О русской лени
В преддверии 310-летия основания Кронштадта, власти города пошли на смелый эксперимент, наняв на работу в качестве дворников граждан с российскими паспортами. Однако местные жители остались недовольны качеством уборки, вспоминая мигрантов, отличавшихся от коллег-славян большей старательностью. Неужели наши граждане в самом деле разучились работать ответственно и качественно?
Один знакомый бизнесмен, из тех, которого ноне считают опорой России, убеждал автора этих строк, что народ теперь пошел ленивый и жадный.
- Я плачу по 15 тысяч, а все равно не найти людей. Вот до чего разленились…
Может оно и так, но ходе разговора неожиданно выяснилось, что условия в цехе, где он ждет с распростертыми объятиями земляков, далеки от идеальных. Зимой холодно (экономит товарищ на килокалориях), летом – никакой вентиляции, труд ручной, рабочий день с восьми до восьми. Понятно, что никакой речи об аттестации рабочего места, улучшения условий труда, компенсации за вредность речи быть не может – предприниматель экономит на всем, чтобы получить максимум прибыли. Действительно, ленивые люди. Им, понимаешь, работу предлагают, а они носом крутят.
Впрочем, бизнесмен, говорят, вскоре нашел выход из положения, пригласив в свои золотые кладовые приезжих, у которых и насморк хронический, и потребности куда ниже, чему у российского пролетариата.
Такие же пули по поводу отечественной несознательности и лени отливал другой знакомец – на этот раз руководитель крупного предприятия, где он платит уже по 16 тысяч, но условия в цехах тоже не могут порадовать. Там свои погремушки - конвейер, от которого отлучиться даже на минуту нельзя – тут же оштрафуют за нарушение трудовой дисциплины. Понятно, что эти полноценные господа с уверенными улыбками и сдержанными манерами подпольных миллионеров сами не встанут к станку.
Как говорится, сытый голодного не разумеет, поэтому, когда перед бизнесом стоит дилемма: вложиться и обеспечить евро-стандарт на рабочем месте, или нанять безропотного и бессловесного гастарбайтера, то они выбирают второй вариант. Поэтому все эти "бла-ба-бла" по поводу социальной ответственности бизнеса, "заботы о потребностях трудящихся" и прочие сладкие речи, которые они привыкли произносить на разного рода официальных встречах, так и остаются разговорами в пользу бедных. Не более того…
На их стороне и отечественные либеральные фундаменталисты, которые адресуют граждан к Конституции, где прописаны их политические права, но стыдливо опускают они очи долу, если разговор заходит о правах экономических. К слову, именно с экономических лозунгов начинали свою борьбу с царизмом большевики. Правда, после своего прихода к власти они резко изменились – события в Новочеркасске в начале июня 1962 года, когда рабочие вышли на демонстрацию, закончился позорным расстрелом протестующих. Чтобы знали свое место…
Нынешняя власть тоже не слишком церемонится со своими гражданами. Например, чтобы заявить о своих правах в соответствии с принятыми ныне законами, нужно выдвинуть требования работодателю. Чтобы выдвинуть требования, работники должны собрать конференцию трудового коллектива. Чтобы собрать конференцию – избрать на нее делегатов. Как избрать делегатов? Во время общих собраний в рабочее время, а кто это разрешит? Налицо – прямое нарушение производственной дисциплины! Получается, чтобы отстоять свои права, перво-наперво нужно спросить у работодателя: можно?
В этой связи т.н. "кронштадский эксперимент" прекрасно описывает положение с правами местных трудовых резервов, которые (в случае их особой разговорчивости и недовольства условиями труда и оплаты) всегда можно заменить на молчаливых приезжих. Не мудрено, что улицы городов и сел с каждым годов все больше наводняются людьми пришлыми, не местными, готовыми на все – лишь бы платили. А остальные? Как-нибудь перекантуются.
И напоследок всего один пример из нашей суровой псковской действительности: год назад индустриально-технологический техникум официально объявил о закрытии группы токарей. Примерно тогда же региональная служба занятости сообщила, что в числе профессий, которые потребовались для нашей легонькой промышленности, оказалась именно эта специальность. Двадцать человек. Говорят, их выписали из Узбекистана…
Николай МЕДВЕДЕВ