Фейковые новости и борьба с ними: интервью с Александром Малькевичем
Член Общественной палаты России, руководитель Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич стал гостем проекта ПАИ-live 15 мая. Основной темой разговора стали фейковые новости, как они распространяются, кто и зачем их создаёт, а также то, как ведётся борьба с ними, как обычным людям не попасть в очередной фейковый капкан.
– Александр, вы сейчас находитесь в самоизоляции?
– Частично в самоизоляции, потому что работа не исчезает, её стало значительно больше. С первых чисел января занимался с коллегами борьбой с фейковыми новостями. Как мы знаем, с марта все они перешли в сферу коронавируса, их стало большое количество.
– У вас уже более 150 выпусков вышло на эту тему. С чем связан такой взрыв фейковых новостей?
– Оказалось, что всё человечество, и Россия в том числе, не готово к информационному вирусу. Коронавирус-то уйдёт рано или поздно, а что делать с информационным вирусом, который поражает людей? У каждого из нас есть близкие люди, которые верят во всякую муть, а потом распространяют её. Коронавирус разбудили в людях всё то тёмное, что дремало. Мы все готовы воспринимать новую информацию как что-то таинственное, необычное. На YouTube есть много роликов, связанных с коронавирусом. Каждый из людей, читателей или зрителей, хоть раз сталкивался с видеороликами, где говорят о том, что коронавируса нет, его придумал Билл Гейтс, его придумали для того, чтобы всех вакцинировать или что коронавирус – это заговор. Отдельная категория людей рассказывает в видео, как выздороветь от коронавируса за один день, рекламирует «волшебные» препараты. Всё это в больших объёмах страшнее любого вируса.
Все говорят, что раньше не было такого шума вокруг вируса, но хочу напомнить, что, не считая лихорадки Эболы, последняя большая вспышка была в 2009 году, когда много людей заразились свиным гриппом. В то время не было такой огласки из-за того, что не было Instagram, «ВКонтакте» и Facebook только начинали развиваться, не было мессенджеров, как сейчас. За 10 лет в технологическом развитии мы шагнули далеко вперёд, поэтому сегодня распространять информацию стало легче.
Из-за обилия ненужной информации у людей возникает повышенная тревожность, поскольку 70% из этого – негативные новости. Негативный трафик продаётся лучше. Среднестатистический житель и так часто получает негативную информацию, но с коронавирусом это количество выросло ещё больше.
Немаловажную роль играет и стадный инстинкт, когда люди начинают пересылать друг другу ролики. Открываешь его и видишь, что там уже один миллион просмотров, – это сразу действует на человека, и он думает: раз так много просмотров, значит, там не может быть ерунды. Так называемые инфлюенсеры, или лидеры мнений, тоже занимаются распространением роликов разных типов.
– Для чего распространяются эти ролики?
– «Фейкомёты» делятся на три группы. К первой группе относятся те, кто получает деньги за просмотры, – это хайп, который можно монетизировать. Вторая группа людей делает это из лучших побуждений – переживают за здоровье своих близких, за себя и таким образом становятся разносчиками информационного вируса. В Якутии пенсионерку оштрафовали за фейковую новость о том, что к людям будут приходить, брать тест на коронавирус и заражать. Мне её жалко, она искренне хотела помочь, услышала эту информацию на остановке от женщин. Но такой ролик действительно был на YouTube, там несколько миллионов просмотров, но лица на нём нет, идёт просто аудиодорожка. Третья группа распространяет фейки во имя своих политических историй, чтобы свергнуть ненавистный режим, чтобы рассказать, что всё ужасно.
– Как происходит распространение фейковых новостей, роликов?
– Перед Днём Победы в Сети распространяли ролик: его разместили в Instagram, затем на другом аккаунте сделали репост, распространили по мессенджерам, и из-за плашек с репостами было непонятно, откуда взялось видео. На ролике полиция пытается выписать штраф ветерану, который ответил на это: «А за что я воевал?» В кадр попал рукав полицейского, и выяснилось, что это даже не Россия, а МВД Украины, Одесса. Этот ролик был снят вообще в 2017 году, когда ветеран пытался прорваться к Порошенко, но его не пускали. Фейки разлетаются так быстро, что люди не успевают даже фильтровать информацию.
– Есть куча анонимных telegram-каналов в каждом регионе, где авторы занимаются распространением фейков. Как реагировать властям? Опровергать каждый раз, подогревая интерес к этим telegram-каналам? Пытаться найти административное воздействие или плюнуть на них?
– Опровергать нужно только ту информацию, которая расходится широкой волной. У нас власть во многих регионах не знает, как работать в новой реальности. Надо реагировать не просто оперативно, а действовать на опережение, уметь работать в социальных сетях. Мы на днях провели большое онлайн-заседание с Российской ассоциацией политконсультантов, ВЦИОМ, сетью экспертного клуба «Регион», где обсуждали позитивные губернаторские практики. В этом плане я за Псковский регион спокоен, потому что губернатор Михаил Ведерников максимально социально открыт, он превратил свои социальные сети в оперативный источник информации. Так и должно быть, потому что у нас есть некоторые главы регионов, которые просят посмотреть пресс-релиз на официальном сайте администрации в каком-то разделе. Этого никто не будет делать, люди привыкли получать информацию в той социальной сети, в которой они находятся.
Что касается telegram-каналов с фейками, если все эти анонимы с небольшим количеством подписчиков, то лучше их не замечать. Я действительно много с позиции главы комиссии по СМИ Общественной палаты России выступаю и корректно критикую регионы за качество информационной работы, несколько регионов получили критику в свой адрес из-за множества ошибок. Помощники одного из губернаторов в своих региональных telegram-каналах разместили, что некий Малькевич из Москвы «что-то там рассказал о нас», и начинают рассказывать обо мне что-то. Но вместо того, чтобы наладить поток информации от своего руководителя, они решили «сделать прививку».
– До Пскова добрался конкретный фейк об истории с продажей медицинских масок якобы из гуманитарной помощи. У нас в Facebook появилось несколько постов на эту тему, там и китайские иероглифы, которые перевели и там якобы написано «гуманитарная помощь». Что это за история?
– Эта удивительная история показывает переиздание фейков, потому что в конце апреля это коснулось сначала только Москвы, но большой торговой сети магазинов. Любой человек, никому не известный, приходит в магазин, записывает видео, берёт упаковку масок с китайскими иероглифами. При этом он не разбирается в языке, и никто не задумывается, правду этот человек говорит или нет. Когда дали перевести иероглифы переводчику, он рассказал, что там лишь указан состав и где произведено – обычная информация.
Две недели после этого прошло, и пошла новая волна – уже по регионам. Начали говорить, что власти обманывают, магазины наживаются на нас, и одна из целей этого ролика – вызвать негатив по отношению к властям, и сделан расчёт на то, что люди начнут воровать эти маски из магазинов. «Фейкомёты» провоцируют на кражу. Это обычные маски, которые просто закупают в Китае. 95% всего в области медицины, что потребляли штаты, – это производство Китая. Но здорово, что во многих регионах производство перепрофилировали и начали производить свои маски. Слышал, что и в Пскове тоже производят.
Фейковых историй довольно много. В Ростове-на-Дону мужчина снимал себя в машине и рассказывал, что позади него 150 машин в пробке, всех проверяют на пропуска и что люди вышли из автомобилей с арматурой в руках. Ролик гулял по социальным сетям и даже за границу ушёл. Потом тот мужчина сам признался, что ничего такого не было, это была просто выдумка. Таких историй очень много, и поэтому пришлось запустить видеопроект, видеоблог «Фейкам нет» – он есть во всех социальных сетях и на YouTube, сегодня уже вышел 10-й выпуск для того, чтобы визуализировать всё. Там я рассказываю, показываю картинки, видео. Если есть интернет-ресурсы и есть интерес, можно размещать выпуски, чтобы люди видели, как это создаётся.
В день голосования популярны ролики, что идёт вброс бюллетеней, но после расследований оказывается, что ролики старые, ещё 2015–2016 годов. Или как в ролике про отравленные палочки: там нет лица – просто голос. Любой так может сесть, изменить голос и рассказывать всякую ерунду.