28
 

Бизнес по-русски

Если лещ «вошел в берег», значит многим деревенским бабам придется ночевать без своих мужиков. И не одну ночь. Уж как гоняют и наказывают охотников за нерестящейся рыбой, но народную традицию, как и сам народный характер, сломить нельзя. И дело не только в деньгах. Хотя и в них тоже.

Когда по округе разнеслось, что лещ «вошел в берег», Вовка на два дня перестал пить, чтобы «заняться бизнесом», а именно натаскать леща и «забарыжить» его «куда-нибудь». Ключевое слово здесь, конечно же, «куда-нибудь».

Сначала все пошло по плану. Вовка натаскал целую гору леща – хватило на 200-килограммовую бочку.

На второй день, даже не приняв стакан водки с утра, он поехал по окрестным населенным пунктам и дачным массивам – «барыжить». К его великому разочарованию, он немного опоздал. Практически все возможные покупатели уже оказались отоварены лещом. «Бизнес» встал.

Вовка не то, чтобы с горя, скорее по привычке, опять запил. Через неделю родственники с руганью выволокли товар вместе с бочкой в лес и там оставили, потому что стало невозможно дышать во дворе…

Бизнес – это, понятное дело, всегда авантюра. За что ни возьмутся люди в этой жизни, никогда не знают, как все сложится на следующий день. Рисуют они себе образы будущего, но насколько эти картины реалистичны – часто может вразумить только сама жизнь, со временем. И много случается таких невыдуманных историй, как про Вовку и леща, в которых играет роль не только объективная непредсказуемость внешних обстоятельств, но и кое-что другое.

Например, есть такой вариант «бизнеса по-русски», когда более-менее успешные родители непременно хотят сделать из своего отпрыска бизнесмена, тогда как сам он никаких полезных мыслей на этот счет не имеет. Так одному моему бывшему сокурснику родители дали «капитал», и еще сами купили ему торговый павильон. А сокурсник вместо того, чтобы закупить товар и «начать свое дело», родительские деньги в Москве спустил в игровых залах. В итоге пришлось родителям продать павильон. Причем за те же деньги продать не получилось, а только вдвое дешевле.

«Хочу работать на себя» - под этим лозунгом совершается сегодня немало «подвигов» и наживается немало «шишек», и далеко не всегда делаются выводы в пользу самосовершенствования – чаще просто назначаются виноватые.

Псковичка Екатерина В., получив от родителей в подарок деньги на машину, решила завести собственный «бутик». Первое, что она сделала, нашла в Москве какую-то организацию, где оптом продавали разные вещи. Там она закупила товар и «Газелью» привезла в Псков. Товаром была заполнена лоджия и часть комнаты. После этого Екатерина стала думать, что с эти добром делать и как превратить его в «бутик». Тут выяснилось, что арендовать место в приличном закрытом помещении – это дорого. Надо платить каждый месяц. И еще контрольно-кассовую машину приобрести - опять же затраты. Вдобавок вокруг очень много таких же продавцов, у которых вещи, как увидела Екатерина, даже лучше, чем у нее. Если на открытом рынке стоять, значит, кто-то должен ее вместе с вещами привозить-увозить. К тому же, товар был летний, а на дворе стояла зима. То есть деньги на аренду, ККМ, транспорт потратишь точно, а сумеешь ли чего продать – большой вопрос.

Хорошо, если под такой бизнес люди тратят собственные деньги, хотя и собственных жалко. Хуже, когда берут кредиты в банках.

У нас один дачник решил, что очень выгодно выращивать нутрий. Вон, рассказывал, в Подмосковье и под Питером целые фермы есть, и мясо нутрий идет на шашлык. Размножаются нутрии быстро, мясо диетическое – отличная тема! Взял кредит в банке, потрудился построить помещения и сооружения, провел воду (эта крысовидная живность имеет пристрастие к плаванию и нуждается в бассейнах). Завел нутрий. Оказалось, твари очень много едят, и такую причем еду, которую лучше бы съесть самому. А когда речь пошла о продаже мяса, все, кому он предлагал свой «деликатес», шарахались от него с круглыми глазам. За очень редким исключением – когда он предлагал продегустировать свою продукцию  совершенно бесплатно. Бизнес, в общем, не пошел, хотя казалось, что ниша «совершенно свободна». Теперь некоторые местные жители обнаруживают нутрий у себя во дворах и даже в подвалах.

Вполне возможно, что вообще львиная доля кредитов, которые берут наши граждане, объясняется никакой не вынужденностью, а эдакой русской бесшабашностью. Вот далась им эта стиральная машинка или мебель на полгода раньше и в два раза дороже! Многие проблемы «бизнеса по-русски» как раз и объясняются тем, что «хотелка» не дружит с логикой и вообще мозгами. Увидел чего-нибудь – вот хочу и все! Вместо того, чтобы подумать, а надо ли оно и зачем оно надо на самом деле. Самые коварные «колдовские огоньки» - это такие аргументы, как «у всех уже есть», «а вот он уже такое купил» или «я буду круче всех», или « у меня будет лучший».

…Одна женщина, сейчас уже пенсионерка, поведала, как делали бизнес нанятые ею продавщицы на рынке. Сама она долгое время зарабатывала тем, что шила меховые шапки на продажу. Для этого ей надо было закупать мех, что стоило своих денег, мех этот надо было найти, за ним съездить, в том числе в другие регионы. Одновременно шить и торговать на рынке не получалось. Кройка и шитье в сезон занимали дни и ночи. Вот и пришлось нанять продавщицу. Платить за место на рынке, платить зарплату продавщице и круглыми сутками шить, шить, шить... Какова была обида, когда вскрылось, что продавщица к наценке хозяйки еще и свою наценку втайне прибавляла – иногда вдвое большую. И плевать ей было, что из-за цены запредельной многие покупательницы обходили прилавок стороной. И вторая, и третья продавщица попались на такой хитрости. Понапрасну увещевала хозяйка и пыталась пристыдить, что, мол, ничего не вкладывая и не создавая своими руками, они хотят положить в карман еще больший доход с каждого изделия, чем она сама зарабатывает. Те только ухмылялись или ссылались на трудное материальное положение…

А в некоторых колхозах как зерно убирают? Комбайнер в грузовик выгрузит бункер, а грузовик вместо склада колхозного «чешет» в какую-нибудь ближайшую деревню. Водитель по большому секрету предлагает зерно местному населению. И так может он возить и возить зерно мимо складов, пока начальство не увидит. Туда же и скотники – втихую таскают мешки местным жителям в течение всего года, местные жители очень довольны.

Очень важно – «срубить бабла по-легкому», не напрягаясь (я, мол, за такие деньги и зад от стула не оторву – весьма распространенная нынче «формула благосостояния»). Отсюда и неспособность многих найти работу, и особо острое желание быть богатыми у тех, кто ничего не умеет и ничему не пытается научиться...

Постараться обмануть, воспользоваться неграмотностью, малодушием  клиента или партнера, «нагнуть» его. И только радостнее, если партнер уйдет «в минус», «ведь у меня же будет плюс, это бизнес, детка».

Посмотрите, как работают наши автосервисы в гаражах. Никогда не знаешь, насколько сходится то, что сделано в твоей машине, с тем, за что ты им заплатил. На что рассчитывают? Правильно – на дилетантство и нежелание клиентов потратиться на специалистов с гарантией.

А машины подержанные как у нас продают? Купишь тысяч за 300, а она, вдруг потом выяснится, перекрашенная, битая, ее уже и за 150 не продашь. Нет чтобы при покупке на станцию техобслуживания отогнать, показать специалистам. Так лень как-то и неохота деньги тратить, денег-то нет лишних.

Еще у нас сплошь и рядом уверенно ударяют по рукам – а на бумаге ничего не фиксируют. Ситуация меняется чуть ли не на следующий день, жизнь превращается в разборку и вечную вражду. И никто никогда не поймет, кто в этой истории прав, а кто виноват, каждый останется при своем.

А еще есть такая профессия – «шнурок» называется. Человек получает деньги за сводничество. Связывает людей между собой – например, продавцов с покупателями. По большому счету, ничего не умея, кроме как болтать и улыбаться, некоторые таким образом неплохо «поднимаются» в имущественном плане. Особо смышленые из простых посредников превращаются в перепродавцов, кладут в карман уже гораздо большую маржу - и тогда считают себя уже совсем настоящими «бизнесменами». Нередко «шнурки» пробиваются в политику – там им легче быть на виду и устанавливать новые связи…

Хорошо если такие истории – на самом деле грустные – касаются только малого бизнеса. Хотя и по ним понятно, что предпринимательская жилка, покуда зиждется она на «авось», небрежности и «кидалове», - окрепнет у нас нескоро.

Не окрепнет она до тех пор, пока все желающие «работать на себя» не примутся сначала во всем всерьез разбираться и заботиться не только о себе.

Формула успеха  - она у каждого своя. Многим помогают такие банальные рецепты, как «почитать», «посоветоваться с опытными людьми», «сначала поработать в этой сфере наемным работником», может быть, даже дело выбрать в соответствии с полученным образованием. Ведь не случайно народная мудрость учила не надеяться на «авось» и семь раз отмерить, прежде чем отрезать. 

Екатерина Глазова
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...