13
 

Причуды псковского сепаратизма

В начале этой недели на должность полномочного представителя президента страны в Северо-Западном федеральном округе был назначен Владимир Булавин. Казалось бы, для Псковской области событие это чуть менее чем рядовое. Непосредственного участия в региональном администрировании полпред не принимает, а на северо-западе страны есть и более проблемные регионы. Также, полагаю, крайне сложно было бы найти хоть одного коренного псковича, который смог бы вразумительно объяснить, какую роль в жизни нашего региона играл теперь уже бывший полпред, Николай Винниченко.

 

Назначение состоялось в будничном режиме и, вероятно, вообще могло остаться и вовсе незамеченным широкой общественностью, если бы не возникали вопросы о мотивах смены полпреда. В частности, многие эксперты обратили внимание на то, что генерал-полковник Булавин в течение почти 40 лет проходил службу в органах государственной безопасности. И высказались по этому поводу в том плане, что на должность полпреда подобрали надежного человека, проверенного в боях невидимого фронта.

 

К примеру, директор балтийского исследовательского центра Института новейших государств Дмитрий Кондрашов в комментарии для информагентства REGNUM предположил, что новый полпред призван усилить федеральную вертикаль в СЗФО, сосредоточившись на борьбе с опасностями, угрожающими здесь суверенитету России.

 

К главным из них эксперт относит сепаратистские настроения в ряде субъектов федерального округа. Причём, в их числе оказалась упомянута и Псковская область, на территории которой, по мнению господина Кондрашова, наблюдаются "некое иждивенчество и проевропейские настроения".

Фото: Эти пскопские всегда вызывали подозрения...

Тема "северо-западного сепаратизма", поднимаемая в последнее время, вообще крайне любопытна. Для нас явление это относительно новое, малоизученное, если не принимать во внимание пафосные отсылки к традициям Псковской Вечевой республики и разным псевдоганзейским вольностям, рухнувшим под ярмом "Московского ига".

 

Говоря о современном северо-западном сепаратизме, можно выделить минимум три направления, имеющие объективные характеристики. Во-первых, сепаратистские настроения, характерные для регионов, граничащих с Финляндией и Норвегией, в основе которых общая этничность.

 

Во-вторых, сепаратистские настроения в Калининграде. Эксклав испытывает явные "трудности перевода", взаимодействуя с "Большой Россией" (именно так его жители называют между собой "материковую" часть РФ). По мере возрастания числа трудностей, калининградские сепаратисты всё больше напоминают капризного ребенка в супермаркете игрушек.

 

Базовая тема – хотим жить как на Западе. Кто ж не хочет? Их лидер, Соломон Гинзбург, регулярно "путается в показаниях", то призывая принять Калининградскую область в состав Евросоюза, а местной полиции активно дружить с Интерполом, то предлагая губернатора области автоматически назначать заместителем главы администрации президента. Такая вот у них особая геополитическая судьба.

 

Третья ветка северо-западного сепаратизма – ингерманландское движение, характерное в основном для петербургской интеллигенции. Ожидать от нее каких-либо активных действий не приходится, но тот факт, что колыбель российской политической суперэлиты готова пуститься в одиночное плавание, настораживает.

 

Пару лет назад я впервые услышал и о "псковском сепаратизме". Речь, конечно же, шла о гедонистическо-бытовых поездках псковичей в Эстонию и Латвию. Сравнение качества жизни явно не в нашу пользу. На этой почве многие выражают желание с удовольствием перебраться на пмж в любое из сопредельных государств. Правда, большей частью на словах. Более того, практически все жители Печерского района имеют вполне законные основания для "индивидуального сепаратизма". Правда, вовсе не планируют ими воспользоваться.

 

Очевидно, что никакого реального сепаратизма в Псковской области нет. Есть разве что инфантильно-бытовой, проявляющийся в желании еженедельно морально разлагаться в каком-нибудь благопристойном спа-комплексе, в относительной удаленности от исторической Родины.
В разумном осмыслении, все обвинения в сепаратизме есть результат неспособности федеральной власти адекватно реагировать на постоянно возрастающие требования к качеству жизни в приграничных регионах.

 

Мы массово начали ездить, и теперь есть, с чем сравнивать. Мы тоже хотим нормальные дороги, чистые улицы, адекватные кредитные и налоговые условия для открытия и ведения бизнеса, прозрачный сервис в том числе и от госучреждений. Мы научились сравнивать сметы и суммы расходов у нас и у них. Когда я слышу бред городских чиновников о том, что по условиям контракта вывоз снега с двух с половиной улиц Пскова для подрядчика убыточен, мне непонятно, почему на такую же сумму убирается снег с большей части Таллина, и для их подрядчика это экономически выгодно.

 

История приграничного взаимодействия на северо-западе страны в постсоветский период наглядно подтверждает факт, что федеральная власть не понимает и не желает разбираться, как это взаимодействие следует организовать. У власти региональной для этого нет, к сожалению, необходимых полномочий. Нет в федеральном центре и понимания того, что у приграничных регионов особый уклад жизни, в основе которого - объективные географические причины.

 

Похоже на то, что проблему несоответствия качества жизни возросшим требованиям жителей региона системно решать в ближайшие годы не планируется. Если проблему не решать, ее можно попробовать законсервировать. Для этого весьма выгодно все неподконтрольные социальные тренды облечь в форму "сепаратизма" и в дальнейшем решать проблемы по мере их поступления.

 

Вполне вероятно, что для реализации подобной задачи в Северо-Западный федеральный округ и в самом деле назначен "жёсткий силовик", который предложит соответствующую методику. Ведь маловероятно, чтобы человек, до мозга костей пропитанный смыслами и символами органов госбезопасности, был склонен к либеральным методам управления процессами. Означает ли это, что будут закручивать гайки, вопрос вполне себе риторический. Остается понять, где у нас гайки еще недозакручены.

 

Вот только результат, скорее всего, будет не тот, который ожидают в Москве. Так что слова эксперта, считающего, что "проевропейские настроения" на территории Псковской области являются вызовом государственной безопасности России, вполне могут оказаться пророческими.

 

Константин КАЛИНИЧЕНКО

Константин Калиниченко
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...