Про новгородское "оВНо" за псковскими скобками
Удивить новгородцев новым псковским бренд-буком (даже двумя бренд-буками) не получилось.
Когда на международной конференции "Ганзейские города: возможности развития" состоялась презентация двух свежеиспечённых брендов ганзейского Пскова, которые являются продуктами проекта "Ганзейские связи", мэр давно уже обрендбученного Великого Новгорода Юрий Бобрышев только и сделал, что деловито поинтересовался: "А какой у Пскова талисман?"
Вот тебе, бабушка, и Юрьев Ганзейский день!
Пока псковичи придумывали, что ответить, и в замешательстве подыскивали наиболее подходящий для своего "талисмана" предмет: "Наверное, всё-таки скоба…", - ещё к тому же выяснилось, что даже в 2013 году Новгород, который с некоторых пор "Великий", отдавать Пскову ганзейскую пальму первенства без боя не собирается. Потому что в 2013 году новгородцы придумали праздновать 900-летие своего Никольского собора, являющегося Всемирным наследием под охраной ЮНЕСКО.
Фишка в том, что этот собор у них не только Всемирное наследие, но и памятник Ганзе Нового времени, ведь он был восстановлен в конце прошлого века на пожертвования жителей ганзейских городов. Таким подарком иностранные ганзейцы отметили присоединение Великого Новгорода к международному Ганзейскому движению.
Зная новгородскую ганзейскую рьяность, лично я уже почти уверена, что псковские Русские Ганзейские дни 2013 года будут выглядеть на фоне дня рождения одного отдельно взятого новгородского собора… эээ… бледненько.
Особенно теперь, когда проект "Ганзейские связи" завершён и Ольга Василенко со своей командой больше не будут тянуть из псковского болота ганзейского бегемота, поражая иностранных партнёров "мощью и качеством проделанной работы".
До такой степени поражая, что глава департамента культуры и охраны города Ростока Томас Вернер, например, впервые после падения Берлинской стены "устремился" своими планами на Восток. А председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталёва призналась, что никогда раньше не видела, чтобы за такое короткое время было СТОЛЬКО всего сделано.
"Вы совершили колоссальный прорыв, рассказывайте, пожалуйста, повсюду про проект "Ганзейские связи", потому что это история невероятного успеха!" – сказала она.
Значит, ещё раз всем рассказываем про псковские "Ганзейские связи" и сдаём их в архив?
И ПЕРМанентный бой, покой нам только снится
В мире, чтоб вы знали, 2667417 поселений, которые считаются городами. Из них 336 – мегаполисы. Тенденция такова, что рио-де-жанейры распирает от понаехавших, а урюпински чахнут от демографического истощения.
В современной России насчитывается 1092 города. Всего 12 из них являются городами-миллионниками, а 72% российских городов – "малые", то есть, в каждом из них живёт не более 50 тысяч человек.
Псков и Новгород уступают "крупнейшим" и "крупным", но всё-таки пока ещё считаются "большими". Некоторые утверждают, что это ненадолго.
Правда в том, что все города без исключения - и большие, и малые - испытывают, как сказала на конференции та же Марина Хрусталёва, "чудовищную конкуренцию за народонаселение". Даже городам-миллионникам приходится напрягаться.
Например, городу Пермь, который за последние десять лет выбыл из клуба миллионеров. И теперь из кожи лезет вон, чтоб его называли "культурной столицей России". А вы думали, с чего это вдруг пермяки так озаботились своим территориальным брендингом, что призвали на помощь и Артемия Лебедева, и Марата Гельмана?
Отступать некуда, позади Новгород
Получается, что брендинг – это не модная блажь, а один из способов борьбы за существование, в которой побеждают не только сильнейшие, но и самые креативные. Благодаря "Ганзейским связям" Псков тоже наконец-то обзавёлся приличными брендами, но успокаиваться на достигнутом нам ещё рано. Пока мы тут раздумываем: присоединят Псковскую область к Ленинградской или не присоединят, - нас с таким же успехом могут подмять под себя и новгородцы.
Потому что Новгород в последние годы весьма преуспел в самопрезентации и уже присвоил себе многое из того, что, казалось бы, принадлежало Пскову по праву, но плохо лежало. Ведь согласно новгородскому бренд-буку, это он у нас теперь "Родина России", "Родина русских гениев", "Родина православия" и так далее и тому подобное. По крайней мере, в Страсбургах все об этом уже наслышаны. И каждый немец в курсе, что с 2010 года Новгород ещё к тому же является официальной столицей Русской Ганзы.
Псков, конечно, тоже времени даром не терял. Он стал столицей Всероссийской масленицы (на пару с Ярославлем)) и двадцатым по счёту из 37 "городом воинской славы". (Великий Новгород, между прочим, и тут утёр нам нос, получив это официальное звание на год раньше). Но что оно нам дало, кроме штампованной гранитной стелы и обязанности проводить в февральские трескучие морозы военные парады – я так и не поняла. Мне патриотизму не хватает. Что-то незаметно, чтобы Псков стал от этого "славней".
То ли дело Новгород. Пока псковичи переживают, что нашу Всероссийскую масленицу не показывают ни по "Первому", ни по второму, новгородцы уже давно бьются над решением задачи второго уровня: как сделать, чтобы Екатерина Андреева перестала путать их Великий с Нижним.
13 городам это "вельми понеже".
Неуёмные амбиции новгородцев делают им честь. На конференции в Пскове мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев прямо так и начал – с наезда на Москву и Санкт-Петербург. Мол, негоже, что эти два города сосредоточили в себе столько людских и прочих ресурсов. А давайте-ка, дескать, противопоставим федеральной вертикали свою муниципальную горизонталь. Будем наперекор глобализации выстраивать невиртуальную социальную сеть – Союз русских ганзейских городов, подтягивая даже такие маленькие, как Белозерск и Тихвин.
Чтоб интегрироваться в Европу без сопливых, которым едва-едва исполнилось 850 или того смешней – 300.
Новгородскому градоначальнику не надоедает рассказывать, как москвичи пытались прибрать нашу Русскую Ганзу к своим загребущим рукам, да не на таких нарвались. Марина Хрусталёва наконец-то объяснила, с чего это вдруг златоглавая на наше территориальное брендирование зарится.
Ну что сказать вам, москвичи, на прощание?
Как выяснилось, и сами москвичи, и гости столицы не очень-то себе представляют, зачем иностранные туристы едут в этот город и чего они там не видели. А хуже всего то, что более 80% единожды побывавших в Москве иностранных туристов не хотели бы ни под каким предлогом туда возвратиться.
Поэтому московские архитекторы придумали для столицы новый бренд – "Москва – город авангарда" и теперь всячески его проталкивают, надеясь, что когда-нибудь в недалёком будущем Шуховская башня будет ничуть не менее знаменита, чем Эйфелева, а желающих увидеть своими глазами дом Моссельпрома будет нисколько не меньше, чем желающих полюбоваться на барселонский дом Костей.
Пушки с берега палят, кораблю пристать велят
Новгородские ганзейцы тоже кое-что придумали в продолжение псковского проекта "Ганзейские связи". Они предлагают новый туристический маршрут – "Ганзейские дороги России" – хотя бы для того, чтобы "заново научиться ездить друг к другу в гости". К тому же это не совсем "дороги", а преимущественно исторические "водные пути". Новгородская идея заключается в том, чтобы продвигать "древнейший и самый успешный в истории сетевой проект", как называет Ганзу псковский учёный Владимир Аракчеев, "через сплав".
Кстати, новгородские ганзейцы уже вовсю "торят" свои исторические водные пути. Они уже три года как успешно организуют теплоходные экскурсии из Москвы в Великий Новгород. Этот путь из москвичей в новгородцы получился у них тернистым: в одном месте, по словам Юрия Бобрышева, корабельщикам даже приходится снимать с теплохода трубу, чтобы протиснуться под низким мостом, - но дело того стОит. Новгородский мэр утверждает, что билеты на такие круизы разлетаются, как горячие пирожки. Реализация этого межрегионального проекта даже породила целевую комплексную программу, которая, в частности, предполагает углубление русла реки Волхов по ходу следования новгородских круизных лайнеров.
Внимание. Когда-то Юрий Бобрышев пообещал, что лично вручит 100 тысяч рублей капитану первого теплохода, который прибудет в Великий Новгород из Москвы. И ведь вручил.
В сухом остатке
Так что не будем о грустном (это я про прервавшееся впервые за… страшно подумать… всю историю человечества, что ли? водное сообщение между ганзейскими Псковом и Тарту).
Обсуждая возможности продолжения проекта "Ганзейские связи" в рабочих группах, русские ганзейцы решили для начала запустить по ганзейским дорогам России ганзейский туристский поезд. А ещё они предложили продавать туристам специальную карту скидок Русской Ганзы, чтобы случайному посетителю, допустим, резиденции Деда Мороза в Великом Устюге, захотелось сэкономить и заодно проехаться до калининградского Музея Янтаря или заглянуть в тотемский музей Николая Рубцова, пользуясь привилегиями во всех попутных кафе и гостиницах, а может, и на автозаправочных с автобусными станциях.
Кстати, о гостиницах. Помните, как я писала, что "звёздность" гостевых усадеб белорусской ассоциации агротуризма отмечается количеством "петушков". Новгородцы сходу предложили использовать по такому же назначению новую псковскую "звезду пленительного счастья" . А вместе с тем обозначать этим, чисто псковским, "колесом мишлена" те региональные отели и предприятия общепита, которые захотят участвовать в ганзейской программе скидок.
Да! И принимать в ганзейский сетевой проект только такие рестораны и кафе, которые сумеют включить в своё меню блюда традиционной, лучше всего, средневековой псковской кухни!
Еду я по выбоинам. Зато на "лендровере"
Московские эксперты идею выстраивать ганзейское туристическое "кольцо", наподобие "Золотого", поддержали. А чтобы вдохновить нас на подвиги, напомнили, как это самое, "Золотое", возникло.
Оказывается, в шестидесятые годы прошлого века журналист "Комсомольской правды" Юрий Бочаров придумал такое красивое название для серии своих фоторепортажей про старинные русские города, а потом издал под таким же заголовком фотоальбом. И пошло-поехало.
Причём поехать может откуда не ждёшь. В доказательство Марина Хрусталёва продемонстрировала псковичам рекламный буклет компании Land Rover. "Крепости России" называется. Там и про Псковскую крепость, и про Порховскую, и про Изборскую. Вполне себе скрупулёзно разработанный туристический маршрут.
Христа ради туризм
Но лучше всего было бы воспользоваться идеей устюжан. Они давно уже продвигают туристический маршрут "по следам" своего знаменитого святого Прокопия Праведного.
Этот первый Христа ради юродивый на Руси происходил (как нельзя кстати) из знатного рода любекских ганзейских купцов (!), но забросил торговлю, как только оказался в Великом Новгороде, поражённый красотой и величием русских храмов. Все вырученные от продажи своих товаров деньги он тут же раздал бедным, а сам обратился в православную веру и начал жить подаянием. То в одном древнем русском городе, то в другом.
Представляете, КАКОЙ можно будет отгрохать "маршрут", основываясь на одной этой легенде. А поскольку вышеупомянутый знатный житель города Любека прославился своим нестяжательством и нередко ночевал под открытым небом прямо на кучах мусора, это надо быть очень бесцеремонным иностранным туристом, чтобы предъявлять к современной российской туристической инфраструктуре чересчур завышенные требования.
Шучу, конечно. Но не так тонко, как новгородцы со своим "талисманом", который журналисты уже успели окрестить "берестяным Спанч-Бобом".
Новгородское брендирование в последнее время вообще доставляет. Бренд "Великий Новгород – ганзейский город" самим новгородцам, оказывается, уже поднадоел. Они считают, что он "набил оскомину", и поэтому в 2011 году потратили 200 тысяч рублей на разработку нового новгородского туристического логотипа - "Великий Новгород – Родина России". В виде купола Софийского собора.
Вот полюбуйтесь что из этого получилось и утрите навёрнутые мною в начале этой статьи слёзы зависти.
Ольга Миронович, Псковское агентство информации. В публикации использованы материалы международной конференции "Ганзейские города: возможности развития".