Сиротские доли
"Для ребёнка-сироты лучший дом – тот, который сгорел" - такую фразу* от социальных работников за последние 5 лет мне приходилось слышать не единожды. Посыл её, несмотря на драматизм, вполне доброжелателен: если закреплённое за ребёнком жильё уничтожено, то сироте рано или поздно торжественно вручат ключи от новенькой квартиры. А если закреплённое жильё существует, то, вероятнее всего, оно находится в таком состоянии и в нём проживают такие личности, что жить в нём сирота не захочет. Шесть родственников-алкоголиков на 50 квадратах – кому захочется возвращаться туда, откуда давным-давно тебя забрала опека?
Именно такую историю о жилье 22-летнего Миши Ершова и рассказал в своём блоге известный фотограф Илья Варламов после того, как посетил Псковскую область. Приехал он сюда по приглашению другого фотографа из Москвы – Димы Маркова, вот уже пятый год живущего в Порховском районе. Летом 2007 года Дима работал вместе со мной и другими волонтёрами в летнем образовательном лагере ROOF для воспитанников Бельско-Устьенского детского дома-интерната, да так погрузился в тему социализации детей-инвалидов, что остался здесь, стал деревенским жителем. И, совмещая своё увлечение фотографией с благотворительными проектами, заслужил статус одного из общественных деятелей, меняющих в России к лучшему.
И про жильё Миши Ершова, и про судьбы других детей-инвалидов Марков публиковал много и фотографий, и текстов в самых различных изданиях, включая культовый журнал Esquire. Но аудитория блога Ильи Варламова в 16 раз больше "жалких" трёх тысяч подписчиков блога DCIM. Соответственно, и реакция областных властей на пост Варламова, быстро вышедший в топ Рунета, была иной. В этот же вечер губернатор Псковской области Андрей Турчак поблагодарил московского путешественника за подробный отчёт из Новосокольников, а главам трёх районов велел разыскать упомянутых в посте сирот и "посмотреть им в глаза". Главы не стали дожидаться, пока в их собственные глаза пристально будет заглядывать глава региона, и поспешили отчитаться о предпринятых действиях.
Но вернёмся из блогосферы на землю. Слова губернатора о проблемах "детей-сирот, по вине муниципальных властей оставшихся, по сути, без жилья", вне всякого сомнения, укрепят и без того популярное в народе мнение о том, что чиновники, дескать, мутят аферы с сиротскими квартирами, чтобы потом покупать себе золотые унитазы. Такой стереотип подогревается и десятками журналистских историй, и пресс-релизами прокуратуры, и сообщениями на сайте turchak.ru о "сиротском жулье". Ситуация, однако, не столь однозначна. Но чтобы прояснить её, стоит провести небольшой ликбез для неподготовленных читателей.
Прежде всего, рассуждая о сиротах, забудьте о малышах, потерявших родителей в автокатастрофе, и прочие киношные истории. Не менее 80% сирот в нашей стране – это дети, изъятые из неблагополучных семей или брошенные своими родителями. Большинство из них имеют братьев и/или сестёр, многие лишились семьи в школьном возрасте и попали в сиротское учреждение, уже имея негативный социальный опыт. Сирота в современной России – это ребёнок, которого предали.
Далее: квартиры от государства положены только тем сиротам, у которых вообще нет никакого жилья. А таких в Псковской области сейчас не так уж и много. Не менее половины выпускников сиротских учреждений имеет закрепленное жильё – то есть те квадратные метры, на которых они были прописаны до того, как попали в социальный приют.
Теперь немного о психологии выпускников из числа детей-сирот. За годы пребывания в госучреждении дети отлично усваивают одну вещь – их обеспечивают, им дарят подарки, их развлекают и дают льготы лишь потому, что они сироты. Это же логично. Не буду сейчас рассказывать, как развращают психику детей беспричинные подарки от всяких спонсоров. Важно другое - подростки благополучно пропускают мимо ушей слова о том, что свой сиротский статус уже нельзя будет так успешно капитализировать, когда они станут взрослыми. И вот, когда после 9 классов в самостоятельную жизнь выходят такие вот совершенно беспомощные 17-летние существа, они принимают логичное решение – сбиться в кучку и попытаться как-то выжить сообща.
Так в ПТУ крупных городов образуются целые сиротские диаспоры, и выпускники школ-интернатов ещё 6 лет не слезают с иглы государственных дотаций. Почему шесть? А очень просто – сироты имеет право на два бесплатных образования, чем успешно и пользуются: живут в общежитиях на стипендию и накопления со сберкнижки (кругленькую сумму не дают сразу потратить завучи ссузов – выдают небольшими порциями по заявкам). О закреплённом жилье мало кто думает – решение этой проблемы кажется делом настолько отдалённого будущего, что и вспоминать об этом бессмысленно.
Между тем, для того, чтобы улучшить свои жилищные условия, студенту-сироте надо произвести не так уж и много действий. Для начала, необходимо съездить в то злачное место, где располагаются родные квадратные метры, и убедиться, что, действительно, метры ветхие или требуют ремонта. Далее надо написать три заявления. Первое – в администрацию района, с просьбой собрать межведомственную комиссию, которая приедет и всё зафиксирует. Второе – по итогам решения комиссии – с просьбой дать денег на ремонт или дать равноценное жильё взамен ветхого. Третье заявление – если администрация начнёт тянуть волынку – в прокуратуру.
Представьте теперь 23-летнего оболтуса, который за 5-6 лет вольной жизни напрочь забыл не только то, что ему советовали социальные педагоги в интернате, но и привык к тому, что всё ему падает с неба. "Я сирота, мне должны, не имеете права, я сирота" - эту мантру многие выпускники, кажется, готовы повторять до старости. И в ситуации с жильём также уверены, что кто-то должен всё сделать за них. Максимум, на что они готовы – написать невнятное возмущение в электронную приёмную губернатора в духе "доколе?". Пускай соцзащита побегает, повыясняет, что там с моим жильём, а то бедных сироток обижают.
Александр Гезалов, бывший детдомовец, а ныне общественный деятель и консультант социальных проектов, рассказывает о том, что ждёт выпускников школ-интернатов.
Конечно же, не все выпускники детских домов и школ-интернатов такие. Есть вполне успешные ребята и девчонки, но это, как правило, те, кто пустился в одиночное плавание, завёл себе новые знакомства и друзей вне постинтернатовской среды. А большинство тех, кто сбивается в стаи, кто поступает в определённые училища и техникумы лишь потому, что там "свои" - увы, надолго зависают в позиции иждивенцев. Аморфные, инфантильные, они продолжают ждать подачек от государства и искренне удивляются, когда они прекращаются.
Как же им помочь, этим безвольным молодым людям и девушкам? Наверное, клеймить и обличать власть – последнее дело, ведь мы ещё не знаем всех обстоятельств конкретной истории. Собирать документы и обивать пороги инстанций за них тоже не стоит – ковать собственное счастье эффективнее самостоятельно. Пущай сироты сами поучатся, в жизни пригодится. Что же остаётся?
Желающим помочь могу посоветовать найти одного-двух таких бедолаг, наладить с ними контакт, рассказать, как всё устроено в нашей системе, а потом – предложить действовать. Захотят, начнут – принимайтесь за следующих. Будут тянуть, откладывать, лениться – будьте готовы к такому повороту, воспринимайте это по-монашески. Теперь это ваш духовный путь, социальное служение – радуйтесь. Когда (и если) вы одержите победу над апатией и системой – плюс миллиард к карме будет обеспечен.
Кроме шуток – мы (ПРОО "Помогай-ка!") действительно готовимся запустить этим летом такой проект, "Клуб выпускников". Возьмём, для начала, десяток уже знакомых "старшаков", выпускающихся в августе. И всю осень будем регулярно собирать встречи, вытряхивать из них все проблемы и искать подходящие решения. Для того, чтобы проект был эффективнее, успешнее, нам понадобятся единомышленники и добровольцы. Кто-то, возможно, окажет консалтинговую, правовую поддержку, а кто-то найдёт деньги на ремонт или поможет этот ремонт сделать. Если есть желание присоединиться и идеи, как участвовать – добро пожаловать. Адрес сайта: pskovhelp.ru
* - фраза о сгоревшем доме в данном случае – не более, чем ирония, и ни в коем случае не призыв к действию (тем более, что действия такого рода преследуются сразу несколькими статьями Уголовного Кодекса РФ)
Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ гласит, что с 1 января 2013 года будет создан специализированный жилищный фонд для обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А также:
- В каждом регионе сиротам, которым негде жить (или если вселение детей-сирот в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно), будут предоставляться благоустроенные жилые помещения по договору найма сроком на 5 лет.
- Вышеуказанные лица не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населённого пункта.
- Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется и за лицами, которые достигли возраста 23 лет.
В Главном государственном управлении социальной защиты населения Псковской области сообщили, что администрация региона в данный момент прорабатывает механизм реализации законопроекта в Псковской области.
Даниил Новиков.