Всё и сразу
На прошедшей неделе одной из главных стала новость о прекращении деятельности ряда Особых экономических зон (ОЭЗ). Также, как сообщили информационные агентства, приостанавливается процесс создания новых ОЭЗ. Для жителей Псковской области эта информация стала ушатом холодной воды. Не секрет, что ОЭЗ «Моглино» является одним из приоритетных проектов региональной администрации, который в перспективе должен стать локомотивом для экономики Псковской области в целом на долгие времена. Да и денег уже вложено немало, и видимые невооруженным глазом работы идут полным ходом.
Заинтригованная общественность, как водится не разобравшись, начала ожесточенно полемизировать в медиапространстве. Отдельные попытки компетентных специалистов, призывавших просто прочитать нормативные документы и обратить внимание, что закрытие ряда ОЭЗ никаким боком не касается ОЭЗ «Моглино», перекрывались многоголосым хором оппонентов. С их стороны, правда, звучали давно набившие оскомину мантры про то, что «все равно ничего у вас не выйдет» и «четыре года прошло, а у вас там ничего нет». Откровенное злорадство отдельных товарищей я не хочу принимать во внимание – есть у нас в области граждане, которые любую историю выворачивают наизнанку.
На самом деле, тема особых экономических зон довольно трудна для неспециалиста. Тут нужно и нормативную базу знать и понимать, и экономические принципы, да и имеющийся зарубежный опыт неплохо бы изучить – все же подобные проекты в Европе успешно реализовывались еще в прошлом столетии. Давайте попробуем и мы разобраться с нашей ОЭЗ «Моглино» без лишних эмоций. Без «ура-патриотизма» и без злобного карканья.
Критики говорят, что все у нас слишком долго, а результатов нет. ОЭЗ «Моглино» создана в соответствии с постановлением правительства от 19 июля 2012 года. То есть еще не прошло четырех лет с момента оформления юридического факта. Много это или мало? Ответить на этот вопрос, являющийся для многих основным, нам поможет имеющийся зарубежный опыт. Максимально схожие с ОЭЗ «Моглино» по структуре (территория, налоговый климат, логистическая инфраструктура, нормативное регулирование в целом) имеются в целом ряде европейских стран. Возьмем для примера успешные технопарки: «Мыйгу-Раэ» (Таллин, Эстония), «Лэйксайд» (Клагенфурт, Австрия), «Агро» (Тьеле, Дания). На сегодня это успешные и реализованные проекты. Но нас прежде всего интересует то, сколько времени было затрачено на разные этапы становления.
Итак. Таллинский Мыйгу-Раэ получил территорию и разрешение на проведение работ в 2002 году. Инженерные работы стартовали весной 2004 года. Первый резидент получил свой «камень» в 2005-м. Технопарк по плану состоит из четырех секторов. Первый полноценно заработал в 2009 году. Процесс привлечения резидентов и инвесторов продолжается и сегодня. То есть потребовалось 7 лет от юридического оформления до старта первого производства. Это уже не говоря о том, что Таллинн находится в объективно более выигрышных стартовых условиях, относительно Пскова.
Особая экономическая зона «Лэйксайд» в австрийском Клагенфурте появилась по распоряжению небезызвестного губернатора Каринтии Йорга Хайдера в 1999 году. Только лишь проектное и юридическое оформление заняло 4 года, прежде чем в 2003 году приступили к прокладке коммуникаций и общим инженерным работам. Производственная деятельность в первых десяти секторах «Лэйксайда» началась в 2010 году. Сейчас там трудятся порядка 1100 человек. Для тех, кто считает, что «Моглино» нам слишком дорого обходится, предлагаю сравнить – объем инвестиций на запуск первой очереди «Лэйксайда» составил 54 млн. евро. Впрочем, деньги здесь вряд ли уместно сравнивать по номиналу. Но вот обратим внимание на сроки – 11 лет от момента создания до старта производства. И это в, мягко говоря, благополучной во всех смыслах Австрии. Добавлю, что на запуск ещё одного австрийского технопарка «Tech Gate» в Вене ушел в общей сложности 21 год.
Технопарк «Агро» в Дании создан в 1976 году в рамках реализации программы «Датский продуктовый кластер». Первая активность в экономической зоне вокруг Тьеле отмечена в 1982 году. Конечно, в те годы темпы развития в целом были другие, да и сопротивление экологов, по имеющейся в открытых источниках информации, пришлось преодолевать.
Но суть в том, что вне зависимости от уровня развития государства, особенностей бюрократических процедур, места в разных рейтингах, требуется достаточно продолжительное время на реализацию поставленных задач. Позитивный зарубежный опыт нам говорит также о том, что на необходимые проектные работы на ранней стадии уходит не менее 3-5 лет. Лишь после этого начинается собственно инженерно-строительная активность. В этом плане ОЭЗ «Моглино» вполне укладывается в общеевропейский тренд и где-то его даже опережает.
Критике также подвергают количество резидентов. В «Моглино» на сегодня их пять. Немного пока, не поспоришь. В «Мыйгу-Раэ» первый резидент появился только через год после начала инженерных работ. В «Лэйксайде» изначально было принято решение строить технопарк по причине ухода местных компаний в китайскую юрисдикцию. Поэтому правительство Каринтии делало акцент на налоговые льготы для будущих резидентов, одновременно создавая парк по модульной технологии с мобильной инфраструктурой. Такая, казалось бы, беспроигрышная стратегия, на практике смутила многих инвесторов. Многие опасались идти на единообразные модульные участки, сформированные без учета потребностей конкретного резидента. В итоге первые четыре резидента зашли на площадку лишь в 2006 году – через 7 лет с момента начала создания технопарка. Не стану утомлять множеством других аналогичных примеров. Думаю, каждый может сделать выводы.
Много звучит упреков, что работа в «Моглино» идет, но все самые выгодные подряды отданы петербургским фирмам. Попробуем подтвердить или опровергнуть эти тонкие намеки. Всего на объекте различные виды работ выполняют сегодня 12 подрядных организаций, выигравших аукционы в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Из них одна зарегистрирована в Карелии, две – в Санкт-Петербурге. Остальные девять – это наши псковские подрядчики. Петербуржцы, в частности, выполняют работы по дренажу и ливневой канализации. Как по мне, так большего опыта, чем у питерцев, с учетом всем известных особенностей дренажа и водоотвода в северной столице, нет ни у кого.
Добавлю маленький нюанс, который критики почему-то умалчивают и деликатно обходят стороной. Согласно региональному законодательству, каждый подрядчик, заключивший контракт на выполнение работ с ОЭЗ «Моглино», обязан зарегистрировать филиал своей фирмы в Пскове и, соответственно, встать на областной налоговый учет. Следовательно, налоговые поступления идут непосредственно в региональный бюджет. Так что конспирология на тему аффилированности проекта с Санкт-Петербургом на практике оказывается громким пшиком в пустоту...
Вероятно, есть еще немало того, что с радостью будут ругать и критиковать псковичи, обсуждая тему «Моглино». Быть может даже обоснованно. Поживем – увидим. Пока же, как мне кажется после погружения в тему, события развиваются своим чередом. Имеющийся опыт говорит о том, что наивно рассчитывать на толпы резидентов в первые годы становления технопарка. Опыт говорит о том, что все подобные территории на ранней стадии развиваются по примерно схожим параметрам, и ОЭЗ «Моглино» из общего тренда не выбивается.
Тот, кто хоть раз начинал какое-либо серьезное дело, прекрасно знает, что период становления – самый трудный. И барьеры приходится преодолевать, и инвестируешь много, чтобы будущее было светлым, и людей надо убеждать в полезности своей деятельности. Долгое время тратятся ресурсы пока, наконец, не пойдет ожидаемая отдача. При правильном подходе она обязательно будет.
ОЭЗ «Моглино» пока развивается в соответствии с общеевропейскими стандартами, кое-где даже опережая среднестатистические темпы. Мы, псковичи, народ весьма нетерпеливый. Долго ждали, теперь хотим по-быстрому и сразу. Все же давайте немного умерим градус кипения социальной активности и дадим подрядчикам спокойно, без лишних нервов работать над проектом ОЭЗ, подготовленный сингапурской компанией Jurong – признанным мировым лидером реализации проектов технопарков.
И будем хоть немного объективны: проект ОЭЗ «Моглино» – это исторический шанс Псковской области обзавестись, наконец, серьезным и современным промышленным производством. Рабочие места, налоги в региональный бюджет – это только видимая часть айсберга. Практика уже работающих проектов показывает, что такие технопарки привносят в экономику мощный синергетический эффект. Активное трудоспособное население получит стимул не покидать регион. Университет получит новый импульс к развитию, благодаря взаимодействию с бизнесом. В итоге же регион в целом перестанет почти полностью зависеть от федерального бюджета, как это повелось еще с послевоенных советских времен. Пока это, конечно, планы. Однако в эти планы постепенно начинаем верить.