Espresso от Саши Донецкого: Изборск-style
Вчера вновь посетил Изборск, в котором не был больше года, и понял, что сведения о крепости, которые содержатся нынче в Википедии, безнадёжно устарели. Пора авторам "народно-сетевой энциклопедии" обновлять страницу. Реставрируемая, ещё в строительных лесах, крепость вдруг поразила своим оборонным величием, о котором прежде приходилось догадываться. Окрепшие стены и башни создают теперь несколько иной, преображённый, образ города, послужившего одним из провиденциальных символов обретения русской государственности. Образ строгости и мощи, выросших на животворящих энергиях мифа.
Понятно, что нынешняя крепость 14-го века на Жеравьей горе, как, впрочем, и легенда о пришествии на Русскую землю трёх братьев-варягов, имеет весьма отдалённое отношение к реальной истории. Археологи и филологи давно поведали нам, что никаких братьев — Трувора и Синеуса — на самом деле не было, а был только один Рюрик, явившийся править к кривичам и эстам из Дании со всем родом (sine hus) и верной дружиною (thru varing). Просто летописец Нестор, составляя свою хронику исторических событий, не потрудился перевести слова из шведских источников, которыми пользовался.
Но что это меняет по существу в нашем осознании родной истории?
Только то, что таких людей, как Трувор, быть может, да, и не существовало физически, зато существовал вполне себе реальный Изборск, в отличие, кстати, от Новгорода, который, по данным археологов, к пришествию Рюрика фактически отсутствовал.
Любопытно, да? Рюрик был, а Новгорода не было. Люди иногда крепче и древнее городов. Династия рюриковичей длилась и ветвилась вплоть до Василия Шуйского, то есть до возвышения московских князей и актуализации имперской идеи псковского старца Филофея: "Москва - Третий Рим". А это уже целый пласт отечественной истории, от которого не откажется ни один учёный, это — школьный учебник, формирующий представления нации о себе как целом.
Мы понимаем, что любой юбилей, и в рамках одной человеческой жизни, и в границах существования отдельного государства, основан на некой условности, магии цифр, позволяющих устанавливать некие рубежи вечного движения.
Юбилей можно отмечать, и можно о нём, юбилее, забыть, не придать особого значения. Юбилей — это идея, которая либо воплощается, либо нет.
Что касается Изборска, то именно там, в окрепшей крепости (уж извиняюсь за два родных корня в одном словосочетании), в строительной пыли, суете рабочих и шуме моторов, зримо убеждаешься в том, как какая-то, казалось бы, на первый взгляд историческая условность, фикция, способна в итоге превращаться в реальный известняк, охряной и ярко коричневый камень, который будет вскоре "работать" на стереотипы новых поколений соотечественников и иностранцев.
Из чего следует, что изборский юбилей — это вовсе не прихоть удельного князя и его дружины, а провидческий государственный проект, истинное значение которого определит только будущее.
Сейчас, конечно, не до пафоса. Свежая штукатурка храмов важнее юбилейных словес. Итоги археологических изысканий интересней газетных разборок и склок. Но когда будут убраны строительные леса, и преображённая крепость возникнет перед взорами пилигримов со всех концов света, сияя своей особой, суровой, красотой города-воина, мы обретём как бы обновлённую икону примечательного места, его новый лик, лишённый ущербов времени и природы.
В смысле реставрации в Изборске за год сделано больше, чем за несколько предыдущих десятилетий. Это видно всякому, кто приезжает в Изборск сегодня, на кульминации юбилейных торжеств. Уже ради одного этого факта следовало бы "придумать" юбилей. Что уж говорить о прочих "бонусах" вроде культурной программы с выступлением в Изборске Большого театра.
Но кульминация — это всего лишь высшая точка, необходимые людям фанфары, тогда как гораздо актуальней — итог: музеефицированная Изборскская крепость, налаженная туристская инфраструктура, центр притяжения любителей древности со всей России.
И этот итог, пока предварительный, в стадии становления, но вполне зримый, Изборск уже имеет.
Саша ДОНЕЦКИЙ.