Espresso от Саши Донецкого: Предвыборный мундштук
Как и ожидалось, несмотря на публичные демарши энтузиастов (имеются в виду заявления лидеров парламентской оппозиции, прежде всего, коммунистов и эсеров), большинство в Госдуме приняло-таки нашумевший законопроект о прямых выборах губернаторов. Сначала во втором чтении. Вряд ли кто всерьёз сомневался, что примет и в третьем, окончательном. Большинство есть большинство. С ним спорить бесполезно. Демократический централизм, понимаешь.
Главный камень преткновения - поправка о так называемом "муниципальном фильтре", требующая от кандидатов на губернаторское кресло заручиться поддержкой депутатов местных законодательных собраний. Числом — до 10%. Точный требуемый процент, впрочем, должны теперь установить сами региональные парламентарии. При желании нетрудно подсчитать, примерно сколько районных и городских депутатов придётся мобилизовать тому или иному кандидату, мечтающему, к примеру, о псковском губернаторстве. Так что опасения противников "муниципальных фильтров" вполне понятны. Ползучую коррупцию никто не отменял, и в сети уже раздаются стоны о тратах на дополнительный "прикорм" местных избранников народа.
Поправки к закону о губернаторских выборах бойкие партийные публицисты уже сравнили с конфетой, которой Кремль поманил всех потенциальных кандидатов, а потом огорчил: в эффектно развёрнутом фантике вместо обещанной всуе демократии — обманка, муляж, или во всяком случае не то, что обещала первоначальная обёртка.
При этом гвалт раздавшихся в СМИ опасений - по здравому размышлению - вызывает некоторое недоумение.
Получается, что оппоненты законопроекта о поправках изначально подозревают депутатов и глав на местах чуть не во всех смертных грехах, как-то: зависимости, трусости, продажности, некомпетентности и так далее.
Попахивает, извините, снобизмом. Если не сказать презрением к "низовым депутатам", да и в целом к провинции, к "глубинке", к её людям и обычаям.
Но неужели уважающий себя претендент в губернаторы не способен заручиться поддержкой этих пресловутых десяти — подчеркнём, максимум десяти - процентов?
И если нет, не способен, то какой он тогда, собственно, претендент?
Правильно: никакой.
Вспомним словарные значения. Фильтры (от лат. filtrum – войлок) – это устройства и механизмы, выделяющие (или удаляющие) из исходного материала некоторую часть с заданными свойствами. Например, в информатике фильтр - это компьютерная программа, извлекающая из данных только те, которые нужны пользователю. Фильтры бывают воздушными, водными, электронными, для сигарет и прочими, теперь вот — ещё и предвыборными.
Что необходимо пользователю, то есть Кремлю, для того, чтобы политическая система, при всех издержках объявленной демократии, не "засорялась" инородными и нежелательными элементами? Нужен изящный, в виде федерального закона, мундштук, на внутренних стенках которого оседают все возможные вредоносные примеси вроде людей с криминальным прошлым или экстремистскими взглядами.
Таким мундштуком и стал законопроект, разработанный в кабинетах думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству.
Насколько эффективен будет реальный предвыборный фильтр, впрочем, всё-таки покажут ближайшие выборы. Любой закон требует апробации. Тем более, в России закон, согласно популярной пословице, "что дышло".
Так что пока о его "потребительских" качествах можно рассуждать исключительно гипотетически.
Оппозиция, критикуя представленные Владимиром Плигиным поправки, нарочито "педалирует" вероятные риски и возможные злоупотребления, игнорируя все прогрессивные нормы нового законопроекта, явно способствующие партийному строительству и повышению престижа муниципальной власти.
В реальности, по факту, "чёрт", то есть закон о прямых губернаторских выборах, совсем не так страшен, как его малюют иные грантовые публицисты.
А поправки о том, что выборы губернаторов будут проходить в два тура, а не в один, как изначально предлагалось, а также о двух губернаторских сроках для одного избранника, вне всяких сомнений, послужат развитию региональной демократии.
Во всяком случае у местных князьков и кланов будет гораздо меньше возможностей для манёвров, тогда как у оппозиции, причём всякой, и системной, и новоявленной, стартовые возможности усилятся, а шансы получить власть явно увеличатся.
Здесь уместно вспомнить о выборных технологиях прошлого, через которые прошла Псковщина, и которые иначе как "фильтром" как раз и назвать-то нельзя.
Единственное отличие того "фильтра" от предлагаемых ныне в в виде закона, - его теневой, негласный, келейный, бюрократический, по понятиям, генезис.
Вспомним предвыборную губернаторскую кампанию 2004 года.
Стоило одному из претендентов на главный в губернии пост, тогдашнему мэру Пскова Михаилу Хоронену, совершить невольную промашку, а именно: дать пресс-конференцию в рабочем кабинете, как теневой, неофициальный фильтр тут же сработал в режиме "плэй офф".
Хоронена вышибли из гонки, несмотря на все усилия, официальные и, опять же, неофициальные его "группы поддержки".
Подковёрный фильтр команды губернатора Евгения Михайлова, поддержанного Кремлём, оказался сильней, чем связи и деньги.
Во второй тур, между тем, неожиданно выскочил другой претендент — Михаил Кузнецов, банкир и принципиальный оппозиционер Михайлову.
И вот тут властный фильтр сработал уже не в качестве удаляющего устройства, а, наоборот, выделяющего и извлекающего: по упорно циркулировавшим осенью 2004 года кулуарным мнениям и слухам, Кузнецову удалось заручиться поддержкой на самом верху, не в последнюю очередь благодаря влиянию небезызвестного олигарха Олега Дерипаски.
Не будь могущественного Дерипаски, приближённого к первым лицам государства, вместе с которым по преданию Миша Кузнецов учился на физическом факультете МГУ, и чуть ли не жил в одной комнате в студенческой общаге (что, понятно, только красивая легенда), ещё неизвестно, кого бы точно отфильтровали.
Но в данном случае предвыборный мундштук от Михайлова и Ко не сработал, и псковский избиратель сделал свой более или менее свободный выбор, в итоге послав уже Михайлова в политический аут.
Продолжая тему фильтров, можно вспомнить и судьбоносный для губернатора Михайлова 2000 год, когда областные парламентарии, кстати, на вполне конституционных основаниях, сделали сам выборный фильтр более проходимым, так сказать, расширив в войлоке дырки, проголосовав за снижение для претендентов проходного процента, в результате чего псковичи поимели выборы в один тур вместо предполагаемых двух, в которых реальные шансы Михайлова выглядели более чем призрачно.
Иначе говоря, тот или иной вид фильтра есть не что иное как необходимая часть функционирования властной вертикали, и гораздо предпочтительней, когда все мы, и претенденты на вакантные кресла, и простые избиратели, примерно представляем, как именно сей фильтр функционирует.
Уж лучше иметь насквозь прозрачный, фабричным способом сработанный мундштук, чем чёрную непроницаемую эбонитовую трубу, забитую изнутри незнамо чем.
Саша ДОНЕЦКИЙ.