Полосатый Пётр Первый и реинкарнация Иосифа Кобзона
Свою новую выставку в Пскове митьки начали с того, что обрядили в тельняшку бюст Петра Первого, установленный на входе в картинную галерею здания бывшей художественно-промышленной школы имени Фан-дер-Флита Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Но, немного похулиганив для порядку, кой в чём всё-таки выказали этим стенам своё особое уважение. В частности, не стали устраивать фуршета, шёпотом объясняя собравшимся, что в главной картинной галерее города это не совсем уместно.
Митьковский "профессор" Андрей Филиппов сразу стал вспоминать, как первый раз побывал в Псковском музее-заповеднике много лет назад, и как не мог в те времена и представить себе, что тоже когда-нибудь будет "здесь висеть". На этот раз он только что из Сербии, где восемь лет назад закрыли на ремонт национальный музей, а теперь удивляются, что некому защищать страну. Поэтому очень рад, что "в Пскове в этом отношении всё в порядке". И что "экспозиция очень хорошая". "Так что у меня благодаря Пскову оптимистический взгляд на жизнь", - заявил Андрей Филиппов.
"Я тоже очень рад, - сказал псковский митёк Александр Бушуев, которого Дмитрий Шагин называет "Бушем", - Что мы наконец-то поселились… временно в стенах Псковского музея-заповедника, который я люблю с детства и который имеет такое важное значение для каждого псковича".
"Основатель и духовный глава движения митьков", как его представили, Дмитрий Шагин заодно пожаловался, насколько сложно было в прошлый раз развешивать картины в нижнем выставочном зале Приказной палаты, который, утверждает он, напоминает подводную лодку.
А ещё рассказал тем, кто не знает, как на первой митьковской выставке в Пскове торжественно приняли в митьки местную художницу-наивистку Таисию Швецову. Псковская митьковская "сестрёнка" ради такого случая одела в тельняшку любимого героя своих живописных произведений – тигра. А специально для этой выставки написала картину под названием "Дом князя Меншикова".
Главный митёк вообще попросил всех обратить внимание, что на этот раз питерские художники очень старались показать псковичам картины, которых мы ещё не видели. Хотя выставку и открывает работа, написанная Александром Бушуевым к прошлому приезду митьков в Псков. Она так и называется – "Митьки в Пскове".
"Просто у меня тогда с собой фотоаппарата не было – вот и пришлось рисовать", - "оправдывался" Александр и в свою очередь подчеркнул, что на этой выставке есть настоящие раритеты. Например, картина той же Таисии Швецовой "Полёт Гагарина", которая является музейным экспонатом. А также митьковские полотна из частных псковских собраний.
Новую митьковскую выставку в Псков "привёз" "Митрич", а точнее, художник Дмитрий Дроздецкий, который живёт наполовину в городе Красногорске Московской области, наполовину в Себеже Псковской. Так что эта выставка вначале побывала в Себеже, а после поедет в Красногорск. Внимание первых псковских посетителей сразу же привлекла картина Дмитрия Дроздецкого "Успение с Пароменья", которую он написал, когда набрёл на этот храм и увидел "ой красота-то какая неописуемая!"
Выступая на вернисаже, "Митрич", по его же собственному признанию, сказал почти что тост: в Пскове и Псковской области "столько всего красивого", а митьков всегда "так тянет на красоту", а не на какой-нибудь там гламур, что эта земля не может их к себе не привязывать.
Митьки особенно "прикипели" ко всему псковскому, когда побывали недавно на праздновании 425-летия деревни Митковицы Печорского района. Например, "Митрич", рассказывал на открытии выставки Дмитрий Шагин, сразу же захотел писать эту деревню во всех видах, а благодаря "Бушу" там теперь строится часовня. У митьков также есть идея, заявил Дмитрий Шагин, посвятить свою следующую выставку Изборску, а точнее, "связать" этой выставкой Петербург, Печоры, Изборск и Псков.
Художница Светлана Баделина от имени "сестрёнок" добавила, что митьки любят "Псков и его окрестности… вот именно так, по-литературному, - Псков и его окрестности" за то, что здесь живут люди, которые относятся к своей работе с восхищением. Она особенно благодарила сотрудников Псковского музея-заповедника, которые так интересно, с такой любовью рассказывают о своём музейном собрании, что митьков это не может не трогать.
Устраивать на свой псковской "остановке по требованию" фуршет митьки, как уже было сказано, принципиально не захотели. "Спеть песню", как они собирались, у них тоже не получилось: в музее не нашлось гитары. Поэтому они дали слово "замечательному художнику и не менее замечательному поэту" Андрею Кузьмину, который с выражением прочёл первым посетителям выставки свои новые стихи.
В этих стихах он, например, по митьковской традиции "улучшил" финал фильма Иосифа Хейфица "Единственная", который у Хейфица "уж слишком мрачный, прямо нечеловеческий". Впрочем, другие митьки сочли хеппи-энд Андрея Кузьмина ещё более бесчеловечным – из-за того, что он с особой жестокостью выдал Хейфицеву "Танюшку" "за богатого".
Ещё одно своё стихотворение Андрей Кузьмин посвятил "Ксанке" из "Неуловимых мстителей", которая нанесла ему в юности "сексуальную травму".
А на десерт прочёл стих про реинкарнацию, в котором есть такие слова:
А чьей реинкарнацией хотелось бы вам быть?
Среди которой нации хотелось бы вам жить?
Во времена простецкие и платьев из нейлона
Я б стал звездой советскою – Иосифом Кобзоном.
А был бы выбор – сделался б я Эдуардом Хилем:
Пел бы на сцене весело, владел автомобилем…
В общем, как и объяснял в начале этого вернисажа псковский искусствовед Юрий Селивёрстов, никакого постмодерна в произведениях митьков нету, и пускай всё мировое искусство в 20 веке, считай, что умерло, а их дело живёт. Художник Андрей Филиппов ещё добавил к этому, что митьки не имеют никакого отношения и к актуальному искусству, потому что всё "актуальное" – оно "с привкусом мертвечины", а митьки и вообще многие питерские художники любят живое.
Нечто "живое", непредсказуемое, с открытым финалом присутствует даже в афише выставки "Митьки в Пскове-2011". По словам Дмитрия Шагина, там специально не указана дата завершения псковской "остановки по требованию". Выставка будет работать "до упора", сказал он, – то есть, пока псковичам это интересно – "Так что приглашайте народ!"
Ольга Миронович, Псковское агентство информации