1
 

Поезд ушёл?

2015 год в России начался с торможения — в РЖД решили приостановить 300 пригородных поездов в 39 регионах. В настоящее время 100 уже перестали курсировать. Сокращения в «дочках» компании, конечно, обосновали, назвав причиной происходящего задолженность местных властей перед железнодорожниками и чуть ли не «собственное» решение регионов - под этим объяснением маскируется факт отказа областных властей оплачивать выставленные счета за 2014-й и заключать новые договоры на субсидирование перевозок в связи с необоснованностью, по их мнению, запрашиваемых сумм. Цена вопроса оказалась для субъектов слишком высока, а взаимовыгодно договориться с монополией о компенсации убытков не выходит.

 

Сегодняшняя ситуация возникла не вдруг. Четыре года назад в РЖД реализовали реформу, образовав дочерние структуры для пригородных перевозок. Заказчиками услуг тогда стали администрации регионов. Часть расходов легла на пассажиров, остальные издержки пригородных компаний — на бюджеты субъектов. Однако наладить новый механизм в России не смогли. На фоне того, что в большинстве своём данные перевозки в стране заведомо убыточны, начались проблемы: пригородные компании, как коммерческие структуры, заботятся о прибыли, не учитывая возможности регионов и при этом, являясь естественными монополистами, не имеют рыночных стимулов снижать собственные издержки, которые просто закладываются в запросы на получение бюджетных средств.

Эксперты резюмируют: конфликт интересов случился из-за неправильной схемы финансирования перевозок. Пока государство платило по счетам РЖД, споров не было. У регионов же, на которые переложили данные затраты, просто не хватает ресурсов.

При этом властям Псковской области всё же удавалось найти компромисс с РЖД - но не в этот раз. Сумма компенсации затрат оказалась для субъекта неприемлемой. Согласно выдвинутым перевозчиком условиям, администрация региона обязана компенсировать необоснованно завышенную, по её мнению, себестоимость проезда в 2015 году. Ответом на выгодное лишь одной стороне предложение стало заявление о замене железнодорожного пригородного пассажирского сообщения автобусными маршрутами.

Расписание автобусных маршрутов, замещающих отменяемые пригородные поезда в Псковской области, уже опубликовано. При этом в областном госкомитете по транспорту и связи работает «горячая линия», куда псковичи могут обратиться с предложениями и пожеланиями по изменению маршрутной сетки.

Не согласились с финансовой политикой РЖД и другие регионы. Альтернатива сокращённым поездам та же — автобусное сообщение.

Как пишут местные СМИ, автобусными маршрутами решили продублировать отменённые электрички в Пермском крае. Аналогичные меры в связи с оптимизацией железнодорожных пригородных перевозок принимают в Курской области. В Нижегородской области дополнительные автобусы пустят в местах, где прекращено движение электричек. Возразили «железнодорожникам» и в Забайкалье. Здесь тоже объявили об отсутствии запрашиваемых средств в бюджете и принялись разрабатывать альтернативную транспортную сеть. Кроме того, попали под сокращение саратовские электрички: правда, пока в этом регионе предпочли настаивать на их сохранении, не исключая возможности перехода на автобусные перевозки. Отменили пригородные поезда в Орловской области, так же переложив ответственность за ликвидацию маршрутов на региональные власти. Отрезанными от областного центра оказались вологодцы — жители многочисленных мелких городов. Также в «чёрном» списке РЖД нашлось место не предусмотревшим компенсации пассажирских перевозок Ленинградской области и Ставропольскому краю...

По мнению председателя Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгения Куликова, причина отмены пригородных железнодорожных перевозок кроется в неверной схеме их финансирования, действующей в России в настоящее время. «Пригородное железнодорожное сообщение отдано частным компаниям, акционерным обществам, основная задача которых – извлекать прибыль. Однако пригородные железнодорожные перевозки всегда были убыточны. Когда государство держало их на своих плечах, то механизм работал. Теперь же пригородные компании не получают прибыли и идут на отмену поездов», - уверен он. Куликов заметил, что изначально не следовало отдавать пригородное сообщение в частные руки. «Когда проводилось акционирование и создавались пригородные компании, то предполагалось, что регионы и мы, налогоплательщики, будем покрывать их издержки. Но у регионов нет ресурсов на поддержание инфраструктуры железнодорожного транспорта», - полагает он.

Лишь после массовой волны скандалов в регионах на сокращение пригородных железнодорожных перевозок по всей стране отреагировали в правительстве России: 19 января на встрече с депутатами фракции «Единая России» в Госдуме вице-премьер Аркадий Дворкович объявил о готовности выделить субъектам федерации дополнительные средства.

«Вполне возможно, что стоимость таких услуг завышена, и мы готовы показательно с конкретными тарифами и ценами на услуги разбираться, может быть, действительно они должны быть ниже. Но есть разница между тем, чтобы говорить, что они должны быть ниже, и не платить ничего», - сообщил замглавы кабмина Аркадий Дворкович. Однако при этом заместитель председателя кабинета министров оговорился: «Вполне возможно, что стоимость таких услуг завышена, и мы готовы показательно с конкретными тарифами и ценами на услуги разбираться, может быть, действительно они должны быть ниже. Но есть разница между тем, чтобы говорить, что они должны быть ниже, и не платить ничего».

Теперь регионам предстоит определить, сколько они смогут платить за эту услугу. «Мы готовы её субсидировать — 25 млрд рублей в год закладывается в бюджете на субсидирование пригородных пассажирских перевозок. Чтобы субъектам было легче принять такие решения, мы выйдем к вам с предложением о дополнительных средствах»,— обнадёжил вице-премьер.

Анна ЦВЕТКОВА

Анна Цветкова
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...