В поисках князя
В зале на Ленина, 1 открылась выставка конкурсных проектов памятника князю Довмонту. Зайду, посмотрю - интересно же.
Первое впечатление - ну очень страшно. Вздыбленные кони, занесённые для удара мечи. Трупы врагов под копытами лошадей, отрубленные головы. Пики, топоры, шлемы и щиты. В голову лезут незабвенные фразы: «Покажем всем кузькину мать!», «Замочим в сортирах!»… А так же девиз нашей будущей Ганзы – «Где мы - там победа!». Ну что же, искусство - это отражение реальности. Какова современная реальность - таков и социальный заказ.
Посмотрим подробнее.
Композиция № 1, прямо у входа. Перекошенный всадник с вывихнутой ногой верхом на скрюченной лошадке. На груди воина в качестве доспеха остроумно приделана женская брошка. Что-то мне это напоминает... Ба! - кузнеца-инвалида из Детского парка! Никак скульптор Голубев отметился, - узнаю руку мастера! Всех трёх несчастных уродцев - кузнеца, Довмонта и лошадь - очень, очень жалко…
Но большинство скульптур вылеплены очень даже хорошо. Качественная профессиональная работа. Правильные пропорции, динамичные позы, тщательная деталировка. К сожалению, качественное техническое исполнение не сопровождается глубоким осмыслением исторического материала, поиском яркого, лаконичного и индивидуального образа.
То есть, мы видим десяток размахивающих мечами добрых молодцев с мастерски проработанными лицами, оружием, деталями одежды. Можно назвать Довмонтом, можно - Дмитрием Донским. Или, скажем, Добрыней Никитичем. Невольно приходит в голову сравнение с другим памятником - князю Александру Невскому с дружиной, что стоит на горе Соколихе. Лаконичный образ, мощь и достоинство, отсутствие ненужных деталей и суетливых жестов, глубокое идейное содержание. В высшей степени достойный памятник. Чего, увы, нельзя сказать ни об одном из представленных вариантов.
Кстати, о деталях. Придуманный режиссёром Эйзенштейном немецкий шлем в виде ведра с рогами каким-то чудесным образом перекочевал из фильма про Александра Невского в конкурс на памятник князю Довмонту. Причём многократно! Удивительное единодушие авторов говорит о степени осмысления исторического материала: брали то, что лежит на поверхности.
В скульптуре, как и в музыке или литературе, существует жанр поп-искусства. Сочетание профессиональной лихости с отсутствием глубокого смысла. Киркоров, Донцова, Церетели, Щербаков... Ну и некоторые из сегодняшних конкурсантов. Я думаю, что личность князя Довмонта заслуживает большего.
Между прочим, Довмонт не только воевал, но и много строил. Об этом вспомнил лишь один автор, который вложил в руку князя маленький храм в виде... гранаты. Другой рукой, с мечом, его Довмонт даёт себе целеуказание... Размахнись рука - раззудись плечо!.. Сейчас как закинет церквушку на Запсковье!
Кстати, эта скульптура, сама по себе очень агрессивная, ещё и поставлена на гигантскую арку, агрессивно выдвинутую в сторону реки. Страшно-то как, господи…
Из общего ряда скульптур разной степени реалистичности выделяется проект № 5. Такой масштабный трансформер, типа для прикола: смотришь с одной стороны - лошадь с человечками в животе, с другой - те же людишки, но уже в домике… Что бы это значило? Впрочем, таково авторское видение, имеет право, на то он и конкурс.
Ну так что же, неужели совсем ничего не понравилось - в смысле трактовки образа, а не технического совершенства? Лично мне очень понравилась второстепенная скульптурная группа их трёх ратников. Есть в них что-то, какая-то внутренняя сила. Спокойная и вместе с тем динамичная композиция без суеты и лишних деталей. Нужная степень обобщённости. Вот если бы попросить автора ещё помучиться над образом самого князя, может и получилось бы то, что надо.
А вообще, самого лучшего Довмонта давным-давно изваял скульптор Александр Пальмин (тот, что сделал Солдата Первой мировой, который стоит на набережной). Этой работы нет на выставке. У Пальмина был именно наш князь, который долго правил, много воевал, много сделал для города, а не типовой древнерусский супермен с мечом. Выразительный лаконичный образ без лишних, исторически не обоснованных подробностей. Вот если бы можно было взять за основу эту старую работу!
Архитектурно-градостроительную составляющую проектов можно не обсуждать - там всё очень сыро, недоделано и непродуманно. Надо бы как-то тщательнее. Участок сложный, ответственный. Кроме всего прочего, там под землёй археологический памятник - тоже надо как-то учитывать.
И, тем не менее, конкурс сам по себе - это уже хорошо. Правильный шаг в направлении поиска решения сложной и ответственной задачи. Поэтому спасибо организаторам и участникам.
И последнее: эти заметки - моё личное, обывательское мнение, без претензий на полноту и объективность суждений.