Espresso от Саши Донецкого: Геббельс вряд ли похвалит
Вообще, приятно осознавать, что, когда люди пытаются оправдать беззаконие и неправду, даже прикрываясь православными хоругвями, у них это дурно получается. Если не сказать, не получается совсем. И вполне наглядное подтверждение тому — фильмец и последующая дискуссия в рамках телепроекта "Специальный корреспондент" от Аркадия Мамонтова, которые я советую посмотреть и проанализировать всем, кто ещё не равнодушен к истине и хочет убедиться, что методы доктора Геббельса актуальны и востребованы до сих пор.
Прежде, до нынешнего нашествия Интернета, я считал телевидение "искусством, обречённым на забвение". Теперь же, когда практически любой выход в эфир, сохраняется в цифре во всемирной паутине, на каждом журналистском плевке в вечность можно ставить печать "нетленка". Что необычайно поднимает статус мимолётного. Эфемерная "злоба дня" превращается в скрижали, в архивный документ, в свидетельства, от которых просто и легко не отвертишься в будущем, когда, возможно, придётся отвечать перед людьми и перед Богом за конъюнктурное, на потребу власть предержащим, мракобесие.
Когда на телеэкранах появляются поделки вроде телепередачи "Специальный корреспондент" Аркадия Мамонтова под обличительным заголовком "Провокаторы", мне стыдно за профессию журналиста. Смотришь в смердящую ненавистью иконку телевизора, и даже не веришь: неужели люди с государственного федерального канала способны падать столь низко, прежде всего в профессиональном смысле? И жаль, что в руководстве ВГТРК не нашлось ни одного смелого человека (умные всё поняли), который мог бы заявить: "Ну, подождите, ребята! Вы же профессию на панель роняете! Всю корпорацию подставляете, подводите под монастырь".
Думается, что вот как раз за подобные передачи, обильно анонсируемые и транслируемые в прайм-тайм, народ и называет журналистов "продажными", испытывая к ним нечто вроде обидной брезгливости.
И дело даже не в том, что на тучном теле глубоко, по самые гланды, сервильного "спецкора" Мамонтова, вдруг обнаружившего в девчонках из "Pussy Riot" очередных "врагов" России, пробы давно ставить негде. А в том, что "пропаганделки" от Мамонтова не выдерживают никакой более или менее профессиональной критики и оценки, а рассчитаны, по-видимому, исключительно на гидроцефалов. Либо Мамонтов и его подручные считают всех телезрителей слабоумными, либо они в роли журналистов действительно ни на что другое, кроме как на тупой бессовестный "пропагандец", не годятся. Пресловутый доктор Йозеф Геббельс из Ада за такую откровенную "халтуру" геноссе Мамонтова вряд ли похвалит.
Безотносительно к качеству агитки, единственный более или менее адекватный вопрос здесь: зачем?
Зачем образцово-показательному охранителю Мамонтову, регулярно подтверждающему своё махровое реноме, понадобилось вновь возбуждать толпу, привлекая внимание к политической акции "Pussy Riot", о которой народонаселение давно бы уже счастливо забыло (своих проблем, что ли, мало?), если бы не продолжающееся, вопреки доводам разума и позывам совести, судебное преследование хулиганок, подогреваемое верноподданными СМИ? Зачем?
А, видимо, за тем, что, чувствуя и понимая всю шаткость собственных позиций в глазах просвещённых граждан, коих, слава Богу, в России всё-таки большинство, охранителям требуется идеологическое прикрытие, а точнее, хоть какое-то оправдание той оголтелой охоте на ведьм, что развернулась в последние месяц-два под прицелами фото- и видео-объективов.
Вот и рекрутируется журналистская обслуга типа Мамонтова, готовая смешать в одном убойном "видеококтейле Молотова" и беглого олигарха, и общество воинствующих безбожников во главе с Троцким, и ритуальные убийства монахов, и синагогу с мечетью, и трепетных ланей. Правда, результат, как чаще всего и бывает в подобных инсинуациях, обратный, и продемонстрированные телезрителю девушки (притом, что совершили они действительно дурацкий поступок) вызывают скорее невольное сочувствие, чем злопыхательство.
Всеобщее осуждение печально знаменитой акции, само собой, никуда не денется, однако, когда заведомо "сирых да убогих" начинают демонстративно пинать кирзовыми подкованными сапожищами государственного агитпропа, когда в нагрузку ко всей мощи репрессивной махины на молодых женщин вдруг наваливаются такие здоровенные и брызжущие ненавистью дядьки, как Аркадий Мамонтов, невольно возникает чувство жалости к ошельмованным жертвам (пусть и не совсем невинным) и неизбежно рождаются сомнения в адекватности мер, принятых по отношению к хулиганкам, предельно жёсткая цена проступка которых — десять суток на нарах.
Думаю, это прекрасно понимают все: и власть предержащие, и обыватели, и правоведы, и даже православные публицисты, а потому и требуется медвежья услуга горе-пропагандистов из проекта "Специальный корреспондент", по команде "Фас!" начинающих вырабатывать в собственной слюне бациллы бешенства.
От всего этого делается прежде всего неприятно и мерзостно, будто ненависть, излучаемая с экрана, направлена не в сторону гипотетических "врагов" России и православия, а на тебя самого, в данном случае стороннего наблюдателя, и хочется как-то освободится от тяжёлых впечатлений, смыть с души всероссийское позорище, да не получается, и тут вдруг понимаешь, что отмолчаться не получится.
Более всего здесь раздражает мантра православных публицистов, зачем-то сравнивающих христианский храм с мечетью или синагогой.
"А вот попробовали бы эти хулиганки устроить нечто подобное в мечети и синагоге, точно живыми бы оттуда не вышли!" - орут благим матом публицисты, сами не понимая, что подобными дубовыми аргументами как раз и опускают (извращая) весь смысл христианства.
Именно за то мы и ценим учение Христа, что это переливающаяся всеми цветами радуги религия свободы и толерантности, а не чёрно-белый мир "кошерных" и "некошерных" предписаний, и не средневековый аул, где женщины до сих пор считаются рабынями, с которыми можно совершать соитие даже после их смерти (соответствующий законопроект сейчас обсуждается в Египте).
Мы что, хотим воссоздать у нас нечто подобное?
Что более всего поражает в фильме Аркадия Мамонтова, так это безоговорочная апелляция к сверхъестественному, к мистике и чернокнижию, ярко и выпукло подчёркнутому компьютерной заставкой в виде вьющегося компьютерного змия, как будто уползшего из мистической саги о волшебнике Гарри Поттере.
С самого начала авторы не просто допускают, а утверждают реальное существование Дьявола, и всё это, понятно, не в шутку, а как бы на полном серьёзе.
"Провокаторы" или "кощуницы", о которых далее идёт речь, - однозначно слуги Дьявола, совершившие, по замечанию Мамонтова, "акт войны".
Всё, после этого "весомого" аргумента можно, как говорится, тушить свет и лепить любого горбатого, шить передачу любыми нитками - не придерёшься: и в одну пропагандистскую лохань летят, будто в кошмаре, и беглый олигарх Березовский, и нарицательный недруг России Бжезинский, и какой-то сумасшедший, порезавший людей в синагоге, другой сумасшедший, убивший трёх монахов в Оптиной пустыне, и ряженый в сшитый на заказ сюртук обозреватель Холмогоров с щегольской тростью, и оправданная судом присяжных революционерка Вера Засулич, и сожжённое мусульманами за карикатуры Датское посольство, и ведущий детской познавательной телепередачи Вяземский, с явным удовольствием обозвавший участниц "Pussy Riot" прошмандовками, и даже вызвавшие холодок в холке незадачливого корреспондента "искры из глаз" у явно якшающейся с нечистой силой Надежды Толоконниковой, названной Мамонтовым "панночкой".
Вся эта "видеонарезка", несомненно, смотрелась бы весьма забавно, как своего рода развлекательное шоу, если бы не выглядела столь агрессивно и в прямом смысле слова — умопомрачительно.
Вообще же, Мамонтов, быть может, и сам того не подозревая, изготовил великолепное пособие для студентов журфаков — как не надобно заниматься журналистикой. Если желаешь себя уважать, конечно.
Поразительным образом само название фильма "Провокаторы" вполне исчерпывает как раз его создателей и то, чем они занимались в кадре.
Прав Мамонтов. Случайностей, действительно, не бывает. Бог шельму метит.
Саша ДОНЕЦКИЙ.