Предчувствие конфуза
Не проходит и недели, чтобы виртуальное пространство региона не огласил привычный клич: "Спасем исторический Псков!".
Давно пора. Несть числа памятникам, которые нуждаются в срочной реконструкции. Далеко и ходить не надо: дом Карамышева, палаты Марины Мнишек, не говоря уже о некогда роскошных хоромах предводителя дворянства Яхонтова, что на Романихе, и т.д.
Дальше все разворачивается по уже привычному сценарию: интернет гудит, клеймит, поносит. Заканчивается все традиционной в таких случаях некрасовской цитатой "бывали хуже времена, но не было подлей…", а далее общественный накал спадает до очередного информационного повода. Такая вот провинциальная разновидность фронды. Легче всего, конечно заботиться о бесчувственных стенах, чем о живых людях (70% жителей области не имеют нормальных туалетов), но это уже другая песня.
Между тем, спорить никто не станет: Псков перестанет быть историческим городом, если лишится видимых примет старины. Вопрос в другом: следует ли понимать под словом "старина" наши вечные развалины или их можно привести в более-менее цивилизованный вид, чтобы и посмотреть было приятно, и с туриста копеечку взять? Отвечают на него по-разному. При этом крайним проявлением любви к историческому наследию считается мнение, что руины должно сохранить для потомков в их первозданной чистоте. Такой взгляд имеет право на существование. Настораживает, что этот спорный (по мнению автора) постулат преподносится его носителями истиной в последней инстанции, некой почти религиозной заповедью - суждение гуру "всесильно, потому что оно верно".
Как сказал бы Горбачев, "конценсусс" в таких случаях невозможен по определению. Как следствие, руины сегодня уже воспринимаются, как постоянный раздражитель общественного сознания.
В этой связи вспоминается история строительства здания, которое несколько лет назад стало камнем преткновения между нашей широкой общественностью и подрядчиком. Дом предполагали возводить в историческом центре, поэтому согласно закону, должны были проведены охранные раскопки. Понятно, что они удорожают строительство, но что поделаешь? Этот пункт договора был выполнен. Однако на беду инвестора, археологи нашли в культурном слое килограмма три каких-то ценных черепков. Люди любознательные, им, понятно, захотелось посмотреть, а может и вокруг есть какие-то ценности? - квартал-то большой. Поэтому строителям предложили продолжать раскопки, расширяя ареал поисков. Однако инвестор не решился пойти на удорожание проекта за свой счет. Было и еще одно соображение: как показали гидрологические исследования, увеличение площади раскопа могло привести к тому, что у окружающих зданий не выдержат и "поплывут" фундаменты.
- Не факт, но если это произойдет, кто будет делать ремонт? – услышали в ответ ценители старины.
Увы, но этот аргумент услышан не был, и защитники исторического Пскова привычно ударили в колокола, ринувшись прямо из прорабской на баррикаду.
"Грабители-инвесторы посягнули на самое святое!", "Куда смотрит прокуратура?" и т.д. Параллельно вселенскому звону были посланы заявления в правоохранительные органы, за поддержкой обратились к светилам науки из других городов, которые с удовольствием приняли участие в дискуссии – благо, что не местные. Между тем эксперты ратоборцев не поддержали, прекрасно понимая: расширение раскопа (за счет строителей) положительно скажется, в том числе, и на …благосостоянии копателей и всех, кто к ним имеет отношение.
Действительно, разве можно было упускать такой хороший заработок?
Истории, впрочем, закончилось довольно благополучно: теперь рядом с домом, который стал причиной стольких споров, вырос целый квартал современных зданий, сделав эту улицу областного центра и красивой, и современной. Точно такой же шум поднимался, когда известный предприниматель взялся за реконструкцию бомжатника, который не давал покоя не только тем, кто жил по соседству, но и милиции. Теперь "Золотая Набережная" считается украшением Пскова. Есть такое подозрение, что и другие ценные (и не очень) объекты города тоже можно привести в приличное состояние. Будь то в Кремле или в центре города. Однако на страже их "сохранности" зорко стоят приверженцы религиозного учения о необходимости "спасти исторический Псков". Присвоив себе право выражать истину в последней инстанции (со ссылками на законы, параграфы и уложения), они неизменно говорят решительное «нет» любому начинанию в этом направлении, превратившись уже сами по себе в реальную проблему.
К чему все это? В 2019 году Псков будет принимать ганзейский фестиваль. К нам приедут делегации из десятков городов, сотни людей. Представляю их кислые лица, когда они увидят сохраненные для потомков руины, не говоря уже о залатанном в центре города асфальте.
Зная, как у нас ведется реконструкция набережной (руки бы этим лентяям пора оборвать – конец июня, а толчины так и нет!), то подготовку к этой масштабной акции нужно начинать уже сейчас. Или может сразу заплатить новым клакерам?
Николай МЕДВЕДЕВ