28
 

Espresso от Саши Донецкого: И. о. TV

Уход руководителя регионального телевидения, СМИ, до сих пор сохраняющего крайне высокое влияние, - всегда веха, по крайней мере, в жизни работников гостелерадиокомпании, от которых зависит контент и качество теле- и радиоэфира. Когда же руководитель местного ТВ уходит не тихо, а со скандалом, громко хлопая дверью и с треском вытряхивая на суд публики скелетов из шкафа, - это уже событие политическое. Всё, что циркулировало на уровне службы информации под названием ОБС ("одна баба сказала") вдруг косвенно или напрямую подтверждается. И оказывается, что конфликт директора ГТРК "Псков" Тамары Фельдшеровой с областной администрацией действительно, выражаясь казённо, имел место, а "мужики", то бишь среднестатистические телезрители, и не знали.

 

Комментируя свой, якобы "по собственному желанию", уход Тамара Фельдшерова акцентировала внимание именно на "политической" подоплёке увольнения, подчеркнув при этом, что у руководства ВГТРК к её работе "претензий нет".

 

Здесь сразу же возникают "непонятки". Если "наверху" претензий нет, то зачем тогда увольняться? Мало ли с кем может конфликтовать руководитель филиала такой мощной медийной госструктуры, как ВГТРК? Да пусть бы даже и с самим губернатором! Формально ГТРК "Псков" от областной власти никак не зависит. И если конфликт с областными чиновниками всё-таки возник, а реального прикрытия в ВГТРК не оказалось, не есть ли подобное развитие событий управленческой ошибкой собственно директриссы ГТРК?

 

Объяснения Тамары Фельдшеровой о том, что, мол, она разошлась с губернатором Андреем Турчаком во взглядах на "объективность" освещения жизни региона, уж извините, выглядят не очень убедительно, а то и смешно. У нас что, ГТРК "Псков" - филиал телеканала "Дождь"? Ни разу не "Дождь", - ни по формату, ни по содержанию. Никакой особой злободневности или критики властей предержащих я в репортажах журналистов ГТРК "Псков" что-то не замечал. Вполне себе беззубое и сервильное ТВ, ничуть не смелее, скажем, "Псковской правды". Я  бы даже сказал, что "ПП" в смысле пресловутой "объективности" ещё и круче ГТРК будет, невзирая на сервильность, которая "ПП" по статусу положена. Значит, конфликт кроется в чём-то другом?

 

В том, что "прожжённая" на различных СМИшных и властных должностях Тамара Фельдшерова отстаивает идеалы "независимой журналистики" я, разумеется, ни капли не верю. В государственной иерархии её номер шестой, отчего конфликт с областной властью есть не что иное, как системный "сбой" властной вертикали. Думается, именно этот "сбой" ей в итоге и не простили. Грубо говоря, госпожа Фельдшерова стала жертвой собственной невменяемости. Ну, или неадекватности реакций, если хотите.

 

В чём истинная причина этого "каприза" - в мозгах или деньгах? - я гадать не хочу. Ясно одно: правой рукой брать у областных чиновников деньги, а левой показывать им же фигу — нельзя. Трудно поверить, что такой опытный руководитель, как г-жа Фельдшерова, этого не понимала.

 

Тем не менее, произошло то, что произошло. И новому директору ГТРК "Псков", кем бы он ни был: "гастарбайтером" из соседнего российского региона, или местным кадром, - "по-любому" придётся выстраивать отношения с командой нынешнего губернатора. И печальный казус Тамары Фельдшеровой станет для него наглядным примером.

 

Чего нельзя отрицать, так это того, что г-жа Фельдшерова действительно уделяла большое внимание самопиару, причём не только ГТРК "Псков", но и своему лично. В промоушене, понятно, нет ничего предосудительного. Наоборот, регулярные промокампании есть необходимая часть работы всякого СМИ, только делать это нужно не кондово, по старинке, а изобретательно и с умом.

 

Истинный, а не мнимый имидж телерадиокомпании, впрочем, напрямую зависит прежде всего от качества вещания, от актуальности и востребованности всякого отдельного выхода в телеэфир, от каждого выпуска новостей, а вот здесь, на мой субъективный взгляд, за 4 с лишним года как раз никакого прорыва не случилось. Журналистский уровень оставался стабильно низким, как пульс покойника. Ярких запоминающихся репортажей в "Вестях" - единицы, которые, скорее, исключения из правил. Главное же правило — некий унылый стандарт и монотонность.

 

Иногда складывается даже такое впечатление, что тележурналисты, работающие в "Вестях-Псков", искренне ненавидят свою работу и делают всё от них зависящее, чтобы телезритель переключился на другую кнопку. И это при том, что ГТРК "Псков"  по существу является монополистом в региональном телеэфире. У филиала нет реальных конкурентов на рынке СМИ. Увы, но это так.

 

Да, Интернет-ресурсы в последние годы стабильно расширяют свою аудиторию, оказываясь и оперативнее, и компетентнее, и содержательнее, и креативнее, чем неповоротливое, с безнадёжно устаревшим медийным мышлением, ТВ. Однако пока уровень доступности телевизионного сигнала и охват всех возрастных сегментов населения не сравним с возможностями Интернет-СМИ.

 

Ситуация, конечно, парадоксальная. Потому что современное телевидение, что называется, "доедает" тающие запасы былого величия. Нынешнее ТВ (не только ГТРК "Псков", а ТВ в целом) сегодня вторично по отношению к Интернету, что — если говорить "по-чесноку", без лукавства - признают и сами телевизионщики.

 

Рабочий день нынешнего тележурналиста начинается с того, что он включает компьютер и заходит на один из новостных сайтов. Дальше — дело техники. Тележурналисты сегодня почти не занимаются сбором информации, а как бы "экранизируют" уже готовые сюжеты, извлечённые из сети.

 

Я сам пришёл на телевидение в марте 1996-го, и тогда мой рабочий день начинался с диска телефона и записной книжки. Никаких компьютеров, и, уж тем более, Интернет-СМИ не существовало и в помине. Сюжеты сочинялись от руки на серой бумаге. Машинистка печатала тексты для дикторов. Паразитировать было не на чем и не на ком. Приходилось шевелить собственными мозгами. Ты сам себе был редактором. В моём удостоверении должность, кстати, так и обозначалась - "редактор ТВ".

 

Сегодня тележурналисты — это подневольные шпунтики и винтики, безрадостно исполняющие свою унылую работу по начитке текстовок, которые даже удачная видеокартинка не спасает. Кого или что в этом винить? Судить не берусь, но первое, что приходит на ум — это именно отсутствие конкуренции. Если бы и директор, и журналисты думали о рейтинге, который есть реклама и деньги, то стимулы были бы иными. Сейчас же получается так, что ни руководство ГТРК, ни журналисты ни в каком рейтинге просто не заинтересованы. Руководитель свой процент от продажи рекламного времени всё равно получит, это его законная "рента". Журналист же не получит ничего, и потому опять займётся творческим саботажем. В свою очередь зритель, если не переключит канал, будет опять довольствоваться "новостями" с невзрачной подачей. И ничего тут не поделаешь — альтернативы-то нет!

 

Я вовсе не собираюсь ностальгировать, но объективно — на рубеже веков псковское телевидение на второй кнопке было гораздо интересней.

 

В телеэфир выходила продукция небольших, но креативных телестудий, вспомним хотя бы недолгий век "МК-ТВ", "ТV-comа", отдела рекламы той же ГТРК под руководством Олега Михайлова. По-разному можно оценивать персоналии и политическую позицию, которую так или иначе представляли эти студии, но что касается профессионализма, то он был на несколько порядков выше, чем у филиала ГТРК "Псков" здесь и сейчас. И когда Тамара Фельдшерова, хлопая дверью, громогласно заявляет о якобы "приличном" уровне телепередач ГТРК, она просто не знает, что да как показывал псковский телевизор, когда она сама была жительницей Республики Коми.

 

Мой личный взгляд на ситуацию с местным ТВ пока достаточно пессимистичен. Как сформулировал классик, что-то имеет смысл делать только в двух случаях: из интереса, из-за денег. А тут — ни денег, ни сколько-нибудь заметного интереса. Поэтому журналистам ГТРК "Псков" я только сочувствую.

 

Но это только — пока.

 

Потому что уверен, что "зачатки" Интернет-ТВ, появляющиеся нынче тот тут, то там, лет через десять расцветут полноценным и круглосуточным вещанием в каждом телевизоре, в независимости от того, где этот телевизор будет включён: в глухой псковской деревеньке или в областном центре.

 

И тогда, возможно, под давлением внешних обстоятельств — новых технологий и конкурентов — будущему директору ГТРК "Псков" придётся задуматься о журналистском уровне вверенного ему филиала.

Саша ДОНЕЦКИЙ 

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...