Андрей Тарасов рассказал о работе управляющей компании, о проблемах чистой воды и объединении Пскова и Псковского района
Александр Машкарин поговорил с директором управляющей компании «ПсковЖилСервис» Андреем Тарасовым в прямом эфире проекта ПАИ-live 4 июня о том, что происходит на рынке управляющих компаний Пскова и следует ли ждать укрупнения управляющих организаций. Темами разговора стали также установка видеокамер и шлагбаумов, вандализм в псковских многоквартирных домах.
- Расскажите, как начинается ваше утро?
- Утро начинается с просмотра аварийных заявок, которые произошли за ночь. Затем строим планы работы на текущий день. Во владении около 40 домов – Псков и Псковский район.
Проблема чистой воды в домах
- Бытует мнение, что новыми домами проще управлять? Это так на самом деле?
- В какой-то степени проще, в какой-то степени сложнее. Новые дома оснащены хорошим инженерным оборудованием, оно требует ухода, обслуживания. Запустили в районе чистую воду из нового аодземного водозабора - она портит инженерное оборудование, и это реальная проблема. В этом году в сентябре или октябре будет пять лет, как запустили водозабор по программе «Чистая вода». В домах, где подаётся стандартная вода, насосы стоят и по 15 лет, и проблем нет. С чистой водой возникло много проблем, в частности, быстро изнашиваются сальники.
- Как решать проблему с этой чистой водой?
- Осталось убрать жёсткость. В Горводоканале говорят, что готовы, но необходимо финансирование и чтобы расходы закладывались в тариф. Нужно заменить инженерное оборудование. Главное – сохранить здоровье, а если люди будут пить эту воду, то с почками будут проблемы. Потратили деньги на строительство водозабора и получили воду, которая хуже предыдущей воды, – это неправильно. Нельзя поставлять воду, которая будет нагружать управляющую компанию и портить здоровье людей. Вода будет чистая, хорошая, у неё отличная показатели по многим параметрам, но высокая жёсткость из-за тех веществ, которые не растворяются в воде.
Сфера ЖКХ – это коммунальная сфера, и вся деятельность должна строиться по такому принципу, когда каждая организация вносит свой вклад. Это относится и к Горводоканалу, и к теплосетям, и к вывозу ТКО. Эта схема должна быть, потому что не может одно предприятие сесть на шею другому – это приведёт к убыткам управляющей компании, что скажется на качестве оказания услуг.
Управляющая компания считается коммерческой организацией, и это неправильно. Жильцы также воспринимают нас, как коммерческую структуру, которая зарабатывает на них.
Те управляющие компании, которые приходят на рынок и понимают, что нужно работать, – они отказываются от единственного желания заработать. Они тратят деньги на обслуживание домов, районов. Только при такой схеме будет получаться неплохая работа.
Укрупнение управляющих компаний
- Планировалась постепенно заменять мелкие управляющие компании более крупными, пока их не останется в городе всего несколько. Есть ли позитивный выход от укрупнения управляющих компаний?
- Передел рынка не должен быть связан с укрупнением, государство должно регулировать рынок ЖКХ. Если «управляйка» будет занимать положение монополиста, то это тоже плохо. Должны приходить молодые ребята с новыми идеями, подходами – в этом я вижу стимул изменений. Если управляющие компании будут расширяться - это не значит, что качество у них останется на том же уровне. Нужна конкуренция, давление со стороны потребителей. Все торговые структуры подстраиваются под потребителей, предлагают новые формы, площадки. Если раньше рынок такси считался дорогим, то сейчас это чуть ли не дешевле выходит, чем на автобусе.
Нормальная конкуренция помогает в решении проблем. В управляющих компаниях должна быть другая направленность деятельности, в правильном нормированном получении прибыли, тогда её деятельность будет правильная.
- Поступает много жалоб на управляющие компании, но редко происходит их смена. С чем это связано? С неудобной процедурой смены или неактивностью жильцов?
- Если дом находится в полуразрушенном состоянии, то жильцы должны вложиться для приведения его в нормативное состояние. Дело не в проблеме проведения общего собрания, а в том, что жители не готовы платить деньги.
Если жители не довольны работой управляющей компании, то нужно настаивать на проведении капитального ремонта, а уже потом менять УК.
Переход многоквартирных домов на спецсчета
- Пять домов на улице Владимирской перевели на спецсчета. Как это происходит на практике и что нужно сделать, чтобы перевести дом на спецсчёт?
- Нужна инициатива не одного жителя, нормальное функционирование дома опирается на коллектив жителей. Жители замотивированы перейти на спецсчёт из-за возможности управлять своими средствами самостоятельно. Можно отремонтировать крышу заранее, а не ждать, когда она начнёт протекать.
Люди приходят в управляющую компанию и просят помочь организовать переход, мы помогаем. Документы направляются в Фонд капремонта, после этого открывается счёт и в течение месяца или двух перечисляются денежные средства на расчётный счёт. Управляющая компания не может тратить деньги без решения собственников. Они аккумулируются и могут тратиться только по решению собственников. К примеру, 100-квартирный дом имеет на счете 2,5 млн рублей, их они ещё не тратили, но собираются потратить часть этих средств на установку пожарной сигнализации.
После того как первый дом перешёл на спецсчёт, остальные тоже начали подтягиваться. Мы прошли этот путь и поняли, что ничего трудного там нет. У нас есть сайт микрорайона «Родина», мы начали рекламировать там переход на спецсчёт. После этого уже появились инициативные группы.
Мы хотим все дома перевести на спецсчета и заинтересованы в том, чтобы дома находились в нормативном состоянии.
Вандализм и как с ним бороться
- Есть группа в социальной сети «ВКонтакте» микрорайона «Родина», там появляются жалобы на вандализм. В ваших домах больше вандализма или порядка?
- Вандализма как такового нет, но разрисованные фасады, надписи, рекламы есть. Для управляющих компаний огромная проблема связана с поведением неадекватных жильцов. Когда вызываешь полицейских, приезжает один участковый, и он не может справиться с тремя жильцами, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. Сама работа управляющих компаний связана с необходимостью взаимодействия с полицией – это деятельность плохо организована, мы не получаем должной поддержки. У нас к проблемам вандализма или выкинутого мусора относятся легкомысленно, и это большая недоработка. Когда большой КАМАЗ приезжает и выкидывает мусор, никто не ищет этого человека, наказывают только собственника участка. Проблема в законодательстве и желании. Муниципалитет не может проводить мониторинг огромной территории. Правоохранительные органы должны помогать наводить порядок, тогда ситуация будет улучшаться.
Возле деревни Кислово - помойка, где объездная дорога на Дно – тоже мусор, и никто не занимается поиском того, кто организовал свалку. Эта система не отработана.
Видеонаблюдение во дворах и шлагбаумы
- На улице Владимирской в Пскове установили систему видеонаблюдения на одном доме для того, чтобы фиксировать нарушения? Есть ли желание установить их по всему району?
- С жителями первого дома установили систему, посмотрели, как она работает. Жильцы согласились на установку и на абонентскую плату. Будем и дальше стараться развивать.
Видеокамеры помогают обезопасить микрорайон, жителей, в том числе детей, а также помогают раскрыть преступления. Система видеонаблюдения позволяет не бояться быть на улице и чувствовать себя спокойно.
У нас в микрорайоне сложная ситуация с движением, бывают небольшие аварии. Видеокамеры помогают решить спорные вопросы.
- Никто из жильцов не обращался по поводу установки шлагбаумов?
- Обращения были, но я не готов обсуждать эту тему. Сам не очень люблю заборы и шлагбаумы, потому что могут возникнуть проблемы с беспрепятственным проездом скорой помощи и пожарных. Нам всего нужно три шлагбаума, чтобы закрыть въезд во дворы, но пока такие вопросы не рассматриваются.
Объединение Пскова и Псковского района
- Будут ли улицы Владимирская и Никольская переходить в Псков территориально? Как вы считаете, стоит ли это делать?
- Псков и Псковский район надо объединить давно, создать единую агломерацию. По моему мнению, будет выгода и Пскову, и району.
- Управляющая компания может расширяться до определённых пределов, есть ли желание расширять деятельность? У вас пока 40 домов, скажется ли на работе «управляйки», если это количество увеличить? Или 40 – это предел?
- До 50-60 домов можно расшириться, а дальше уже думать надо. Нормально управлять получается именно таким количеством домов. Большие территории связаны не только с количеством людей, но и с количеством офисов. Сейчас у нас есть офис в Родине и в Портянниково. Если расширяться, то офисы должны быть еще на Михайловской, в Борисовичах. Ещё необходимы будут помещения, где будет стоять транспорт. Без тракторов работу вести не получится. Город в этом плане нам не помогает, можно было бы выделить землю под гараж, чтобы там техника была и там можно было бы проводить ремонт.
Хочу добавить, что меня очень радует, что в этом году задумались над тем, что тепловую энергию можно выключать по желанию собственников и учитывая мнение хотя бы управляющих компаний. Для этого всё подготовлено, для этого есть новые микрорайоны, которые оснащены техникой, которая потребляет то количество тепловой энергии, которая требуется в данный час, данную минуту. Они не напрягают теплосети.
В данной ситуации очень хочется, чтобы для решения вопросов начала отопительного сезона - как включать, как отключать - привлекали управляющие компании. По закону услуги теплоснабжения предоставляют управляющие компании, а их не спрашивают, надо тепло или нет.