Пора валить?
Не так давно отечественная блогосфера была разбужена от новогоднего пьянства сообщением о том, что популярный актер Алексей Серебряков ("Бандитский Петербург", "Штрафбат", "Баязет", "ПираМММида", "Белая гвардия" и др.) получил канадское гражданство. Вместе с ним за океан перебралась и его семья. В коротком, но весьма эмоциональном комментарии по этому поводу актер сообщил, что "не хочет больше ждать, когда народ поумнеет".
"Часто в России говорят о том, что улыбки в западных странах искусственные. Но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба, – продолжает Серебряков. - Лично я не вижу сегодня повального желания людей образовываться, развиваться, повышать свою квалификацию, работать и, в конце концов, нести ответственность – в том числе за страну, за власть. А тех, кто хочет – капля в море".
Кроме того, актер сообщил: он мечтает, чтобы его дети росли в мире, где ценятся знания, трудолюбие и где "не обязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей".
"Уличная идеология цивилизованной страны – это доброжелательность и терпимость, то, чего так недостает в России, – считает Серебряков. – К сожалению, здесь, как бы я ни изолировал своих детей, от хамства и агрессии их не защитишь. Это в воздухе…"
Надо ли говорить, что комментарии этого - в некоторой степени знакового -события оказались самыми противоположными: от "скатертью дорога" до "правильной дорогой идет, товарищ". Если же оценить процесс в целом, то согласно выкладкам главы Счетной палаты, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн 250 тысяч человек (для сравнения: после октябрьского переворота 1917 года Россию покинуло 2 млн граждан). Такова официальная статистика, которая не учитывает дауншифтеров, отправившихся медитировать в Гоа или Таиланд, гастарбайтеров и т.д.
При этом социологи утверждают, что эмиграционные настроения сегодня посещают каждого второго представителя среднего класса. В канун Нового года Левада-Центр по заказу EU-Russia Centre провел опрос, согласно которому 50% россиян мечтают уехать из страны. Среди умеренных или активных сторонников переезда в страну 75% составили люди младше 35 лет. 63% опрошенных хотели, чтобы их дети учились и работали за границей. Такой вот расклад…Отъезд популярного и, будем справедливы, весьма талантливого человека в очередной раз поднял больную тему, заставил задуматься над сутью процесса.
Не осуждая решение актера (это его выбор, как и каждого, кто за последнее время решил найти место под солнцем далеко за пределами) хочу обратить внимание вот на какую деталь. Эмиграция всегда была больной темой для России. Как подлинную трагедию ее восприняли в начале прошлого века пассажиры "философского парохода", которых большевистское правительство не пожелало видеть в числе граждан новой России. В воспоминаниях известного русского писателя Ивана Шмелева есть строки, где он описывает, как в 1936 году приехал в Изборск, залезал на башни старинной крепости в надежде рассмотреть на горизонте псковскую Троицу. Также остро переживал своей отъезд и Сергей Довлатов - уже наш современник, когда в комитете Государственной безопасности ему предложили мотать из страны вслед за женой и дочерью.
"Но мы в разводе!" – возразил, было, писатель.
"Но вы же их любите, а мы не формалисты". Так факт любви был засвидетельствован офицером КГБ.
С тех пор прошло относительно немного времени, но что-то, видно, на самом деле сломалось в русском мире, потому сегодня отъезд за границу, на ПМЖ, воспринимается, не иначе, как факт успешности. Наворовал, захеджировал свой бизнес в свопах и кредитных бумагах и дернул куда-нибудь в район Карловых Вар. С завистью и восхищением (жизнь-то удалась!) смотрят вслед тем, кто умотал в Альпы, Швейцарию, не говоря уже о прекрасном Лондоне, где есть бесплатный Британский музей, улица всех рокеров Портабелло-роуд, не говоря уже Ковент-Гардене и т.д. и т.п.
И кто же остается в России? По мнению продвинутых блогеров (многие из них борются за права соотечественников, проживая за границей – a propos) все это - сплошные неудачники. К сожалению нас много, а именно 140 млн граждан и гражданок, которые по привычке тянут свою лямку, не хотят "образовываться, развиваться, повышать свою квалификацию, работать и, в конце концов, нести ответственность…". Среди них был, как это ни странно, и г-н Солженицын, который, прожив в комфортабельном Вермонте больше 15 лет, вернулся (к удивлению старика Батурина) для того, чтобы обустроить Россию. Также приехал, чтобы поднять знамя национал-большевизма дерзкий Лимонов, автор скандальной повести "Это я, Эдичка!". А ведь мог сидеть в своем парижском бангало, писать стихи, рассказы (отличные, между прочим), публиковаться малыми тиражами, наслаждаясь заморскими круасанами. Нет же, захотел отведать российской тюремной баланды и вернулся на зло врагам и недругам.
Также никуда не уехала из страны Политковская, Щекочихин, удостоившись, в конце концов, самой высокой российской награды – быть похороненными на Родине.
Сидит в своем нижегородском поместье и призреваемый западниками Никита Михалков. Сидит, сценарии пишет, что-то снимает…К слову сказать, эти заметнки можно считать своего рода откликом на его фильм, который (по традиции ночью!) не так давно показала "Россия 24". Его сюжет прост и незамысловат: вместе с каким-то винтажным механизатором режиссер ездит по брошенным российским деревням, пытаясь понять, как жили их обитатели. Впечатления, надо сказать, самые тягостные.
На самом деле, нельзя не признать, что Никиту Сергеевича часто ругают за дружбу с великими мира сего (не знаю, в ногах не стоял); халтурные фильмы последних лет (не смотрю); склочничество в борьбе за кинематографический трон (страшно далеки эти проблемы от нашего богоспасаемого города), но за то, что, имея в этой жизни практически все, этот мажор почему-то (?) не свалил туда, где всегда светит альпийское солнце – вот в чем истинная загадка. Многим из нас (в том числе и уважаемому Алексею Серебрякову) ее, видимо, не понять…
И последнее…В свое время автор этих строк имел счастливую возможность беседовать с одним знаменитым нейрохирургом из Санкт-Петербурга. В частности, он объяснил, почему с нами до конца жизни остаются песни, которые мы слушали в период нашего полового созревания, высказал свое сугубо личное отношение к крионике, а потом неожиданно затронул и тему эмиграции, заявив, что Родина - есть понятие не столько морально-этическое, сколько… глубоко физиологическое.
"Ну…посуди сам, – продолжал мой визави. - Когда человек растет и развивается, его окружает вполне определенный фон: люди, язык, природа, в конце концов. Из этого формируется эмоциональный базис, на который потом накладываются все другие жизненные впечатления. Убери этот базис (отъезд за границу, в нашем случае) и человек начинает испытывать психологический дискомфорт, что приводит к реальным проблемам. В том числе, и со здоровьем…"
"Это я к чему? - неожиданно закончил мой собеседник. - Человек не морковка. Его нельзя просто так выдернуть из грядки и пересадить в другое место. Плохо приживается…"
Николай Медведев