Espresso от Саши Донецкого: Глаз на Pussy натяну
Вторая неделя судилища над участницами скандального панк-молебна в храме Христа Спасителя обрастает смешными подробностями, будто Господь сочиняет назидательную комедию в фарсовом стиле. Стенограмму судебного процесса, публикуемую онлайн, без смеха читать невозможно. Новостные сайты разнесли весть, что один из потерпевших, охранник ХХС Сергей Белоглазов, в момент перфоманса Pussy Riot буквально "оцепенел", причём "оцепенел" настолько крепко, что два месяца подряд был не способен ходить на работу. Свечница храма из-за пережитого шока на какое-то время разучилась считать деньги и до сих пор каждую ночь плачет в подушку.
"Бесовские дрыганья и скачки" девок просто так не проходят. Теперь кто ж будет спорить? Действительно: "потерпевшие", настоящие "терпилы". И семи лет срока девкам мало. Жаль, семь лет — срок максимальный.
Между тем, чем дольше длится скандальный процесс, те весомей и ярче число подписантов всяческих писем и обращений, как в защиту Pussy Riot от мракобесия, так и в осуждение тех, кто их защищает. Следует признать, что первых гораздо больше и выглядят они гораздо приличней и внушительней, чем незадачливые сторонники "примерно наказать".
В защиту уже выступили всемирно известные музыканты Стинг, Питер Габриэль, Faith No More, Franz Ferdinand, Red Hot Chili Peppers. К рокерам примкнули не менее именитые: литератор и актёр Стивен Фрай, культовый режиссёр Терри Гиллиам, актёр и продюсер Дени де Вито, вдова Джона Леннона американская художница Йоко Оно и всемирная поп-икона Мадонна. Да и сливки отечественной творческой интеллигенции, включая даже "попа-расстригу" Ивана Охлобыстина, расширяют свой список.
Напротив, за то, чтобы непременно посадить, из знаменитостей пока только: писатель Валентин Распутин, который, по остроумной формуле одного популярного Интернет-ресурса, "расписался вместо Бога", да "кабацкая" певица Елена Ваенга. Вместе с Распутиным заявление "Молчать не позволяет совесть" подмахнули ещё 27 писателей, публицистов и поэтов так называемого «патриотического» направления, заодно высказав и моральную оценку всем тем из известных россиян, кто поддержал девушек: "Эти "деятели" лишний раз наглядно показали свою внутреннюю антихристианскую сущность, свою агрессивно-безнравственную природу и русофобскую направленность своей лжекультурной деятельности", - отчеканили "подлинные деятели русской культуры" и "истинные патриоты".
При этом "подлинными" и "истинными" они назвали себя сами, тем самым как бы по умолчанию причислив актёров Олега Басилашвили, Евгения Миронова, Сергея Юрского и Чулпан Хаматову, режиссеров Эльдара Рязанова, Алексея Германа и Виталия Манского, писателей Михаила Жванецкого, Сергея Шаргунова, Дмитрия Быкова, Бориса Акунина и Людмилу Улицкую, музыкантов Андрея Макаревича, Валерия Меладзе, Бориса Гребенщикова и Юрия Шевчука к "не подлинным" и к "не истинным". Тот факт, что подписавшихся в защиту Pussy Riot деятелей культуры знает вся страна, "истинных" и "подлинных" подписантов ни чуть не смутил. Как и то, что сами они, кроме родственников и друзей, мало кому известны. Ваенга, конечно, поизвестней Распутина будет, но лучше бы она вообще молчала, потому что стиль её "распальцованного" высказывания наверняка шокировал даже самих иерархов РПЦ. Лучше бы звезда отечественного шансона промолчала.
Надо полагать, что война подписантов "за" и "против" уголовного преследования Pussy Riot продолжится не только до конца судебного разбирательства, но и после.
Процесс идейно-нравственного размежевания вокруг РПЦ, таким образом, превратил "дело Pussy Riot" в своего рода общественный тест на светскость и вменяемость. Тогда как Pussy Riot постепенно, прямо на глазах изумлённой западной общественности (и значительной части общественности нашей, российской) обрели статус "мучеников совести". И с этим обстоятельством ни власть, ни православные публицисты, ни квасные графоманы уже ничего не смогут поделать.
Меня во всей этой истории более всего забавляет... Нет, "забавляет" не совсем уместный глагол, всё-таки речь идёт об "оскорблении" чувств верующих и реальных сроках, тут не до шуток. Поэтому точнее будет сказать "удивляет" та, без всяких преувеличений, высшая, Божья, ирония, которая так и сквозит во всём этом сюжете с Pussy Riot, с их судьями и защитниками.
Я о концептуальном фрагменте Евангелия, том эпизоде земной жизни Иисуса, когда Он выступил в храме против иудейских служителей, устроивших из сакрального места нечто вроде супермаркета. "И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: "Дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников". (Мф.21:12-13). Или: "Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: "Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли". (Ин.2:13-16).
После этого, говоря обывательским языком, дебоша в публичном месте, а, выражаясь юридически, "злостного хулиганства", Иисус ещё много чего успел в смысле "разжигания религиозной розни" и "ритуального осквернения святынь", да и самой власти, за что в итоге, так сказать, "по совокупности", и был осуждён к позорной казне на кресте.
Буквально сразу после казни на Лысой Горе у Христа появились рьяные последователи, дьяконы, то есть помощники учеников Иисуса, один из которых - эллинист Стефан - буквально спустя год открыто выступил против фарисеев (в 34-м году от Р. Х.), за что не только поплатился собственной жизнью, но и спровоцировал целую кампанию гонений на своих собратьев по вере, о чём и повествует книга Деяний святых апостолов от евангелиста Луки. Понятно, что если бы Стефана судил не Синедрион, а Хамовнический суд Москвы, наградив семилетним сроком в колонии общего режима, то дьякон остался бы жив и мало кому известен.
Иудеи поступили проще: забили христианского бунтаря каменьями, инициировали целую кампанию по преследованию первых христиан, однако в вековой перспективе добились противоположного эффекта. Из гонимой и преследуемой, как мы знаем из истории, христианская церковь постепенно превратилась во вселенскую, а там и до "священной инквизиции" было недалеко.
Вот она — ирония Бога. Уже не христиан судили и бросали на съедение диким зверям, а сами христиане гнобили почём зря еретиков, то бишь многочисленных "вероотступников". Среди еретиков встречались и весьма учёные мужи вроде сожжённого на костре монаха Джордано Бруно, вся вина коего заключалась лишь в том, что позволил себе вольность мыслить несколько иначе, чем это предписывала Католическая церковь и светские судебные власти Рима.
Pussy Riot, конечно, никакие не еретики, а, скорее, безродные акционистки, преследующие политические цели, но своего они добились: вряд ли кто-то ещё из отечественных артистов когда-либо удостаивался столь пристального и широкого внимания мировой общественности, а виной всему главный промоутер Pussy Riot — российское государство.
Известный публицист и телеведущий Александр Архангельский уже сравнил суд над Рussy Riot со сталинскими процессами 30-х годов, когда вся оцепеневшая от ужаса страна "жаждала" раздавить "троцкистско-бухаринскую гадину". Аналогия Архангельского самоочевидна, хотя, справедливости ради, следует заметить, что участницам Pussy Riot всё-таки ближе не разжалованные вожди большевизма, по воле Сталина вдруг очутившиеся на скамье подсудимых, а поэт Пастернак, которого публично загнобили в 1958-м за якобы "антисоветский" роман "Доктор Живаго".
Любопытно, что и тогда обвинители, официально обязанные быть атеистами, не гнушались в травле инакомыслия библейских мотивов: "Пастернак получил тридцать сребреников, для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение", - гвоздила коллегу по цеху 25 октября 1958-го "Литературная газета".
История клепает фарсовые ремейки с показательной регулярностью, и покуда власть разговаривает с расшалившимися художниками в агрессивно-блатном стиле "Глаз на ж...пу натяну!", Рussy Riot и их защитники обречены на беспрецедентный PR, который одних отождествляет со сталинской инквизицией, а других возносит чуть ли не до первомучеников.
Саша Донецкий