Липовые "корки"
Почти полугодовая скандальная эпопея с разоблачениями диссертантов-плагиаторов (в том числе и высокопоставленных) разрешилась увольнением ректора Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Виктора Матросова, о чём сообщил не кто иной, как сам министр образования и науки Дмитрий Ливанов, в понедельник оставивший в своём Твиттере запись: "Уволен В. Матросов, ректор МПГУ, допустивший многолетнее функционирование в своем вузе совета Д212.154.01 — фабрики фальшивых диссертаций". О том, кто именно "защитил" на фабрике свои "фальшивки", не сообщается, однако пресс-служба Минобрнауки не скрывает: примерно два десятка липовых кандидатов и докторов наук в ближайшее время лишится престижных корочек.
В январе, как мы помним, специальная комиссия Минобрнауки обнаружила массовые фальсификации диссертаций, которые защищались в МПГУ. В диссертационных работах эксперты выявили многочисленные нарушения. Как констатировали проверяющие, ни одна из проверенных диссертаций не была "оригинальной и самостоятельно написанной", поскольку в текстах выявлены так называемые "некорректные заимствования" общим объёмом до 87% текста.
Под изящной формулой "некорректные заимствования", надо полагать, имелся в виду банальный плагиат.
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, плагиат есть литературное воровство: "Это значение присвоено слову "плагиат" лишь в XVII веке: в римском праве plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plagas). Теперь под "плагиатом" понимают присвоение авторского права, выражающееся в опубликовании чужого произведения или его части под своим именем".
Коротко и ясно. Так вот. Означает ли отставка проштрафившегося столичного ректора, что "процесс пошёл", и вслед за неизвестными нам кандидатами и докторами наук корочки отнимут у людей, фамилии которых у всех на слуху?
Формулировка Советского юридического словаря 1953 года издания ещё жёстче: "ПЛАГИАТ (подлог в авторстве) – умышленное воспроизведение под своим именем, псевдонимом или под именем третьего лица чужого произведения без изменения или с частичным его изменением. Советское уголовное право считает П. преступлением, охватываемым ст. 177 УК, предусматривающей, в частности, самовольное использование литературных, музыкальных и иных художественных и научных произведений с нарушением закона об авторском праве. /.../ Наказание за П. – исправительно-трудовые работы на срок до 3 месяцев или штраф до 1000 руб".
Забавно, да? Увидеть вчерашних докторов наук на стройках коммунизма, но что-то подсказывает мне, что случаи плагиата в советское время стремились к нулю, а если таковые и случались, то разоблачение ставило на карьере (не говоря уж о репутации) "горе-учёного" огромный крест. Приговор обжалованию не подлежал. Плагиатор вылетал с работы с пожизненным клеймом на лбу: "Вор!"
По современному законодательству РФ, кстати, плагиат также влечёт гражданско-правовую и уголовную ответственность (ст. 146 УК РФ). Так что, в общем-то, тут совсем не до шуток. Удивительно, как за полстолетия всё-таки разительно изменились в России времена и нравы. Плагиаторы — вот они, имеются, а уголовных дел по фактам плагиата — нет.
Здесь необходимо понимать, что кроме экспертов по плагиату из Минобрнауки, выведением на чистую воду недобросовестных диссертантов в последние месяцы активно занимались энтузиасты интернет-сообщества DISSERNET.ORG. Целевой группой исследований DISSERNET.ORG. стали не диссертанты вообще, не учёное сообщество, а преимущественно высокопоставленные чиновники, губернаторы, сенаторы и депутаты Госдумы, недавно защитившие свои кандидатские и докторские диссертации. Ну, в течение примерно десяти последних лет.
Разоблачительные результаты DISSERNET.ORG. в виде таблиц регулярно публиковались в российских СМИ, непременно вызывая более или менее шумные скандалы, однако насколько известно, ни один из фигурантов этих скандалов пока своих дипломов не лишился. И вот это-то и особенно поразительно! Ничего подобного нельзя представить в так называемых странах Западной цивилизации, где малейшее уличение в плагиате для чиновника смерти подобно. Стоило немецким журналистам заподозрить министра обороны Германии Карла Гуттенберга в плагиате, как тот немедленно сам подал в отставку. Плагиат — это воровство, и вору на госслужбе — не место.
Типичный сценарий скандала с ворованными диссертациями в России один: пошумели и забыли. Как будто так и надо.
Между тем, в списке злостных российских плагиаторов такие далеко не последние в стране люди как уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов, крупный предприниматель и губернатор Тульской области Владимир Груздев, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев, губернатор Кировской области Никита Белых, депутат Госдумы Ольга Баталина и проч.
Словом, солидная компания. Любопытно, что публично открещиваться от обвинений в плагиате решились немногие. Из всех выше перечисленных хотя бы как-то попытались оправдаться лишь Павел Астахов, Ольга Баталина и Никита Белых. Остальные сохранили гордое молчание, видимо, сообразуясь со старой пословицей: "Не трогай лихо, пока оно тихо".
Недавно эта "честная компания" пополнилась и "псковским членом". Как сообщило Псковское агентство информации, главного федерального инспектора по Псковской области Салавата Гумерова заподозрили в масштабных заимствованиях при написании диссертации. Об этом сообщили представители интернет-сообщества DISSERNET.ORG.
По информации агентства "Росбалт", сообщество "Диссернет", активную роль в котором играет московский журналист Сергей Пархоменко, обнаружило, что из 130 страниц кандидатской свободны от плагиата только четыре, две из которых — это титульный лист и содержание".
Сам Гумеров заявил корреспонденту Псковского агентства информации, что обвинения в плагиате вызывают у него "недоумение". И, как и в прочих подобных случаях, далее — тишина. Полнейшая и глухая.
Потому что, видите ли, против Ома - нет приёма. Любому человеку, жаждущему истины, сегодня достаточно зайти в Интернет, найти нужную ссылку на сайт, пощёлкать мышкой и вот вам — нате! – узреть полную картину текстового воровства: слева – что скопипизжено, справа – откуда.
На выходе получается плагиат типа "сплошняк". И про суд уже никто почему-то не орёт, не заикается. Себе дороже?
Главное, и доказывать-то ничего не надо. Всё и без лишних слов видно. Слева — что украдено, справа — откуда. И вселенское "недоумение" растёт и пухнет, как содержимое выгребной ямы в деревенском нужнике, куда озорная детвора закинула пару килограммов высококачественных дрожжей.
И вот последний, вполне уместный в данной ситуации, вопрос: "И эти люди учат нас жить?"
Саша ДОНЕЦКИЙ