Крокодила выловить, вырастить кокос
Какую музыку надо слушать, чтоб зарабатывать больше денег, ловить во-о-от такую рыбу и побеждать в футбол? Ну и заодно, чтоб дураки с дорогами не докучали и было о чём поговорить с самим Владимиром Владимировичем?
Ответы на эти и другие вопросы прозвучали в Пушкинский день России на пресс-конференции, которую народный артист СССР Юрий Симонов и народный артист России Сергей Ролдугин (оба профессоры) дали за несколько часов до псковского концерта Академического симфонического оркестра Московской филармонии.
«Иногда смотришь телевизор — и прямо вздрагиваешь, - рассказывал художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симононов. - Там вдруг говорят, что завтра состоится концерт главной певицы России... Начинаешь лихорадочно соображать: «Вишневская умерла, Архипова умерла... Кто же это в таком случае?» Оказывается, Пугачёва! Я даже не знаю, как это назвать».
«Проходит несколько дней, и теперь я слышу из телевизора, что завтра выступает «императрица российской эстрады». Опять недоумение. Если место «главной певицы» уже занято, то это-то кто? Оказывается, Аллегрова. Я даже не знаю кто она такая. Они же не думают что говорят! Или специально это делают, чтобы разрушить национальную культуру. Ведь что такое музыка? Это не эстрада, не тяжёлый, лёгкий или полулёгкий рок. Музыка — это Глинка, Чайковский и так далее, а то, о чём они ведут речь, — это шум с музыкой. Понимаете, есть Волга, а есть впадающие в неё ручейки. И пускай они будут, не надо их перекрывать. Но у нас же сейчас эстрада затопила всю Россию!»
«Люди нередко только во второй половине жизни начинают понимать, как надо было жить или как им жить дальше. А классическая музыка — она сразу же заряжает на серьёзное отношение к жизни, - вторил ему художественный руководитель «Дома музыки» в Санкт-Петербурге Сергей Ролдугин. - Я хорошую авторскую песню тоже люблю. Но если бы люди всю жизнь наслаждались только частушками, они бы никогда не выдумали ни самолётов, ни компьютеров».
По словам Ролдугина, духовная жизнь влияет на всё: и на производство самолётов «Руслан», и на производство гвоздей. Причём, «русланы» лучше придумываются у людей с глубокими переживаниями, утверждает он. Ведь чтобы создать нечто значительное, надо быть наполненным изнутри чем-то таким же значительным.
А у псковичей-то духовная жизнь налаживается, заметил Сергей Ролдугин, оценив качество новой дороги на въезде в Псков. И стал цитировать «Евгения Онегина»:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут...»
Вот, мол, и пятисот лет не прошло, как дороги в Псковской области стали лучше. «Я знаю, что их ремонт - это страшно затратное дело, но то, что руководство вашей области уже повернулось к этому лицом, говорит о многом», - резюмировал он.
А ещё Сергей Ролдугин вспомнил, как в прошлый его приезд в Пскове было не найти духовиков для оркестра. Пришлось брать на сцену солдат-срочников из дивизии, чтоб было кому играть, допустим, на тромбоне. Поэтому он стал в очередной раз уговаривать псковичей уделять больше внимания подготовке музыкантов, и всячески помогать в этом имеющемуся в Пскове «замечательному» музыкальному училищу. Глядишь — высокое искусство и дороги «подтянет».
Кроме этого, он рассказал, как старался найти для Пскова новый «стейнвей» взамен сгоревшего и просил москвичей поделиться с псковичами своими «стейнвеями»: «У них там этих роялей полно, им столько не нужно». Москвичи были не против, но так и не смогли прислать в Псков лишний инструмент из-за каких-то там бюрократических препонов, потому что ни один московский рояль никоим образом невозможно было официально «перевести» в псковский.
Поэтому Ролдугин очень сокрушался, что не нашлось в столице ни одного «гибкого» чиновника, ни одного по-настоящему «государева человека», который бы наплевал на формальности и сделал для Пскова доброе дело.
Юрий Симонов привёл свой пример, как «бюрократические рогатки» мешают развитию культуры, которая имеет прямое влияние на качество дорог. По его словам, он как-то побывал со своей женой Олей в имении Н. А. Римского-Корсакова в Вечаше, и тамошние музейщики «поплакались» им, что даже буклет издать не могут — не на что. Симонов с супругой обещали помочь, и по возвращении в Москву тут же отправили в Псковскую область «энную сумму».
Но сотрудники музея в Вечаше полгода не могли получить её в руки, потому что сначала эти деньги должны были поступить «на центральный» счёт и только потом их распределяли по филиалам. «Мы звонили в музей каждый месяц. Оказывается, просто так дать людям деньги нельзя. Отнять за один день - можно, а дать — нельзя! Вот где бюрократический произвол!» - возмущался Юрий Симонов. «Сегодня мне обещали наконец-то вручить изданный буклет, - добавил он. - Но я уже ни в чём не уверен».
Так что на все дежурные журналистские вопросы, типа «а что для вас Пушкин» или «а что ощущаете в Пушкинский день России», Юрий Симонов только отмахивался: «Вы за Пушкина не беспокойтесь, у него всё хорошо. Вы за культуру нашу беспокойтесь!»
В то же время он сказал: «Я надеюсь, что искусство, особенно, музыкальное, всё-таки займёт более серьёзное место в жизни нашей страны. Ведь у нас очень умные руководители. Высшие — я имею в виду. Поэтому будем надеяться, что к руководству на местах придут люди, которые станут не просто реформировать или урезать культуру с искусством, но также любить это дело и оберегать творческих людей. Ведь любая отрасль сама по себе развиваться не может, а только благодаря тому, что в ней есть люди — небезразличные, горячие, патриотически настроенные».
«Я не очень люблю афишировать, что мы знакомы с Владимиром Владимировичем, - продолжал Сергей Ролдугин. - Так вот, как простой, нормальный, с тонкой душой человек он меня спрашивал, почему нужно слушать классическую музыку. А я ему объяснял, как строится симфония, и ему было очень интересно».
Сергей Ролдугин, оказывается, ругательски ругается в СМИ, что пропаганда классической музыки ведётся в России бездарно. Поэтому вчера он продемонстрировал журналистам, как надо правильно пропагандировать музыку среди тех, кому понятны и близки только рыбалка и футбол.
По словам Ролдугина, он когда-то и сам был неплохим футболистом, и поэтому успел заметить, что гораздо чаще забивают голы те, у кого более тонкая душевная и умственная организация.
«И даже деньги лучше считают те, кто любит классическую музыку!» - ответственно заявил он. После чего с лёгкостью переложил на слова музыку Шумана из того самого концерта для виолончели с оркестром, который значился в вечерней программе псковского Пушкинского дня.
Сюжет этого концерта показался мне до такой степени увлекательным, что я пополнила число самых хитрых в Пскове любителей денег, рыбалки и футбола, которые пришли несколькими часами позже в БКЗ — на концерт оркестра Московской филармонии с дирижёром Юрием Симоновым и солистом-виолончелистом Сергеем Ролдугиным.
По окончании этого представления псковская публика так не хотела расходиться и так неистово аплодировала, что «симоновцы» принуждены были сыграли нам ещё одно классическое произведение, а потом ещё и ещё...
Пока Юрий Иванович не стал показывать дирижёрской палочкой на часы, как бы извиняясь перед благодарными псковскими слушателями за то, что вдохновлять нас на изобретение самолётов «Руслан» он и его музыканы больше уже не в силах.