31
 

Изборские комиксы. Вредные "картинки с выставки"

В то время, когда народ под мудрым руководством партии продолжает эпохальное строительство общества будущего, достигая на этом верном пути самых впечатляющих результатов, а лучшие деятели отечественной культуры осваивают новые горизонты жизни, сообразуясь с научным мировоззрением классиков марксизма-ленинизма, у нас, увы, ещё находятся и те, кто протаскивает идейной контрабандой чуждое советским людям мировоззрение.

 

Находятся, понятно, не без участия некоторых "сочувствующих" товарищей (персональное дело которых - разговор отдельный и особый), не без поддержки так называемых искусствоведов и ценителей "современного" искусства, всегда готовых воздвигнуть шаткий пьедестал для очередного кумира и навязать публике сомнительные эстетические вкусы и представления.

 

 

Речь о недавно открывшейся в выставочном зале Псковского музея-заповедника  экспозиции члена Союза художников Александра Стройло под симптоматичным названием "Светлые изборские картинки". То прискорбное недоразумение, что гражданин Стройло до сих пор является членом уважаемого творческого Союза, как мы надеемся в ближайшие дни будет разрешено положительно, и псковские художники-профессионалы ещё скажут своё веское слово. Но уже сегодня следует  признать, что иначе как идеологической диверсией вышеупомянутую выставку назвать никак нельзя. Поэтому мы уверены, что все лица, причастные к этому изобразительному демаршу в стиле "комикс" (включая прежде всего директора музея т-ща Киселёва и некоторых его сотрудников), понесут причитающуюся им ответственность перед лицом социалистической законности.

 

 

Сегодня выставка, наделавшая в некоторых эстетствующих кругах "сенсацию",  демонтирована, и экспозиционные площади музея-заповедника свободны для того, чтобы принять работы местных художников-соцреалистов, однако вопрос далеко не исчерпан.

 

 

За три дня выставку в музее успели посмотреть многие псковичи и гости города, то есть можно сказать, что изобразительная диверсия Стройло и компании, к великому сожалению, вполне удалась.

 

И это печальное обстоятельство требует от нас, искусствоведов и культработников, верных заветам партии и её Центрального Комитета, необходимости дать отпор чуждым и вредным веяниям, раскрыть гнилую природу "искусства", ввергающего зрителя в мелкобуржуазную стихию и художественный примитив.

 

 

Не скроем, у Стройло и других авторов демарша образовалась в городе даже некоторая "группа поддержки" среди писателей и иных культработников, считающих себя носителями "истинно народной культуры", под прикрытием которой они пытаются оболгать наш народ и его идеалы, протолкнув широкому зрителю негодные поделки, льющие воду на мельницу мирового сионизма и самой махровой русофобии. Эти эстетствующие "власовцы", почище Солженицына, в последние годы явно набрали силу и распустили павлиньи хвосты, пользуясь нашей гуманностью и, - признаем, попустительством к всяческого рода дурновкусию и буржуазным новациям.

 

Именно поэтому сейчас нам, как воздух, нужна авторитетная и квалифицированная оценка "Светлых изборских картинок" псковскими искусствоведами (мы уверены, что в ближайшие дни они такую оценку нашим читателям предоставят), пока же ограничимся лишь указанием на самые вопиющие моменты.

 

 

Как следует из названия, натурой, так сказать, "объектами изображения" для Стройло послужила псковская деревня Изборск и её жители.

 

На первый взгляд, вроде бы ничего предосудительного в этом факте нет.

 

 

Однако важно, какие сюжеты выбирает художник для своих картинок, каких героев высматривает и выделяет, и КАК именно, в какой манере, он их изображает, как к ним относится.

 

Подкулацкая "бытовуха"

 

Сами за себя говорят уже названия: "Вернулся из мест заключения", "А он от неё ушёл", "Кошка убежала", "Так, погулять решила", "Может, договоримся?", "Сейчас согреемся", "На соборование", "Ага. Служба будет" и т. д. и т. п. в том же духе презренного мелкотемья  и подзаборных "событий", на которых концентрирует свой ироничный язвительный взгляд добровольный коллекционер "низких истин".

 

Вместо того, чтобы славить современного колхозника, поэтизировать высокий труд  на земле, как это делают его товарищи по творческому Союзу, "художник" Стройло избирает иные впечатления: его привлекает обыденность, быт, "чернуха", повседневные стороны человеческого общежития: жители Изборска идут в баню, обсуждают соседей, требуют от жён денег на водку или уже спешат домой с вожделенной бутылкой.

 

 

Но всё это ещё полбеды, жители Изборска, согласно Стройло, вовсе не чужды таких сомнительных удовольствий как "опиум для народа". Они бегут не только в магазин за выпивкой, но и в церковь, что выглядит уже форменным поклёпом на советского человека.

 

Главный герой Стройло — деревенский обыватель, ведущий свою генеалогию из вроде бы ушедшей в прошлое кулацкой среды. Стройло с наслаждением воскрешает  эту подкулацкую атмосферу, любуется недалёкостью своих персонажей, и здесь в полной мере проявляется его отношение к нашей действительности — ёрническое, с подковыркой, со злобным смешком в рукав.

 

По форме "картинки" Стройло это как бы "карикатуры", но вся их вредоносность как раз в том, что он не обличает, не бичует мало приглядные стороны нашей жизни, как, к примеру, карикатуристы журнала "Крокодил", а, наоборот, выпячивая  забавные мелочи и мизансцены, любуется ими, заставляя подумать зрителя, что вот это всё, и поход в баню, и предвкушение выпивки, и церковь с её попами, и есть наша  настоящая жизнь, этим жизнь исчерпывается, и ничего другого нам не дано, и, главное, совершенно не нужно.

 

В этом, как нам видится, кардинальный идеологический посыл вредных "картинок" Стройло, злобно коверкающего реальность в угоду своим убогим представлениям, и в итоге создающего панораму выморочных образов, ничего общего с действительностью не имеющих.

 

И как раз в этом — великий обман и шельмование человека труда, которые, как мы надеемся, не останутся безнаказанными...

 

Как бы Изборск и как бы изборяне

 

На монументальном крыльце административно-выставочного корпуса Псковского музея-заповедника стоял человек, жутко похожий на Санта-Клауса, иронически улыбался и дымил папиросой.

 

 

И пусть облачён бородач был отнюдь не новогодний наряд, а в житейский ширпотреб, в подсознании почему-то мелькал мешок с подарками, спрятанный где-то рядом: быть может, в фойе, за стойкой гардеробщика?

 

Предчувствие маленького чуда, впрочем, не обманывало. За массивной дверью и тамбуром музея пряталось сокровище, не мешок с конфетами и разной чепухой из Китая, а целая персональная выставка - "Светлые изборские картинки" Александра Стройло, - воссоздающая будни одной из древнейших мировых деревень, откуда есть пошла Земля Русская.

 

- Я не знаю! Я не готов! Я даже людей сюда не мог пригласить, потому что был поставлен в такие условия, что даже не знал, что это такое! - Эмоционально открестился от собственной выставки сам Александр Стройло, отвечая на мой первый вопрос.

 

- Как так может быть? - Не понял я.

 

- Как может быть! - Почти слово в слово повторил художник.

 

- Ну, то есть у вас был материал, в смысле "изборская серия"...

 

- Да! - радостно подтвердил Александр Григорьевич, прикуривая новую папиросу.

 

- Поступило предложение...

 

- Да... Я любезно согласился, и все бразды правления отдал этим замечательным людям.

 

И художник указал на стоящего неподалёку Виктора Яшина, небезызвестного на Псковщине политического деятеля, в последнее время подвизавшегося на продвижении разнообразных проектов в культуре.

 

- А название что означает?  "Светлые изборские картинки" - это типа концепция?

 

- Дело в том, что я в Петербурге самый крупный коллекционер оставшейся после потери одной перчатки. Ты, кстати, так мне ни одной перчатки и не дал. Хотя перчатки ты должен терять...

 

- Я постоянно их теряю.

 

- А вторую нести мне. И я из них делаю "Чёрные петербургские книжки".

 

- То есть вы окончательно переселились в Питер?

 

- Нет, я живу в Новоржеве и Пушкинских горах. Там провёл последние три года. И что-то никто не брал у меня интервью. А раз из Питера, значит, интервью можно! Вот она, областная пресса! - Пошутил Стройло.

 

- И чем занимались в деревне?

 

- Кино снимали, декорации строили.

 

- Так долго?

 

- Ну, так фильм серьёзный! О войне 1812-го года. Буквально три дня назад на  Псковщине закончили снимать сожжением половины деревни. Французы, гады, сожгли нам деревню. Сейчас под Питером снимают.

 

- "Изборские картинки", они с натуры? Или плоды фантазии? 

 

- С натуры с примесью фантазии. Сначала я что- то рисую. Потом, со временем, что-то пририсовываю. - Раскрыл секрет художник. - Ты бы мне хотя бы один нормальный вопрос-то задал.

 

- Что, значит, нормальный? - Снова не врубился я. 

 

- Ну, "как вы относитесь к российской государственности", да...

 

- Ну и как?

 

 - Ещё как отношусь! Никто так не относится, как мы относимся. То есть очень хорошо! Я рад, что ей 1150 лет исполняется.

 

- Ну это ж условная дата...

 

 - Как условная? Ты что, не веришь в Трувора нашего? Ты, может, считаешь, что и Рюрика придумали? Кто ж тогда нами правил, если не рюриковичи?

 

 - Но существуют же всякие филологические версии, мол, не было их, дескать, игра слов. - Припомнил я точку зрения противников "норманнской теории".

 

 - Так всё игра слов! А Россия, смотри, 1150 лет стоит и стоит. А всё игра слов! - Возразил художник-государственник. - Помнишь, как в наших школьных учебниках было? Что все цари пьяницы, развратники, а народ в полном говне... И при всём этом что-то страна всё расширялась и расширялась.

 

- Мне показалось как-то гламурненько выставка выглядит, с этими рамочками, со стёклышками. - Высказал я мнение о совершенно бездарном, с моей точки зрения, оформлении работ, где стекло да и толстые золочёные рамы уж точно были неуместны, являя жуткий китч.

 

 - Стёклышки с рамочками делал не я. Я рисовал только картинки. - Пояснил художник. - Всё делала областная администрация.

 

Потом было открытие вернисажа, много приятной словесной белиберды и общение с журналистами в формате "всем скопом".

 

- Выставка — какой-то выхваченный мгновенный кусок жизни. - Посерьёзнев, всё-таки определил концепцию изборского цикла Александр Стройло. - Пусть люди и не похожи на тех конкретных людей. А когда были похожи, то мне же было хуже. Потому что они меня обвиняли в том, что они в этом месте не стояли, не сидели и не лежали. Здесь всё на самом деле достаточно отстранённо. Эти люди как бы и в Изборске живут, и как бы они всеобщие наши русские люди.

 

 - Возьми старые экземпляры "Псковской правды", и в таком вот стиле и жанре напиши статью. - Напутствовал меня советом Александр Стройло, когда общение почти завершилось.

 

- Ладно, - согласился я, а потом подумал, что и правда: идея-то замечательная: вообразить, что выставка Стройло открылась не в июле 2012, а лет 30 назад...

 

 

Так "светлые" картинки превратились в картинки "вредные".

 

Но если, опять же, в шутке отставить только её малую долю, толику, да прибавить пафоса, то...

 

...Созданные в сразу узнаваемой, специфически "стройловской", мультяшной манере и снабжённые забавными подписями, "Светлые изборские картинки" составили своего рода "комикс", то есть серию смешных, ироничных изображений, воссоздающих быт и бытие Изборска и его обитателей.

 

Рядом с- и над- бытовыми сценками — благодаря запечатлённому ландшафту и архитектуре, невероятных, как вещь-в-себе, где избы соседствуют с крепостными стенами и силуэтами церквей, возникает сияющая надбытность, некий метафизический свет, уводящий зрителя от обыденности в сферы общечеловеческих художественных обобщений.

 

Автор, конечно, прав.

 

 

Герои изборского "комикса" от Александра Стройло не столько изборяне, сколько русские люди вообще, и при всей их самобытности, они люди Космоса, люди, без присутствия которых мир точно не полон.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ.  

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...