Псковские Печоры в период эстонской независимости
Состоялась очередная православно-краеведческая поездка в рамках проекта "Псковская земля". Весь прошедший год проект финансировался Комитетом по физкультуре, спорту и делам молодёжи города Пскова. С этого года по "благословению" городского комитета всеми молодёжными проектами (в том числе духовно-нравственными и патриотическими) должен заниматься Псковский Городской Молодёжный Центр. Для этого были заключены соглашения о сотрудничестве со многими организациями, клубами и учреждениями города, образовательными, краеведческими, туристическими, в том числе и с православно-краеведческим клубом "ГРАДАР" - организатором проекта "Псковская земля". В связи с этим и финансирование проекта легло на плечи Молодёжного Центра.
В этот раз молодёжи города было предложено познакомиться с Печорами, да, именно познакомиться! Дело в том, что большинство людей, даже историков и краеведов, видят в этом районом центре исключительно Псково-Печерский монастырь. Можно насчитать только одного или двух экскурсоводов, которые водят туристов по самому городу. В прошлом году "ГРАДАР" знакомил молодёжь с малоизвестными достопримечательностями и святынями Печорского края, а сейчас решил открыть для ребят замечательные памятники архитектуры эстонского периода и рассказать о городе в эпоху эстонской независимости (1920 – 1940 гг.).
Для этого молодёжный клуб снова обратился к одному из своих сотрудников, настоящему краеведу-исследователю, специалисту по Печорскому краю Дмитрию Беляеву. Дмитрий уже много лет занимается историей своего любимого района и своими ногами прошёл не один десяток километров, посетил множество деревень, открыв для себя и псковичей не одно историческое место!
В 11:00 мы выехали из Пскова и через Печки направились в Печоры. По дороге нашему вниманию был представлен краткий рассказ о Печорах и районе, из которого мы узнали о том, когда Печоры стали городом, чем городское Печорское самоуправление отличалось от Псковского, и почему в Печорах до 1917 года не было городской Думы. А также о том, что к началу ХХ века в Печорах было 5 площадей, 7 каменных зданий, кожевенный завод, около 115 ремесленников, земская больница, ж/д станция, 2 начальных училища, земская школа и церковно-приходская школа при Псково-Печерском монастыре. В общем, как пригород Пскова, Печоры были очень небольшим, малоприметным городком, выглядели как малопредставительное предместье Псково-Печерского монастыря и фактически не выходил за рамки примонастырской слободы, возникшей здесь в XVI веке при игумене Корнилии. Но после революции 1917 года Печоры начинают меняться в лучшую сторону.
В декабре 1919 года в Эстонии разоружена Северо-Западная армия генерала Н. Н. Юденича, Белая Армия на Северо-Западе Российской империи перестаёт существовать. 2 февраля 1920 года подписан Тартуский мирный договор, по которому граница Эстонии и Советской России проходит по нынешней административной границе Псковского и Печорского районов. Таким образом, Изборск и Печоры входят в состав Эстонской республики. Печоры (Петсери) становятся одним из уездных центров Эстонской республики.
Эстонское население города растёт. В 1890 году в городе было 4 эстонских семьи, в 1922 году – 33,8% эстонцев, а в 1940 году уже 60%. Всего в 1922 году в городе проживало 2013 человек, а в 1940 уже около 4500 человек. За счёт Эстонского правительства в Печорском крае были отремонтированы все православные храмы, пострадавшие во время войны за независимость, восстановлены гражданские постройки и дороги. Также началось строительство новых дорог. Хотя в Эстонской республике Печоры считались одним из самых маленьких уездных центров, уровень жизни горожан вырос в несколько раз.
В 1931 году строится железная дорога на Тарту. Печоры становятся железнодорожным узлом. В 1920-х годах появляется первый автомобиль. В 1933 году при Псково-Печерском монастыре открыта Духовная семинария. Строится масса новых прекрасных монументальных каменных зданий, получивших название эстонских. Монастырь получает финансовую помощь от правительства. Печорский край в это время становится одним из мировых центром русской культуры. В те годы здесь бывали Николай Бердяев, Иван Ильин, Иван Шмелёв, отец Сергий Булгаков, писатель Леонид Зуров и другие столпы русской мысли и культуры. Это период, когда в Советской России само слово "русский" находилось фактически под запретом. Это период, когда в СССР голод, гонения, разруха, колхозы, отсутствие творчества и идейно-коммунистический угар. В Печорах - ярмарки, русские традиции, культура, чистота, порядок, сервис. Наконец, мы въехали в Славный Город. Все мы знаем, что в Печорах нас почти в центре города встречает кладбище. Почему оно находится в центре? Такой вопрос часто задают туристы. Дело в том, пояснил Дима, что в XIX веке это была окраина города – всё просто! Кстати, никто не знает, где до XIX века находилось кладбище!
На Псковской улице, недалеко от кладбища, мы сделали первую остановку, чтобы обратить внимание на четыре интересных здания. История их очень поучительна и богата, но я не буду в этой статье открывать все карты. Для этого предлагаю путешествовать с "ГРАДАРОМ" (бесплатно). Скажу только, что в 1930-х годах в деревянном доме адвоката Павла Златинского собирался кружок русских монархистов, бывших белогвардейцев, которые, сидя за круглым столом, всерьёз обсуждали организацию свержения советской власти в СССР и возвращения монархии.
Далее мы переехали к лютеранской кирхе Святого Петра. Вроде ничего особенного, но она знаменита уникальным музыкальным инструментом - органом, одним из десяти исторических органов в России, которые изготовлены до Второй Мировой. Пять находятся в Санкт-Петербурге, четыре - в Москве и один - в Печорах. Мне кажется, есть, чем гордиться печерянам! Далее от кирхи мы прошлись до здания военно-патриотической организации "Кайтселийт" (Союз обороны). Узнали много о молодёжных отделениях этого движения - "Молодых орлах" (для юношей) и "Дочерях Родины" (для девушек), а также о Всепечерском Дне Молодёжи, русских певческих праздниках и многих других удивительных и полезных мероприятиях.
Последнее замечательное по культурному значению, но тяжёлое по своему нынешнему состоянию историческое здание - "Домик стрельца" конца XVII – начала XVIII веков. Жаль, что многие памятники эстонского периода 20-30-х годов находятся в запустении, зато прекрасное здание банка до сих пор обжито. Ещё бы! Сейчас там располагается районная администрация.
Из Печор мы переехали в посёлок Залесье через древний погост Тайлово, где отправили автобус обратно на изборскую дорогу к деревне Подлесье, а сами двинулись пешком (около 6 км) через старинные деревни и прекрасный по виду сосновый бор с чудным оврагом, по дну которого протекает речка Пачковка. Посмотрели на лягушачью свадьбу порядка 30 особей, оценили охранный пыл хуторских собак, которые лаем провожали нас до самого оврага, и пока мы не перешли на другую сторону речки, "охрана" нас не отпускала.
Путешествие продлилось около 2 часов, мы увидели заброшенные колхозные хозяйства и еле сохранившиеся старые мощные дороги между ними. Затем мы сели в автобус и на обратном пути, по традиции, поговорили на религиозные темы. Главным вопросом были вопросы прошедшей Пасхи, разница между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой. Что такое Антипасха? Почему Фома неверующий и такой ли уж он неверующий? И о грядущем празднике Жён-Мироносиц! В 17:00 мы были в Пскове.
Всем было объявлено, что 7 мая 2012 года Молодёжный Центр готовит краеведческий поход от Пскова до деревни Камно к храму Георгия Победоносца, где будет молебен и беседа у костра о победах русского оружия. Поход приурочен к Дню Победы. Присоединиться к походу смогут все желающие. Для этого нужно позвонить по телефону 8-911-351-1501 Андрею.
Андрей Таскаев.