Espresso от Саши Донецкого: Пост о посте
Русская Православная Церковь решила не отставать от стремительно меняющейся жизни, и благими устами председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволода Чаплина предложила пастве соблюдать так называемый "интернет-пост".
"Сегодня информационный пост для человека не менее важен, чем пост пищи и пития. Мы потребляем слишком много лишней информации", - констатировал священник, подчеркнув, что великий пост есть редкая возможность прожить полтора месяца, уделяя время не "ругани в соцсетях", а общению с Богом и молитве, "уникальный шанс изменить свою жизнь".
"Мы потребляем слишком много информации", – признал протоиерей (имея в виду, вероятно, и себя самого) и добавил, что речь не только о тех людях, что потребляют "слишком много развратной, развлекательной, пустой и глупой" информации, но и о пользователях интернета вообще, поскольку даже "полезная и деловая информация слишком засоряет и мозг, и душу".
Иначе говоря, если желаешь очистить тело, откажись от мяса; хочешь очистить голову и душу, забудь об интернете. Чтение сайтов и блогов, а уж тем более постинг — под жёсткий запрет! Какой может быть великий пост в обнимку с ноутбуком, под завязку забитым политическими распрями, суетой и похотью?
Словом, пост — это время, когда вместо того, чтобы, отдаваясь безудержной ненависти, постить и копипастить (чего уж греха таить: пакостить) на интернет-форумах, человек получает возможность сознательно выбыть из сети, выбрать какую-нибудь душеспасительную книжку, например, "Братьев Карамазовых" Достоевского, лечь на диван и сделаться чуть лучше и добрее.
Призыв Всеволода Чаплина, разумеется, правильный и, быть может, даже весьма полезный всякому христианину (да и прожжёному атеисту не вреден), однако вряд ли исполним в реальной жизни. Современный человек на время поста скорее перейдёт на хлеб и воду и откажет в ласках жене, чем оторвётся от достижений информационного общества. Лиши его интернета и он тут же почувствует себя, будто в монастыре, на недоступном острове, и даже доступ к телевизионному приёмнику тут не спасёт, как не спасает героинового наркомана водка.
Однако нынче не то что простого попа, чёрного монаха трудно представить себе без айфона с мгновенным выходом на какой-нибудь популярный православный портал. Если постИться по-настоящему, а не всуе пОститься, необходимо отключить интернет вообще и очутиться в информационном вакууме, предаваясь полной аскезе и молитве. Вот тогда пост будет подлинно великим и - возможно - подвигнет постящегося к самосовершенствованию во Христе. В ином случае всегда есть шанс нарваться на нечто непотребное.
Легко вообразить себе православного человека, искренне желающего исполнить пост до конца, до самоотречения, но тогда в наших реалиях такой человек обязан уйти в отпуск до светлого праздника Пасхи включительно. Пост и постинг — две вещи несовместные. А многие ли активно работающие люди способны на подобный подвиг, который в данном случае вполне тянет на роскошь? - На роскошь человеческого ограничения.
Дилемма проста: хочешь постИться, перестань быть юзером и строчить пОсты.
Каждый год в великий пост мы благодаря СМИ (в том числе интернету) слышим многочисленные призывы пастырей и известных людей ограничиться и очиститься, однако если приглядеться к окружающим, возникнет впечатление, что страна пустилась во все тяжкие и отдалась этике безудержного раблезианства. Во всяком случае мясные и молочные отделы гипермаркетов и сельмагов работают с той же нагрузкой, что и в разгуляй, и народ православный от сала и зрелищ, равно как и от прочих телесных удовольствий, отказываться не собирается.
Что, кстати, совершенно не удивительно.
Согласно последним опросам ВЦИОМ, к православным себя относит примерно 75 процентов жителей России, однако любопытно, что эта цифра свидетельствует вовсе не о религиозной принадлежности, а об отношении к национальной и культурной идентичности. Православный в России — это не указание на конфессию, а национальность. Православный — значит, русский, только и всего.
И другие цифры этот тезис подтверждают. Постоянно ходят в церковь и причащаются, по разным оценкам, лишь от одного (!) до четырёх процентов населения России. Регулярно соблюдают пост, стало быть, приблизительно столько же или чуть больше ("для здоровья полезно"), так что говорить о строгой информационной диете всерьёз не приходится.
Иное дело, если бы мы жили не в секулярном, а в теократическом государстве с жёсткими законами, примерно такими, как в общинах ортодоксальных евреев или в странах, где ислам стал государственной религией.
Вообразим на минуту: наступает время великого поста, и во всех магазинах на полтора месяца закрываются мясные и молочные отделы, по телевизору никаких развлечений, с утра до вечера - только дозированные новости и душеспасительные беседы с перерывами на молитву. Открываешь интернет, и — пустота. Ну, не совсем пустота, а строго отфильтрованные новости и рецепты постного меню. Ничего другого нет, никакого лишнего контента. Один сплошной кодекс строителя идеального христианского общества.
Вот это был бы реально великий пост, - для ума и для тела.
Но, кажется, нечто похожее мы когда-то уже проходили. И не только идеальное общество не построили, но и и лучшего человека не воспитали. Зависимостей стало больше, а индивид остался прежним. По Аристотелю — общественным животным. И если что и поменялось со времён античности, так только среда обитания: вместо пространства замкнутого полиса возникла бесконечная социальная сеть.
Спасение же, как было, так и остаётся сугубо персональным выбором: Enter.
Саша ДОНЕЦКИЙ