Путешествие восьмое: три "вокзальных" попытки и немного Ростова
Предлагаю начать путешествие с прогулки по городу, но прежде давайте вернёмся на несколько веков назад. Первое упоминание об этих местах датируется XV веком. Тогда это был Смоленский погост Шелонской пятины Космодемьянского монастыря Новгородской вечевой республики. В 1777 году дновские земли перешли в Псковское наместничество. Вообще, я думала, по крайней мере, надеялась, что есть какая-то красивая легенда по поводу образования названия "Дно". Но всё оказалось банально и просто. С одной стороны, есть некое предположение, что в доледниковый период тут было дно моря, а с другой стороны - Дно расположено в низине, в болотистой местности, вот поэтому-то оно и Дно. Правда, сначала тут были две деревни – Дно большое и Донце малое, они объединились и получили название Дно, только местные жители именовали свою деревню более благозвучно – Донщина.
А городом Дно стал, естественно, когда там появилась железная дорога. Было это в конце XVIII века. К этому времени в России уже построили сеть железных дорог, а самой главной веткой была Николаевская железная дорога, которая соединяла Москву и Петербург. Она была очень загруженной, потому что вела к выходу в Балтийское море и обеспечивала торговлю с зарубежными странами. Был ещё один выход к Балтике - Московско- Виндаво-Рыбинская железная дорога, которая вела из Москвы в Виндаву, ныне это город Вентспилс (Латвия). Управляло Московско-Виндаво-Рыбинской дорогой одноимённое акционерное общество, которое решило проложить "железку" между Бологое и Псковом, к тому же тогда уже существовала дорога Псков - Варшава.
В проекте новой железной дороги никакой станции Дно не предполагалось, там значились станции Старая Русса и Порхов, но оказалось, что поезда не могут без остановки преодолевать такие расстояния, тогда решили построить ещё одну станцию примерно в шести километрах от деревни Дно на реке Полонка. Однако, местный помещик почему-то не согласился на строительство дороги, зато владевший деревней Дно помещик Пётр Адамович Наинский дал добро. От этого решения все остались в плюсе – акционерное общество получило площадку для постройки станции, сам Наинский заработал на торговле лесом, из которого делали шпалы, местные крестьяне тоже получили приработок.
А в этом месте предлагают отступить от истории Дно и немного отвлечься на местных помещиков. Так вот, тот самый господин Наинский не постоянно жил в Дно, тут у него была только летняя резиденция, а основную часть года он проводил в Санкт-Петербурге. Дновские крестьяне держали для него скот, выращивали урожай, а он совершенно их не ценил – всех "подчинённых" женщин называл Дусями, а мужчин – Андреями. Почему именно такие имена выбрал барин для своих крестьян – история умалчивает.
Вообще, дновцам "везло" с помещиками. Был тут ещё один не слишком адекватный "рабовладелец" немец по происхождению по фамилии Фиш. Его имение находилось между дорогами на дновский массив и на деревню Скугры, сейчас это место местные жители называют Фишева горка. Так вот, этот господин Фиш мог летом приехать на службу в церковь на санях в шубе, шапке и валенках. Помимо, мягко говоря, странностей он обладал крутым нравом. Всё закончилось тем, что Фиша сожгли в его собственном доме.
Теперь вернёмся к дороге. Уже 11 ноября (по новому стилю – 24 ноября) 1897 году в Дно прибыл первый поезд. Это был пассажирский состав, который привёз администрацию новой железной дороги. К этому моменту в Дно уже было депо, сначала на 4 паровозных стойла, а затем его расширили до 12 стойл. Перед ними находился поворотный круг, он был деревянным и работал "в ручном режиме", то есть, чтобы поставить поезд на нужные рельсы, рабочим приходилось вручную переводить "стрелки". Для обслуживания железной дороги в Дно приехали рабочие из Бологое, Рыбинска и Петербурга. Для них построили 7 домов. Кстати, именно "по вине" петербургских рабочих в Дно появился ….. Невский проспект! Насколько я понимаю, так в шутку называли именно ту улицу, на которой были построены эти самые 7 первых домов для железнодорожников. В итоге шутки-шутками, а улица и сейчас своим названием напоминает о самом знаменитом проспекте Северной Столицы – она официально называется Невская.
К встрече первого поезда, естественно, в Дно возвели и первый вокзальчик. Он был настолько красивым, что в Петербурге даже продавались открытки с его изображением. Однако, долго это здание не простояло, потому что было не приспособлено для обслуживания пассажирских поездов – там не было зала ожидания. От того, первого, вокзала до наших дней дошли фотографии, а ещё часы, которые, висели в кабинете его начальника. Сейчас они находятся в местном железнодорожном музее, правда, они уже не ходят.
В 1916 году пленные австрийцы возвели в Дно вторую "версию" железнодорожного вокзала. По сравнению с первым и третьим второй вокзал имел более европейский вид.
Современный вокзал был построен в 1952 году. Венчает здание восьмиметровый шпиль. Дновский вокзал островного типа (оказывается, бывают и такие!). Дело в том, что он находится как бы на острове между двумя дорогами: с одной стороны проходит магистраль Санкт-Петербург - Витебск, а с другой – Бологое – Псков. Так что, когда здесь объявляют о прибытии или отправлении поезда, то непременно называют и сторону, с которой это произойдёт. Кстати, на гербе города Дно изображены две пересекающиеся железные дороги.
Говорят, что таких вокзалов как в Дно, всего четыре на всю Россию, один из них находится в Волховстрое, ещё один где-то возле озера Байкал. Понравился дновский вокзал и создателям фильма "Диверсант. Конец войны", правда, там он играет роль "своего ростовского коллеги". Напомню, что на вокзал Ростова (в реале – Дно) приезжают главные герои фильма, в этот город они прибыли, чтобы участвовать в очередной спецоперации. Тем, кому интересно, что же конкретно из всего "Диверсанта" сняли на дновском вокзале, стоит смотреть 10 серию фильма примерно с 19-й минуты.
Было в Дно ещё одно красивое строение - арка в честь начальника Северо-Западной железной дороги Степана Терентьевича Ковылкина. Она стояла недалеко от вокзала. Посвятили её Ковылкину потому, что он взял под личный контроль восстановление посёлка железнодорожников, который сгорел в 1922 году и был возведён заново всего за один год. В годы войны арку разрушили, недавно, как рассказывают местные жители, появлялась идея её восстановить, но что-то не получилось…
Конечно, нельзя пройти мимо пешеходного моста, который протянут через железную дорогу. Это "творение" 80-ых годов прошлого века, которое, как мне показалось, уже почти кричит "отремонтируйте меня". Говорят, что деревянный предшественник этого моста был куда живописнее, но его пришлось снести, когда появились тепловозы – им оказалось тесно под мостом.
Как рассказывают, единым комплексом с железнодорожным вокзалом в Дно является Дом культуры, эти здания даже всегда красят в один цвет, чтобы не нарушать целостность картины. А соединяет вокзал и Дом культуры достаточно широкая аллея. Но вот Дом культуры не всегда был таким, какой он сейчас. Когда-то это было более грандиозное здание, но оно не пережило войну. В старом ДК было два зрительных зала, один из них вмещал в себя 750 мест, а ещё 250 человек могли усесться на балконе. В этом зале была уникальная поворотная сцена, и как рассказала нам Галина Ивановна Колодина, даже петербургские артисты считали большой честью выступить в Дно. Второй зал был значительно меньше – на 300 мест вместе с балконом. Ещё в Доме культуры размещался "дом техники", где все желающие могли получить специальность, конечно же, связанную с железной дорогой, или повысить свою квалификацию. Были и развлечения: библиотека, бильярдная, большой спортивный зал. А за зданием располагалась целая зона отдыха для трудящихся. В 1944 году шикарный, даже, наверно, по нынешним меркам, Дом культуры немцы сожгли, и в 1957 году был построен новый ДК, который стоит по сей день. Сейчас там тоже есть зрительный зал, но гораздо более скромных размеров, ещё в ДК работают разные кружки для детей, открыт небольшой музей и дом ремёсел.
Надо сказать, что главными экспонатами музея в Доме культуры являются фотографии, которые рассказывают, в основном, о самом городе, о предприятиях и о годах войны. А вот железнодорожный музей, расположенный на противоположной стороне железной дороги, мне показался более интересным, наверное, потому что там не только фотографии, но и много всяких интересных вещиц.
Например, там есть целый набор приспособлений для работы на паровозе. Это такие тяжеленные на оооооочень длинных ручках лопата, кочерга и ещё много разных предметов для распределения угля в топке и удаления золы, название которых мне так и осталось неведомо. Честно говоря, мне сложно представить, как один человек мог управляться с таким инструментом, мне кажется, что удержать такое чудо техники могли в лучшем случае трое.
Презабавной вещицей мне показался металлический чемоданчик, с которым железнодорожники уезжали на работу на дорогу. В эту "сумочку" они складывали еду и напитки, там для бутылок даже сделано углубление в крышке "с двойным дном". Смею предположить, что вся эта конструкция некий прототип современных сумок-холодильников.
Кстати, музейный чемоданчик оказался совсем не пустым. Там лежит, конечно, не имеющая к нему никакого отношения, железнодорожная петарда. Это такая маленькая кругленькая штучка красного цвета, которую крепили на рельсы в качестве предупреждающего сигнала. Принцип действия был примерно такой (если я правильно поняла, конечно): едет поезд, под ним взрывается такая петарда и машинист понимает, что дальше ехать не стоит, потому что там ведутся какие-то дорожные работы. А ещё, как рассказала наш экскурсовод, такие петарды когда-то взрывали на железной дороге в Дно в День Победы и День освобождения города. Это был такой как бы салют.
Конечно, есть в музее и стрелочные флажки – красный и жёлтый, которыми проводники раньше предупреждали об остановке и отправлении поезда, есть и кусок рельса, и самой разной модификации сигнальные фонари, и тепловозный прожектор, и различные радиостанции, и много-много чего ещё. В музее также хранятся 4 памятных знамени, которые в советское время дновское депо получило от управления Октябрьской железной дороги за высокие показатели работы.
Главная достопримечательность Дно – это железная дорога, но стоит ещё обратить внимание на старинные постройки, они как-то выбиваются из общей архитектуры явно советского периода. До наших дней дожили только два здания – оба находятся на центральной площади города и были построены в 1904 году. Это железнодорожная поликлиника и рыбные ряды. Здание, где сейчас находится поликлиника, сразу строилось для "медицинских целей": сначала там была больница, потом - в годы Гражданской войны - там размещался госпиталь, во время Великой Отечественной войны там тоже было медучреждение. Кстати, немцы хотели его взорвать и даже заложили взрывчатку, однако, по каким-то причинам сделать этого они не могли.
А вот для чего в 1904 году в Дно построили здание, которое теперь носит название рыбные ряды – история умалчивает, известно только, что в один из периодов "жизни" этого строения, там складировали лён перед отправкой его на обрабатывающие производства. Теперь же там находится частная лавка, торгующая рыбой.
В отличие от многих городов Псковской области Дно не богато на храмы. Тут есть только одна церковь. Освящена она в честь Архангела Михаила. Храм, к слову, не новодел – ему в этом году 191 год исполняется. Помните, в самом начале я писала о том, что Дно потому и Дно, что расположено в низком месте, так вот, по моим ощущениям, церковь построена на единственной на весь город возвышенности. Недалеко от этой церкви была усадьба того самого Наинского, от неё остался только пруд. Ещё тут протекают две речки - Ильменка и Суковка. Одна получила своё название, потому что впадает в озеро Ильмень, а вторая – потому что начинается от деревни Суки (предполагаю, что ударение на "и").
На этом знакомство с городом Дно, думаю, можно закончить, а в следующей части я расскажу о том, как сюда царь заезжал))) Но это уже совсем другая история…
Продолжение следует.
Лена Лешкина.