Демисезонный театр
Весна и осень «переходного сезона-2014» в Псковском театре драмы различаются как плюс и минус, как ночь и день, как «да» и «нет» - и уже зрителю решать, что ему ближе и понятней: дерзкий художественный эксперимент или добротные спектакли с расчётом на ожидания некого «среднего провинциального зрителя».
Я бы даже употребил формулу «ян и инь псковского театра», где «янь» — мужское, питающееся тёмными энергиями и конфликтами, агрессивное, мятежное и дионисийское начало, а «инь», соответственно, - начало женское, конформистское, устремлённое к свету и гармониии, аполлоническое. Если одним поклонникам местной Мельпомены симпатичны поиски актуальности, социальной, эстетической, философской, усиленной новаторскими выразительными средствами доставки смыслов (показанные весной «Танго» московского театра «А.Р.Т.О», «Пока ты здесь» от столичного же «Liquid Theatre», здешний «Граф Нулин» Василия Сенина), то другим ближе проверенные временем, овеянные традицией формы - нынешние сентябрьские премьеры «Старая актриса на роль жены Достоевского» по пьесе Эдварда Радзинского и старый добрый «Скупой» Мольера. Несколько особняком стоит декадентско-депрессивная, погружённая в психоанализ и некрофилию, «Гедда Габлер», своего рода «внезапный и причудливый микс» из скандинавского психологизма, диктуемого классической пьесой Ибсена, и неожиданного гротеска, разрывающего стереотипы привычного восприятия.
При этом я не случайно заключил «среднего провинциального зрителя» в кавычки: эта фигура, вне сомнений, предельно условная, почти фикция; поди разбери, чего этот, извиняюсь за неуклюжий каламбур, «умозрительный зритель» желает: арбуз или свиной хрящик, то бишь авангардистский прорыв, постмодернистский изыск или отдающее свежим нафталином костюмированное шоу?
Вопрос отнюдь не праздный. Театр в провинции (у нас, по сути, единственный и неповторимый, как Нарцисс, отражающийся в одиноком зеркале) вынужден ёрзать на двух, а то и на трёх-четырёх стульях, «обслуживая» диаметрально противоположные вкусы и предпочтения; провинциальному театру трудно, а подчас и невозможно, позволить себе жёсткую художественную концепцию. Провинциальный театр в известном отношении обречён быть всеядным, словно целая футбольная команда двуликих Янусов; эклектизм - его родовая особенность, суверенный принцип существования. С этим тезисом можно спорить, и Василий Сенин пытался спорить, предлагая свой антитезис, смесь цирка и эстрадного капустника, но после знаменитого «весеннего обострения» - исторического рандеву с губернатором на малой сцене - творческая ситуация, судя по всему, резко изменилась, явив долгожданный синтез.
Два последних (нынче принято употреблять «крайних», дабы не сглазить) спектакля Псковского театра драмы: «Старая актриса на роль жены Достоевского» в постановке Алины Гударёвой и «Скупой» в версии Олега Молитвина — можно считать репертуарным компромиссом худрука Василия Сенина, отправившегося навстречу пожеланиям части публики, для которой всякий разрыв шаблона встаёт поперёк горла и хуже горькой редьки.
Понятно, что эти пресловутые «ожидания на потребу» — на самом деле та же вкусовщина, только на уровне условно-зрительского горизонта, который либо выше, либо гораздо ниже пресловутого плинтуса. Они настолько абстрактны и неуловимы, эти «ожидания», что практически не поддаются «верификации» в обывательском значении этого слова, а описать их можно исключительно при помощи пошлых требований: «Сделайте нам богато!» (варианты: вкусно, красиво, весело и легко, классично), «Не оскверняйте наш вкус», «Не надо напряга», «Хватит голых экспериментов» и т. д. Обычный уже разброс мнений на псковских интернет-форумах, от восторженной хвалы до яростной хулы, - яркое тому подтверждение.
Псковский театр изначально находится в положении «мальчика для битья», причём злобно пинать его будут в любом случае: хоть за так называемый «авангард», хоть за освещённую славным прошлым традицию (по обычаю извращённо и дурно понятые). Угодить всем и сразу попросту нельзя, однако можно приготовить разные блюда: как любителям попсового фастфуда, так и ценителям чего-нибудь поострей и позаковырестей. Василий Сенин, к его чести, доказал, что уж если и не как режиссёр, то как худрук он вполне на своём бойком месте, и если нужно, способен нажать на горло собственной песне, которая звучит явно вне формата массового зрителя, жаждущего пять лёгких пьес и комфортных развлечений. Если «пипл хавает» сосиску в тесте с патентованным набором приправ, почему бы не предложить ему эту сосиску? Пусть хавает. Но не исключено, что завтра гурманам предложат отведать сырого мяса, с намёком на расчленёнку. Как говорится, на вкус и цвет...
Действительно, злопыхатели если и не заткнулись вовсе, то определённо поперхнулись, и не скоро обретут полный голос. Единственная их претензия на конец сентября 2014 года звучит примерно так: «Почему Сенин приглашает режиссёров из других городов, а не ставит сам на родной сцене?». Когда трудно к чему-либо придраться по-настоящему, записные критики придумают всё, что угодно. К примеру, наверняка те же самые люди в прежние годы упрекали Вадима Радуна в том, что он якобы узурпировал сцену и не пускал в Псков других режиссёров.
Всё это, впрочем, пустое. Людям вменяемым компромисс переходного сезона очевиден: афишу не только обновили и расцветили недавние премьеры, но в репертуар и на сцену (пусть и на малую) вернулись многие спектакли, созданные за последние лет пять, до судьбоносного явления Сенина; труппа задействована и, судя по реакции псковской публики, вполне удовлетворяет зрительские запросы. По крайней мере, за театр имени Пушкина сегодня совершенно не стыдно. Приятные перемены трудно не заметить, и те, кто их не видит, либо слепы, либо лукавят. Речь здесь вовсе не об отреставрированных стенах и современном сценическом оборудовании, а о сугубо творческом компоненте.
Псковский драмтеатр осуществил кардинальную смену виртуального имиджа и даже ребрендинг («Театр Пушкина. Псков»), позиционируя себя в качестве культуртрегерской площадки, открытой для экспериментов, не только театральных, но и как пространство для общественных дискуссий, искусствоведческих лекториев и семинаров, как городской центр визуальных искусств, кино и музыки, то есть как место притяжения людей с самыми широкими культурными запросами.
Дизайн нового сайта театра (drampush.ru) ушёл от излишней тяжеловесности и выглядит свежо и современно. Рекламу спектаклей теперь сопровождают профессионально сделанные тизеры, размещённые в интернете и транслируемые в фойе перед спектаклями; эти тизеры сами по себе являются маленькими произведениями видео-арта. Афиши и программки к спектаклям стали цветными и дизайнерскими. Наконец, на премьерах зрителей угощают сладостями и игристыми винами. Всё это трудно представить в обшарпанных интерьерах «ПАТД им. А. С. Пушкина».