9


  • Коротко
 

Не Кромом единым

Когда история с голосованием за Псковский кремль в финале проекта "Россия-10" все-таки завершилась, и наш Кром признали одним из наиболее известных символов России, на душе стало спокойнее. Но не потому, что честь нашего родного культурного наследия была защищена – вовсе нет. Стало легче просто от того, что закончилась эта массовая истерия. И если бы Псковский кремль в Топ-10 не вошел – умиротворение было бы тем же. Ведь в компании "проигравших" – и Соловецкий архипелаг на Белом море, и балтийская Куршская коса, и знаменитая Долина гейзеров на Камчатке. Как и Псковский кремль, в укреплении имиджа эти объекты точно не нуждаются. Так о чем же тогда спор?

 

 

Ну ладно – поголосовали, подняли уровень андреналина, порадовали сотовые компании, отсылая СМС. Живем дальше. Что-то изменилось в жизни Пскова и в наших жизнях? Нет. Что-то изменится? Ну, возможно. Если в Московской области все же появится ландшафтный парк "Россия" то те редкие псковичи, что поймут, как добраться до него на маршрутке от Медведково или Марьино, все же увидят там макет Крома. Хорошо, если он будет выполнен достойно, без грубых ошибок. Пара тысяч прикольных аватарок "Я и мини-Псков" на Фейсбуке – это успех, который, надеюсь, стоил стольких нервов, копий и слюней.

 

Впрочем, помимо лавров, есть и новые вызовы, которые, если уж всерьез воспринимать рейтинг "Россия-10", стоят перед Псковом. В положении конкурса говорится о том, что десять новых визуальных символов Российской Федерации должны поддержать устойчивый интерес к нашей стране как к объекту внутреннего и международного туризма. Стало быть, если на Псковской области стоит штамп "рекомендовано к осмотру", то резонно было бы изучить, что мы готовы туристам предложить – в сравнении с другими победителями геопатриотического конкурса.

 

 

РИА "Новости", используя данные Росстата за 2012 год, сразу после подведения итогов голосования в "Россия-10" опубликовали любопытный материал "Особенности посещения самых популярных достопримечательностей России". Задавшись вопросом "Что нужно знать туристу о регионах, в которых находятся наиболее известные символы России?", исследователи составили инфографику, в которой наложили на матрицу лидеров голосования шесть основных параметров турбизнеса: число мест размещения гостей, их вместимость и средняя стоимость проживания, число пунктов общепита и средний чек, а также средняя цена билета в музей.

 

В Псковской область Росстат насчитал 79 коллективных мест размещения (включая гостиницы, дома отдыха и санатории), численность размещенных в них лиц – 324 тысячи 557 человек. Объектов общественного питания в нашем регионе – 352. Средние цены у служителей статистики получились следующие: 1200 рублей за сутки в гостинице, 744 рубля за обед в ресторане в дневное время и 91 рубль за билет на выставку или в музей.

 

В сравнении с другими регионами, где есть объекты из шорт-листа "России-10", в Псковской области катастрофически не хватает кафе, ресторанов и баров – даже в Карелии и Бурятии их больше. При этом цены и на обеды, и на досуг у нас высокие – как в Санкт-Петербурге. А вот цена проживания, напротив, оказалась самой низкой. Отличиться Псковская область могла бы и по параметру размещения гостей, если бы не Чеченская республика – там, если верить Росстату, всего 2 гостиницы, способные принять 695 человек.

 

Самым адекватным регионом в этом исследовании, наверное, вышел волгоградский, где Мамаев курган и скульптура "Родина-мать зовет". Гостиниц там в три раза больше, чем у нас, ресторанов больше на треть. Ночевки на 40% дороже, зато обеды почти вполовину дешевле. Бонусом – фонтан "Бармалей", Дом Павлова, и другие скриншоты из киносвежатинки Бондарчука-младшего.

 

 

 

Если верить ярым защитникам необходимости голосования в "Россия-10", в скором времени к Крому ринутся тысячи туристов, желающих визуализироваться на фоне одного из символов страны. И первоочередная задача, с которой Псковской области предстоит справиться, чтобы достойно привечать гостей – открыть еще, как минимум, полсотни гостиниц. Второе узкое место – нехватка кафе и заоблачные цены в них. Ну и о прайс-листе на приобщение к культурному наследию тоже можно задуматься. А то даже в окрестностях Байкала входные билеты на выставки дешевле обходятся.

 

Есть и другой выход – попросту "забить" на туризм, как на одну из точек роста экономики региона. Ведь то, чем мы располагаем сейчас, полноценной отраслью назвать, мягко скажу, непросто. Что Псковская область, а именно муниципалитеты, где скрыты достопримечательности, могут предложить любителям активного отдыха, кэмперам, семьям с детьми? Что-то, безусловно, могут, но этого до обидного недостаточно для того, чтобы люди захотели сюда не только приехать, но и остаться на вторые сутки, чтобы дополнительно потратить больше двух тысяч рублей.

 

Этим летом в одном из приморских городков в Латвии мне попался справочник проекта EstLaRus, где были сгруппированы все туристические объекты разных регионов тех стран, что имеют выход к Балтийскому морю. Вся Псковская область в толстенной книжке не заняла и полдюжины страниц, тогда как всего в 100 километрах западнее Пскова бурлила разнообразная туристическая жизнь – веревочные городки, веломаршруты, экологические тропы, обзорные вышки, десятки музейчиков, ресторанчиков и кемпингов всех мастей. Вот такой разрыв между нами и нашими ближайшими соседями.

 

Справедливости ради скажу – этот разрыв имеет тенденцию к уменьшению, и в ближайшие годы начнет сокращаться. С какой скоростью – вопрос, но имеются все признаки того, что к модному слову "туристический кластер" в Псковской области скоро прицепятся еще и необходимые путешественникам услуги и сервисы, расположенные поблизости от точек притяжения гостей. А пока этого не произошло, пожалуй, нам надо научиться вести себя скромнее, поменьше кричать и побольше работать.

 

Даниил НОВИКОВ

Даниил Новиков
Версия для печати


Идет загрузка...