Авось нас не слышит?
Все, как известно, познается в сравнении. Подтверждение сказанному – недавнее путешествие в Великий Новгород. Духовной пище замены еще не найдено, поэтому от тонкостей домашнего меню многочисленной родни перейду к главному, что в очередной раз поразило у соседей - новгородскому кремлю. Судя по его ухоженности, понимаешь: туризм для наших соседей не просто модное слово, но и звонкая монета, которую господа новгородцы подгребают как надо. Для этого у них созданы все условия…
Сразу бросается в глаза, что новгородский кремль вылизан и отполирован, как самовар к престольному празднику: везде убрано, прибрано, ни соринки, ни окурка, ни пустых пивных бутылок. Нет и попрошаек. Здания побелены, на каждом шагу указивки, которые информируют праздно шатающихся граждан: налево - Святая София, направо – музей, прямо пойдешь – ресторация. Не говоря уже о теме, которая волнует каждого туриста приезжающего в Псков – туалеты. Ту дырку в земле, что находится аккурат за Троицким собором, отхожим местом и назвать-то нельзя – это величайший пример головотяпства и ханжества. Впрочем, я не об этом, а о том, что новгородский кремль представляет собой пример того, как в малом городе можно навести порядок, поддерживать его и приучить население делать тоже самое.
Приятно порадовало и посещение древнего храма. В отличие от злых старух, которые в Троицком соборе разве что не матерят незадачливого туриста, в софийском храме тоже есть служители, которые ни своим видом, ни действиями не вызывают нареканий. Сидят себе тихонько (каждая на своем месте) и спокойно, без криков и злобы наблюдают за тем, как обалдевшие от красот туристы бродят среди православных реликвий. И если вдруг у кого зазвонит телефон (их предписывается отключать при входе), или кто-то захочет запечатлеть величественную картину сотворения мира, то этот грех можно простить – хорошее отношение важнее.
Ценят это и приезжие: обозревая памятник "1000-летию России", легко было распознать кто и откуда к нам пожаловал. Вот китайцы, которым местный гид бодро впаривает что-то по-английски. Рядом немцы, где-то в сторонке японцы, французы. Хочешь подышать современностью и запастись сувенирами на всю оставшуюся жизнь - на выходе из Софийского парка выстроен целый городок, где есть не только китайские поделки, но и изделия местных мастеров: начиная от березовых картузов на голову любого размера, и кончая живописью.
Наблюдая, как работает эта хорошо отлаженная и отлично смазанная машина по обслуживанию граждан, как пришлых, так и заграничных, невольно задумаешься: в какую же все-таки авантюру мы влезли, когда застолбили за Псковом проведение международного Ганзейского фестиваля. Судя по тому, как у нас сдавали (да так и не сдали) Детский парк, подобный конфуз ожидает нас и в обозримом будущем.
Будем справедливы: показывать-то нам по большому счету нечего. О раскуроченной набережной у нас не писал только ленивый, но это не означает, что ее сделают к назначенному сроку. Спорим? Тоже самое можно сказать о памятнике конструктивизму 30-х годов прошлого столетия – бывшей тепловой станции. Будущее этого объекта темно и сурово: несмотря на очень интересные предложения псковских архитекторов, довоенная "высотка" ни кому не нужна… Знать судьба такая - пугать приезжих выбитыми окнами. На ее фоне будет очень эффектно будет смотреться памятник неизвестному солдату Великой войны (1914-1918 гг).
Про загаженную Романовскую горку и говорить не хочется: судя по количеству памятников на один квадратный метр площади, вряд ли можно предположить, что ее приведут в порядок. Полагаю, что это место застенчиво обнесут серенькой драпировкой, как и дом Батова, который уже давно воздух не озонирует. Есть такое подозрение, что не дойдут руки у местных властей и до "Интуриста" - недострою уже больше тридцати лет и конца-края не видно этой эпопее. Также загадочна судьба профсоюзной гостиницы, которую пытаются демонтировать который год, но все без толку.
Сиротливый Довмонтов город с его неэстетичными фундаментами, развалины Рождественской батареи – этими объектами, типа, старины можно гордиться только при наличии очень пылкого воображения. Набережная Псковы, бесхозный Ботанический сад, многострадальная улица Калинина, развалины Варлаамовской башни… И этот список можно продолжать и продолжать.
В этой ситуации зададимся только одним вопросом: сколько городу потребуется на всё денег, чтобы не выглядеть перед гостями замарашками? Если Детский парк с его ущербными пейзажами потянул на 73 миллиона, то даже самая усредненная калькуляция перечисленных объектов, которые нуждаются в руках человеческих, потянет на миллиарды.
Даст ли их кто Пскову? Будем реалистами: Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 года обескровят государственную казну настолько, что дотационному областному центру не на что будет рассчитывать. В этой ситуации есть, полагаю, два выхода: первый фантастический - срочно откомандировать в Москву какого-нибудь истинного патриота Пскова, чтобы тот присмотрелся к креслу президента Всея Руси. Второй более реальный: пустить шапку по кругу.
Авось, наберем, как наскребли деньги на храм в Крестах. Этих трудовых копеек хватит, чтобы выписать из первопрестольной бригаду таджиков: они и подметут, и помоют. При это обязательно нужно будет помолиться русскому богу по фамилии "Авось", чтобы и последние крохи не растащили…
Николай МЕДВЕДЕВ