Не боги и не богини, но с божественными формами
Что такое "МастерстВО!"? И кто его оттачивает? Я опросила участников одноимённого фестиваля подарков ручной работы в торговом центре "ПИК-60" и вывела формулу успеха. Действительно, не боги горшки обжигают, а счастливые родители и любящие бабушки.
Схема действий такая. Сперва желательно выучиться на инженера, ну в крайнем случае на бухгалтера. Молочники и преподаватели иностранных языков тоже приветствуются. Как обзаведётесь подходящим образованием, дожидайтесь пенсии. Или ищите себе спутника жизни, чтобы поскорее уйти в декретный отпуск. Сможете шарахаться с детской коляской по магазинам типа "Электротовары" – как бы присматривая мужу подарок на 23 февраля (или какие там ещё праздники на подходе?), а на самом деле вникая, чем провод ПВ-1 отличается от провода ПВ-3.
Полюбившиеся провода волоките домой и тщательнейшим образом зачищайте от изоляции. Пока зачищаете, ребёночек-то и проснётся – а значит, уже не заплачет, а будет только умилительно вздрагивать, когда вы наконец-то возьмётесь за молоток. Зато потом у вас отбою не будет от американских и греческих модниц, которым страсть как захочется красоваться в сделанных вами из этих электропроводов серёжках.
Псковская преподавательница иностранных языков Анастасия Веселова примерно так и делает. Сначала она плела цветы из бисера и выпекала бусы из пластика, но потом как истинный педагог нашла себе гораздо более трудоёмкое занятие – лишь бы обеспечивать всяких заморских и заокеанских щеголих украшениями ручной работы. Её увлечению электропроводами от силы полгода, потому что в декретный отпуск она ушла всего полтора года назад.
Бывший администратор отеля Ольга Гусева заскучала в своём декретном отпуске два с половиной года назад. Коробка акриловых красок, набор кисточек и болванка матрёшки (за всё вместе она заплатила около 300 рублей) призваны были скрасить её однообразное времяпрепровождение.
Первая Олина матрёшка получилась до того красивой, что родные ни за что не хотели утаивать её от широкой общественности. Но и на магазинной полке она покрасовалась всего ничего: не уберёг её и нарочно заломанный ценник в 600 рублей. С тех пор Ольге Гусевой уже больше незачем возвращаться в свой отель. Если только она не надумает однажды приобрести его под музей псковской матрёшки.
Самое интересное, что у Оли нет никакого специального художественного образования. Не поверите, но даже школьные уроки ИЗО давались ей с трудом, потому что она никак не могла научиться аккуратно обращаться с красками. Олины ладошки и сегодня предательски перепачканы всеми цветами радуги, потому что теперь она пользуется красками, которые не так-то легко отмыть, а рисует не меньше 8 часов в день, старательно навёрстывая упущенное в детстве.
Над одной из своих матрёшек она трудилась с утра до вечера почти полгода. Вернее, это была матрёшкина семейка из 32 деревянных куколок в лаковых одёжках с иллюстрациями из русских народных сказок. Самая большая – 73 сантиметра высотой, самая маленькая – 6. Оля расписывала их под заказ – для одного коллекционера из Санкт-Петербурга.
Специалисты таможенного оформления в декретных отпусках тоже времени зря не теряют. Например, Инна Заверуха увлеклась в этот ответственный период своей жизни "нулёвочкой". Это такое хобби для членов таможенного "Бойцовского клуба", когда душистое мыло варится "с нуля" - то есть, насколько я поняла, из самой что ни на есть вонючей щёлочи. И лучше делать это в резиновых перчатках, защитных очках и респираторе, чтобы самой нечаянно не обвариться.
Зато потом у Инны получается разноцветное ароматное мыло самых причудливых форм. Например, с пышными формами венер: Венеры эпохи Возрождения и Венеры палеолитической. Или в форме орхидей (формочку придумала и сделала сама).
Марина Беленкова выучилась на технолога по молоку, но поработать по специальности не успела, потому что почти сразу же родила Никитку и тоже оказалась в творческом отпуске. Года не прошло, как она развела у себя в квартире такие бисерные джунгли, что весёлым молочникам, судя по всему, ещё долго придётся обходиться без Марины.
У печерянки Ларисы Чауровой четверо детей, поэтому она уже давно, что называется "в теме". Когда искала себе занятие по душе, вспомнила, что бабушка с дедушкой валяли валенки и только этим спасались от голода в послевоенные годы, когда у них было мал-мала меньше. Возрождать фамильное ремесло оказалось непросто: помогли интернеты и чужие бабушки, кто ещё помнит, как правильно валять.
Технику валяния Лариса освоила в совершенстве, но подшивать подошвы к своей рукотворной обуви предпочитает у профессионального сапожника. Говорит, что ему можно доверять: у него у самого семеро детей.
А это программист Николай Петров со своим произведением в технике квиллинг.
Вообще-то квиллингом увлекается супруга Николая Оксана, но я её на выставке "МастерстВО!" не застала, потому что она, в строгом соответствии с моей теорией, сидела в это время дома с полуторагодовалым малышом. Кстати, по образованию она преподаватель географии.
Среди нашей пишущей братии, а точнее, сестрии тоже попадаются люди с руками. Как, например, сотрудница пресс-службы областной администрации Мария Иванова. В юности она, по её словам, увлекалась плетением фенечек – вот и получила начальную дизайнерскую подготовку. А теперь Машины бусы носят и датчанки, и немки, не говоря уж про эстетствующих москвичек с петербурженками. Я сама запала на одну из её бисерных "финтифлюшек", тем более, что Мария пообещала сделать мне как своей коллеге скидочку))
А вот чем я уже давно всем хвастаюсь – так это украшениями от знаменитой псковской мастерицы Екатерины Заборщиковой. Она работает в удивительной технике "анкарс". Это такое королевское фриволите в стиле французских аристократов времён всех подряд людовиков. Отличается от обычного, рабоче-крестьянского, фриволите изысканностью и качеством материалов.
"Я уже не в состоянии сплести воротничок из обыкновенных хлопчатобумажных ниток, типа "ирис" или "снежинка", потому что привыкла работать с металлизированными, а хлопчатобумажные просто-напросто рву, - объясняет Екатерина. – Но мне пока даётся не всякая металлизированная нить. Попробовала плести из серебряной – порезала пальцы. Так что с драгоценными нитями я решила пока повременить".
И всё равно Катины украшения – это такая роскошь, что всякий раз, когда я надеваю свои любимые … не решаюсь назвать их "бусами" из лунного камня и перламутра "от Екатерины Заборщиковой", то чувствую себя придворной дамой не из этой жизни.
По профессии Екатерина программист. В детстве пробовала вышивать, но суровые катушечные нитки и тогдашние мулине ядовитых расцветок её категорически не устраивали. Поэтому она снова занялась рукоделием только пять лет назад, когда качество материалов стало соответствовать её высоким стандартам и появилась возможность брать уроки у известного мурманского дизайнера.
…Пока я знакомилась с ещё одной именитой псковской мастерицей, богатый покупатель успел приобрести у неё эксклюзивного плюшевого слоника (из всамделишного антикварного плюша, как у Чичикова - "брусничного цвета с искрой"). Образование у кукольницы Юлии Чулковой аутентичное – она бухгалтер. Но ещё будучи школьницей, вела у пионеров кружок мягкой игрушки и уже тогда продавала свои произведения на выставках. Теперь её основным занятием является, как она сама говорит, семья. Игрушки на почётном втором месте, но они там до такой степени не засиживаются, что Юлия давно уже не принимает участие ни в каких выставках ради выставок, потому что не успевает даже "выкладывать" свои произведения в Интернет. Ведь клиенты раскупают её игрушки "на корню".
Например, недавно одна заказчица попросила сшить ей ворону: она, мол, сама "ворона" и хочет себе игрушечную подружку под стать. Юлия пригляделась к этой даме повнимательней и придумала для неё "этноворону". "Теперь эта взрослая, пятидесятитрёхлетняя, женщина спит с моей вороной в обнимку – до такой степени они сроднились".
Благодаря ещё одному дипломированному бухгалтеру выставка "МастерстВО!" в торговом центре "ПИК 60" приобрела международный статус. Уроженка Нового Изборска Любовь Журавлёва давно уже перебралась в Таллин – нянчиться с внуками, но своих псковских декупажных подружек не забывает.
Декупажем она увлеклась шесть лет назад. Для неё это по-прежнему "хобби", хотя она посвящает этому занятию всё своё свободное время и достигла в этой технике такого совершенства, что её то и дело приглашают проводить для новичков мастер-классы. С её лёгкой руки мой интерьер теперь украшает винтажная шкатулка для чайных пакетиков (ничего не попишешь: придётся потчевать гостей пакетированным чаем - искусство ведь требует жертв).
Псковичка Ирина Николаевна Змачинская тоже отказывается называть себя профессиональной мастерицей. По образованию она инженер электросвязи, а "по профессии – теперь уже домохозяйка".
"Я из поколения тех людей, которые умеют делать ВСЁ, - объясняет она. – Я вяжу на всём, что шевелится, – от крючка до вязальной машины. Я шью одежду от нижнего белья до пальто. Я занимаюсь росписью по стеклу, декупажем, а недавно ещё к тому же увлеклась росписью по шёлку. Спасибо Яндексу и Гуглу, у которых можно научиться всему".
"Для меня это не работа, а удовольствие, а с таким отношением к делу не разбогатеешь, - уверяет она. - Потому что я гонюсь не за количеством, а за качеством. Я, к примеру, вяжу для своих детей всего две-три вещи в год. Зато когда они их надевают, их и в Питере, и за границей останавливают прямо на улице и спрашивают: "А где вы это купили?".
Ольга Трифоненко вообще ничего такого никогда бы не затеяла, если бы не дети. Она закончила механико-машиностроительный факультет псковского политеха, работает руководителем отдела продаж в одной частной фирме и до поры до времени не имела к искусству никакого отношения. Но тут две её дочери засобирались на Ибицу и велели маме - кровь из носу - раздобыть им где-нибудь шёлковые цветы. Мол, на Ибице без шёлковых цветов в волосах нельзя и показываться.
Ольга добросовестно обшарила все псковские магазины и поняла, что такие цветы, как там продаются, ей, во-первых, не нравятся, а во-вторых, и самой под силу сделать. Она даже смогла сделать их лучше, чтобы они действительно походили на настоящие. И как только это случилось, заказы посыпались на Ольгу, как снежный ком. Тем более, что она свои цветочки никогда не повторяет. У меня теперь тоже такой есть, он же цветок льна – туристический бренд Псковской области, между прочим.
Руководитель рекламных проектов регионального выпуска газеты "Комсомольская правда" Татьяна Васильева училась сначала на музыканта, потом на специалиста по туризму, и всегда что-нибудь шила. Сперва куклам. Когда она в четыре года сшила на настоящей швейной машинке свой первый тряпичный мешочек, бабушка повела её в магазин и насыпала туда конфет.
С тех пор Татьяне нравится, чтоб её поделки пригождались по хозяйству. И чтоб в идеале их можно было доверху наполнить конфетами))) Поэтому её страсть – рукотворные сумочки.
Знаменитый на всю Россию печорский гончар Юрий Пересада, представьте себе, когда-то зарабатывал на жизнь тем, что лепил вовсе не из глины, а из теста. Он трудился поваром в одной престижной московской организации. Пока в один прекрасный день друг не привёл его в гончарную мастерскую...
А когда у Юрия Пересады один за другим родились пятеро детей, этого почтенного отца семейства можно было застать на кухне за ещё более "немужским" занятием. Оказывается, он начинал свою гончарную карьеру с того, что делал "бусики". А теперь является корифеем возрождённой его же стараниями старинной технологии обжига гончарных изделий в молоке с последующим лощением и поднимает из руин изразцовую керамику, которую москвичи освоили примерно на 150 лет позже псковичей. Горшки Юрия Пересады покупают и Суздаль, и Новгород, и Ярославль, и Рязань – для своих музейных собраний. Его персональные выставки в обеих столицах всегда становятся событием. А искусствоведы называют его одним из лучших российских гончаров.
На выставке "МастерстВО!" Юрий Пересада демонстрировал изделия из "каменных масс". В отличие от его всем полюбившейся "молочки", они выдерживают почти фарфоровые температуры и не облезают даже после посудомоечной машины. Сам Юрий оказался не менее жаропрочным.
Как вы уже знаете, в октябре прошлого года его печорская мастерская "Дионисий и партнёры" сгорела дотла. Без средств к существованию остались сразу несколько семей, включая его собственную. Власти пообещали "подставить" гордости земли печорской "плечо", но, по его словам, пока что не помогли ему ничем таким, на что он надеялся как отечественный производитель-погорелец. Кто Юрию помог – так это друзья. А ещё он взял 300 тысяч рублей кредита в Фонде гарантий и развития предпринимательства, воспользовался помощью федеральной программы по возврату потраченных на приобретение основных средств расходов, выкупил выделенную ему на общих условиях делянку… Но так до сих пор и трудится в арендованном на радиозаводе помещении, хотя уже потратил на восстановление своей мастерской более 700 тысяч рублей.
Будучи человеком верующим, он надеется, что Бог даст – и всё наладится, а пока решил людей посмотреть и себя показать на фестивале "МастерстВО!". Ему понравилась "многочисленность" участников этой выставки-продажи. Он ведь знает по собственному опыту, что из некоторых изготовителей сегодняшних "бусиков" когда-нибудь обязательно получатся настоящие кудесники. И ещё говорит, что это очень позитивные люди – те, кто создаёт своими руками такую красоту.
Самой позитивной из всех является, конечно же, выпускница факультета технологии и предпринимательства Псковского государственного университета Наталья Дьякова - как главный организатор этой выставки. Это она создала группу псковских рукодельниц "ВКонтакте" и организовала с ними уже девять выставок. У неё в активе более 50 мастеров. К лету Наталья планирует объединить их в ассоциацию, которая будет базироваться в областном доме ремёсел.
На фестивале "МастерстВО!" Наташа продавала свои витражи в технике "тиффани" и набивные плоские "птички-рыбки, хочется дарить улыбки".
Правда, хочется дарить улыбки? Тогда присоединяйтесь к участницам группы "МастерстВО!", которые собирают пожертвования для десятилетнего Антона из Дедович, нуждающегося в дорогостоящем лечении, чтобы он наконец-то смог сделать самый первый в своей жизни шаг (у мальчика ДЦП, двойная гемиплегия). Помочь Антону очень просто: нужно положить деньги на телефонный номер "Билайн" 8-967-532-11-71, и они поступят в банк на имя его мамы Юлии.
По-моему, это хороший способ "попоститься" – особенно, для таких суетных людей, как я, которым ещё не подвластно "мастерстВО!" в ограничении себя сосисками, а надо как-то заслужить себе моральное право на непозволительную роскошь в виде ещё одних "бусиков", раз у самой руки не из того места растут.
Ольга Миронович, Псковское агентство информации. В материале использованы фотографии автора и из альбомов группы "МастерстВО!" "ВКонтакте".