти восемь лет практически ничего не изменилось: боссы и боссихи местных изданий мацают эту несчастную тысячу до сих пор. И это, замечу, максимум, на который может рассчитывать псковский журналист.

 

Не стоит врать самим себе. Истинное положение псковской журналистики в целом и почти каждого журналиста в отдельности - крайне унизительно, как бы не пыжились директора и главреды, пытающиеся и на ёлку рейтинга влезть, и зад о коряги власти не ободрать. А неизбывное нищебродство собственно и порождает все те некрасивые следствия, о которых принято говорить в связи со "второй древнейшей", как-то: сервильность, продажность, беспринципность, готовность угодить любому власть предержащему холую, лишь бы сшибить копейку-другую.

 

Что это, как не девальвация статуса?

 

Увы, но профанация профессии начинается именно с этого, уж извините, бл…дства. И более точное и верное слово тут вряд ли подберёшь.

 

Упрёк в якобы проституировании журналистики глуп и лишён смысла, поскольку обычно исходит от тех, кто ни черта не понимает в профессии.

 

Если бы наши псковские журналисты были бы сплошь "проститутками" (надеюсь, все понимают, что это метафора), то есть делали свою работу профессионально и за достойные деньги, то ни у одного социолога не повернулся бы язык назвать местные СМИ "бездарнейшими".

 

А язык не повернулся бы по одной простой причине: местные СМИ "отвечали бы за базар", как по содержанию, так и по форме, и, тогда, скажем, газеты годились бы не только на подтирку обывательских жоп в эпоху дефицита туалетной бумаги.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ.

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...