Облачно, возможны осадки в виде второго варяжского пришествия
На днях было произведено лазерное сканирование пятачка на пересечении улиц Пушкина и Ленина в Пскове. Для этого на тротуаре перед зданием областного комитета по культуре установили треногу с вращающимся зеркальцем, которая в считанные минуты превратила всё видимое вокруг в "облако точек", чтоб потом кто угодно мог выделывать с этим "облаком" что ни вздумается.
Я тучка, тучка, тучка…
Все присутствующие при сём действе, включая вашу покорную слугу, естественно, тоже стали превращаться в "облака точек". Некоторых завсегдатаев указанного перекрёстка это не то чтобы растревожило, но насторожило. Одно такое "облако в штанах" тут же подвалило к треножнику с зеркалом и стало осторожно выяснять, что, собственно, происходит. Инопланетян мы тут вызываем ему на голову, что ли.
Бдительного гражданина успокоили, что никаких не инопланетян. Что это работники культуры учатся с помощью санкт-петербургской фирмы "Триметари" создавать трёхмерные цифровые визуализации объективной реальности. Чтобы лет эдак через… тысячу сто десять любой желающий смог виртуально побродить по перекрёстку улиц Пушкина и Ленина в Пскове образца 2013 года… разглядеть, что там на подносах у посетителей здешней столовки, прикупить тугриков, да-а-а, подсмотреть через щёлочку забора, как продвигается реконструкция областного драмтеатра…
Вообще-то участники семинара "Современные методы презентации объектов культурно-исторического и археологического наследия" собирались в тот день сканировать храмы Рождественской батареи в Псковском кремле. Но над праздничным Псковом вдруг сгустились такие тучи, что дождь надолго застил его визуализацию даже невооружённым глазом.
Гости Пскова, в том числе и те, которые специально приехали, чтобы принять участие в семинаре Псковской областной общественной организации "Чудской проект", начали переживать, что не посмотрят как следует псковские достопримечательности.
К счастью, у "Чудского форума" были припасены для них диски с изготовленным ещё в рамках проекта "Ганзейские связи" виртуальным туром по Пскову.
Это потому, что идея нового проекта под названием "Истоки Руси" как раз и родилась в процессе работы над тем самым виртуальным туром.
Напомню, как всё было. Сначала "Чудской проект" укреплял горизонталь – налаживал "Ганзейские связи" между старинными русскими городами. И заодно создал интерактивную виртуальную экскурсию по этим городам, которую можно совершить в Интернете в какую угодно погоду. Тогда менеджеры "Чудского проекта" визуализировали существующие памятники истории и архитектуры – такими какими мы их знаем.
Потом "Чудской проект" стал локомотивом международного проекта "ГринМэн" по управлению городскими зелёными территориями. Участникам "ГринМэна" современные технологии электронной визуализации понадобились для проектирования совершенно новых зелёных объектов, которые бы идеально вписывались в реальные каменные джунгли больших и малых городов.
Если помните, на одном из семинаров "ГринМэна" поминали недобрым словом трёхмерную визуализацию проекта реконструкции пешеходной зоны на пересечении тех же улиц Ленина и Пушкина. Это когда автор презентационного мультфильма навтыкал на этом перекрёстке деревьев "неопределённых пород", которых на самом деле не существует и которые никто даже и не собирается там сажать.
Некоторые ландшафтные дизайнеры, как выяснилось, вообще не признают всей этой пандоровщины, и предпочитают рисовать от руки - на бумаге. Но даже они согласились, что визуализация – штука небесполезная, если делать её по-честному.
Теперь "Чудской проект" вознамерился визуализировать утраченное. Причём, утраченное не вчера или хотя бы позавчера, а невесть когда и во многих случаях почти бесследно.
Речь идёт о первых русских поселениях, где зарождалась российская государственность – это Рюриково городище под Великим Новгородом, древняя Изборская крепость с Труворовым городищем и стан Синеуса на Белом озере. Уже через полгода можно ожидать от "Чудского проекта" первых электронных версий какими эти места были, когда там начали хозяйничать легендарные Рюрик, Трувор и Синеус.
Правда, многие серьёзные исследователи сомневаются в существовании вышеупомянутых Трувора с Синеусом и даже их старшего брата Рюрика. Но археологи доказали, что в тех местах, куда они якобы были призваны на княжение, в те достославные времена, действительно, наличествовали поселения. Хотя мало кто представляет, как они выглядели, а штудировать мудрёные научные труды, чтобы потом мысленно выстраивать воздушные замки… то есть, я хотела сказать, рыть воображаемые землянки или там городить мысленные заборы… редко у кого хватает любознательности.
"Чудской проект" взялся проделать эту титаническую работу за нас с вами, профанов. И проштудировать, и нарыть, и нагородить.
В общем, на этот раз самые успешные псковские проектировщики решили чудить по-крупному и натурально замахнулись на Рюрика нашего Рюриковича. Возможно, не вполне отдавая себе отчёт в том, на какое совсем не виртуальное минное поле они вступили.
Там, на неведомых дорожках
Оказывается, на Западе подобными визуализациями уже давно занимаются все кому не лень. Существуют, например, сотни реалистичных визуализаций древних Рима и Египта, средневекового, то есть ещё неперестроенного в XIX веке, а значит, ныне уже несуществующего, Парижа. И не только роликов, но и бродилок. Некоторые из выложенных в Интернете визуализаций необходимо разглядывать в 3D-очках.
Вот, к примеру, невероятно красивая визуализация древнего поселения викингов. Кстати, она существует не только в виде ролика, но и в форме интерактивной виртуальной экскурсии.
Любители российских древностей пока не преуспели в этом виде спорта… или искусства. Хотя кое-какие попытки визуализировать историю нашими соотечественниками уже предпринимаются. Например, в Сети можно найти "обзорную экскурсию по древнему Новгороду" Евгения Морозова. На первый взгляд, весьма примитивную, особенно, по сравнению и с римскими или египетскими. Но у менеджеров "Чудского проекта" даже от неё были мурашки.
Потому что когда разглядываешь как бы с высоты птичьего полёта древний Новгород, пускай и мультяшный, то, по словам менеджера "Истоков Руси" Сергея Тимофеева, поневоле начинаешь гордиться предками, способными отгрохать ТАКОЕ. Без узбекских гастарбайтеров и тендеров.
Теперь вообразите себе визуализацию Пскова – каким его увидел секретарь короля Стефана Батория ксёндз Пиотровский, заохавший: " Господи, какой большой город! Точно Париж!...". А? Э-э-э…
Но то я хватила. До визуализации Пскова с его помпеями Довмонтового города дело, к моему великому сожалению, пока не дошло. Как уже было сказано, "Чудской проект" на первый раз поставил перед собой гораздо более амбициозную задачу, которую русские сказочники называли "пойди туда, неведомо куда, принеси то, незнамо что".
Теперь-то менеджеру проекта "Истоки Руси" Сергею Тимофееву ясно, что он и его коллеги "немножко не рассчитали свои силы". Чтобы подступиться к реализации счастливо выигранного президентского гранта, участникам проекта пришлось перелопатить терабайты информации. Но главная проблема заключается в том, что даже сами профессиональные историки расходятся во взглядах на взятую "Чудским проектом" в разработку эпоху. Углубившись в изучение их трудов, менеджеры "Истоков Руси" вознамерились было сделать в качестве прелюдии к своему проекту небольшой обзор варяжского вопроса, но специалисты только умилились их самонадеянности и посоветовали оставить такие обобщения при себе.
Тем не менее "Чудской проект" заручился в своей работе поддержкой самых сведущих в этом вопросе людей – археологов… которые одновременно являются самыми ярыми противниками этого начинания. Ну не верят они, что неспециалисты справятся со столь непосильной задачей и ничего не напортачат.
И что вслед за реальными "чёрными копателями" после этого проекта не начнут плодиться ещё и виртуальные. Которые "нароют" в Интернете таких древнерусских поселений, что, по словам директора Археологического центра Псковской области Елены Яковлевой, "не отмашешься".
Бедный Рюрик
"Наш проект "Истоки Руси" затевался для того, чтобы русские люди могли лучше себе представить кто они и откуда", - сказала на семинаре по визуализации памятников истории и архитектуры руководитель Псковской областной организации "Чудской проект" Ольга Василенко.
Жаль, что этим проектом занимаются не музейщики или какие-то другие специально уполномоченные на то люди, сетовала главный псковский археолог Елена Яковлева. Хотя и признала что консолидированного представления, например, о том, где родилась княгиня Ольга, какую одежду она носила и что именно совершила, в лагере современных учёных нет, и не существует книжек, по которым всё это можно было бы реконструировать.
"Вы, конечно, взяли на себя неподъёмный труд", - пожалела Елена Александровна менеджеров "Чудского проекта". И призвала их подойти к делу с исключительной ответственностью, потому что визуализация, по её словам, бывает либо достоверной, либо нет, и создаёт настолько яркое впечатление, что избавиться от него, если оно ложное, бывает потом очень трудно.
Сергей Тимофеев рассказал, как по мере работы над "Истоками Руси" "Чудской проект" встал перед выбором: либо делать строго научную визуализацию, которая потребует непрогнозируемых материальных и временных затрат, либо всё-таки постараться уложиться в отведённые грантом средства и сроки, но позволить себе некоторые дилетантские допущения.
В результате авторы проекта попробовали "усидеть на двух стульях". А чтобы критикам было чем заняться по его завершении, решили изготовить свою визуализацию в форме конструктора, который можно сколько угодно переделывать и достраивать. Рядовому пользователю продукта тоже не придётся сидеть у монитора сложа руки: он сможет выступить в роли самостоятельного исследователя трёхмерной фотореалистичной реконструкции и протоптать к "Истокам Руси" свою дорожку. И даже услышит при этом из динамиков или наушников звук собственных шагов.
"Несмотря ни на что это будет очень хороший продукт", - пообещал Сергей Тимофеев и заранее попросил у экспертов прощения за все возможные ляпы. Работа над проектом идёт не быстро, добавил он, потому что каждый этап проходит множество согласований. "С нашей, то есть, с любительской, точки зрения, вносимые экспертами поправки не очень заметны, но археологи проявляют исключительную дотошность".
Елена Яковлева объяснила на семинаре, откуда у исследователей старины такая придирчивость. Она показала собравшимся всего лишь двухмерную статичную визуализацию разработанной Археологическим центром Псковской области концепции музеефикации Труворова городища. И рассказала, как археологам "наваляли" за этот рисунок на областном совете по культуре.
Буквально за каждый изображённый на ней камешек "наваляли", хотя авторы проекта демонстрировали очень приблизительную картинку, которая во многом является фантазией художника, к тому же, всего лишь одним из множества его набросков. И это при том, что археологи в своём проекте придерживались принципа - не касаться ничего такого, о чём у них нет достоверных сведений.
Игры в которые играют туристы, туристы, которые играют в игры
Некоторые из участников семинара по визуализации просили о том же самом менеджеров "Чудского проекта" – не пытаться визуализировать то, о чём историки так и не смогли договориться. Но тут в разговор встряли музейщики и стали жаловаться, как трудно бывает работать с туристами, когда нечего им показать. Или приходится показывать то же, что и в прошлом году.
Вот и увеличивай после этого турпоток, сетовали, например, новоторы, если у тебя в распоряжении всего несколько заросших травой холмиков над древними руинами, а органы охраны памятников даже бесконтрольно косить траву на этих холмиках не позволяют.
Музейщики уверены, что в таком деле, как визуализация утраченных полностью или частично памятников старины, важно начать хотя бы с чего-нибудь. Чтоб дело сдвинулось с мёртвой точки.
Руководители новгородского управления образования уже потирают руки, предвкушая, какими занимательными станут школьные уроки отечественной истории, когда появятся подобные визуализации. Они надеются, что школьники из других городов потом обязательно захотят увидеть объекты этих визуализаций собственными глазами.
И поэтому уже в сентябре в Великом Новгороде откроется первый школьный хостел с развлекательным центром, спортивными залами, аудиториями и мастер-классами по старинным ремёслам (по 500 рублей за сутки с ребёнка, включая питание).
А пока виртуальные визуализации ещё не готовы, экскурсоводы на местах машут руками, усиленно создавая невиртуальные. Чего им только ни приходится выдумывать, чтобы у туристов разыгралось воображение. При этом они и сами разыгрываются – кто во что горазд.
Например, белозерские музейщики создали для самых юных туристов невиртуальный квест "Сокровища московской казны" – по мотивам реальных событий XV века, когда московские князья в самые опасные для них моменты вывозили на Белоозеро казну и семьи.
В Вологодской области для школьников разработали также занимательную подвижную игру под названием "Раскуси Череповец". За каждое правильно выполненное задание юные участники этого краеведческого квеста получают грецкий орех со спрятанной под скорлупкой подсказкой где искать ларец с кладом.
Перед началом игры к ничего не подозревающим маленьким туристам подходит "агент № 1777" (в 1777 году Череповец получил статус города) и сообщает им, что их автобус захвачен (террористами?) и что им придётся слушаться чужого дядю (или тётю), чтобы вызволить своё транспортное средства из плена. Всё это происходит на Соборной горке в центре города.
..Я вот так послушала-послушала и вместе с археологами тоже забоялась, как бы многократно согласованные с научным сообществом, но всё-таки "любительские", как они их сами называют, визуализации менеджеров "Чудского проекта", действительно, не смазали уже полученное некоторыми туристами сильное впечатление от русских древностей.
Ольга Миронович, Псковское агентство информации.