18
 

Espresso от Саши Донецкого: Крушение старого мира

 

15 апреля 1912 года в 2:20 после полуночи в Атлантике затонул пароход компании "Уайт Стар Лайн" "Титаник". Погибло более 1500 человек; 706 – преимущественно женщины и дети - спаслись. 5 мая 1912 вышел первый номер большевистской газеты "Правда". 6 мая 1912 года в Тобольске родилась моя бабушка. Через два года с небольшим началась Первая мировая война, перекроившая всю политическую карту Европы. Ещё через три года в России произошла Февральская буржуазная революция, через несколько месяцев случился Октябрьский переворот, летом 1918 запылала Гражданская война…

 

Я это к тому, что в мире, несмотря на географические границы и причинно-следственные решётки, всё, приватное и вселенское, поразительным образом связано, а само время – довольно относительно. Триумф новых технологий, социальные взрывы, людские судьбы прессуются в единый исторический клубок, распутать который не способен ни один смертный. И лишь у большого художника в книге ли, в картине ли, в трёх ли часах экранного хронотопа имеется заманчивая возможность уместить яркую и необычайно объёмную модель Универсума.

 

Такое редко кому удаётся. Тем величественней подлинное художественное открытие. Особенно в кинематографе – искусстве, большинство произведений которого устаревают за считанные годы, буквально на глазах.

 

Технологии нынче "рулят".

 

Оскароносный "Титаник" Джеймса Кэмерона вновь в мировом прокате. Теперь в формате стереокино. И режиссёр вновь не прогадал. Оказывается, и спустя 14 лет после премьеры, весной 2012-го, в год 100-летия крушения "Титаника", желающих ещё раз взглянуть на то, как он затонул, не так уж мало. Сумасшедшие и элита спешат к месту трагедии на комфортных трансатлантических лайнерах, люди попроще покупают билеты в кинотеатры. Народ всегда привлекали зрелища катастроф. Конвертация шедевра в 3D, на которую Кэмерон потратил 60 недель (это дольше, чем потребовалось на съёмки) и 18 миллионов долларов, судя по всему, оправдаются не только в мемориальном, но и в коммерческом смысле.

 


И это после того, как фильм уже раз десять показали по телевизору, не говоря о многочисленных переизданиях на VHS и DVD. Поразительно: видеоносители успели устареть и смениться на новые, а история людей и легендарного парохода, рассказанная Голливудом, всё так же будоражит умы и сердца. Воистину "нетленка"!

 

Эффект 3D подобен переводу старых чёрно-белых киноплёнок в цвет: неожиданно вскрывается вся глубина и фактура кадра, делаются видимыми какие-то значимые детали, которых не замечал прежде, да и всё движущееся "полотно" обретает новое качество, словно вслед за счищенной патиной десятилетий широко открываются глаза смотрящего.

 

Казалось бы, 3D – всего лишь визуальная опция, однако дело здесь не только в изображении, но и в опыте и мышлении зрителя, повзрослевшего на 14 лет и способного глубже проникнуть в замысел художника.

 

"Титаник" Джеймса Кэмерона – это, во-первых, пленительная история любви, развёрнутая на фоне катастрофы роскошного парохода, и, во-вторых, чуть не весь 20-й век, сжатый в стереоскопическую "матрёшку" нескольких дней апреля.

 

Как это удалось Кэмерону, пусть рассуждают киноведы, для зрителя важно только то, насколько достоверна и внутреннее убедительна представленная ему картина, и здесь у сценариста и режиссёра не оказалось равных.

 

 

Главные герои, Джек Доусон и Роза Дьюитт Бьюкейтер, несмотря на разный социальный статус и личный жизненный опыт, олицетворяют молодую и устремлённую в будущее Америку, страну, которая в XX веке из культурной и цивилизационной изоляции прорвётся на главную роль в мировых процессах.

 

На палубе "Титаника" встречаются даже не столько представители различных социальных классов – аристократы, буржуа и пролетарии, - сколько носители старого и нового, отжившего своё мышления и новаторских идей, которые вскоре перевернут весь мир.

 

Показательно, что Роза вывозит из Парижа картины Пикассо и идеи Фрейда. Её высокомерный жених Кэл Хокли вскользь замечает, что Пикассо никогда не будет иметь успеха, а о Фрейде никто из высшего общества вообще ещё не слыхал. Владелец "Титаника" Брюс Исмей комично принимает упомянутого Розой Фрейда за пассажира.

 

Выбор режиссёром именно Пикассо и доктора Фрейда, разумеется, символичен. Тут не может быть случайностей. Пройдёт буквально три-четыре десятилетия и импортированные из старой Европы научные знания и открытия художников-авангардистов превратятся в триумф психоанализа и экспансию агрессивного американского искусства. Центры мировой современной культуры переместятся из Лондона и Парижа в Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

 

Показательно и то, что сам Джек Доусен – талантливый и дерзкий художник, из того поколения молодых американцев, которые весь XX век осваивали новые территории в социальной жизни и культуре. Если бы герой Ди Каприо выжил в катастрофе "Титаника", то он мог стать, допустим, одним из пионеров американского критического реализма или абстрактного экспрессионизма (одно другому не мешает), либо отправиться в Голливуд, как Скотт Фицджеральд, а потом участвовать в гражданской войне в Испании, как Эрнест Хемингуэй.

 

Любопытно и то, что и любовью романтическая пара занимается не где-нибудь, а в салоне автомобиля, как и миллионы их соотечественников-потомков в XX веке.

 

То есть Доусен – первопроходец во всём. Он обязательно был бы в эпицентре событий, определивших лицо XX века. Века, выломавшего социальные иерархии и перегородки столь же радикально, как сам Джек и его друзья – ирландец Томми и итальянец Фабрицио в момент смертельной опасности выбили скамейкой решётку, отделявшую закрытых на ключ пассажиров третьего класса от выхода на палубы к спасительным шлюпкам.

 

Этот мини-бунт на борту тонущего "Титаника" - великолепная метафора всех последующих социальных революций, которые потрясут человечество. И собирательный образ Америки, "плавильного котла", сливающего в одну мульти-этническую "кашу" бывших европейцев, оказавшихся на борту: ирландцев, итальянцев, шведов, евреев и прочих.

 

Однако, кроме социологических интерпретаций, гибель "Титаника" открывает чуть ли не ветхозаветные, библейские, мифологические и бытийные проекции.

 

Что такое "Титаник" как не "Ноев ковчег", модель мира, терпящего вселенский потоп?

 

И как тут не вспомнить старую морскую примету о том, что, как назовёшь корабль, так он и поплывёт?

 

Почему вроде как непотопляемое по всем математическим расчётам чудо-судно утонуло в своём первом же коммерческом рейсе?
Не потому ли, что называлось "Титаник", то есть носило собирательное имя языческих богов, свергнутых с Олимпа?

 

Исследователи катастрофы грешат на погоду, на перевернувшийся "чёрный айсберг", на досадное отсутствие биноклей у вперёдсмотрящих, на ломкость стали, на некачественные заклёпки, на неправильные действия экипажа и т. д.

 

А может быть вся причина только в том, что "Титаник" должен был стать своего рода предупреждением человечеству? Знаком угрозы, которую таит в себе технологический прогресс?

 

"Титаник" после недолгой агонии опустился в Океан. В древнегреческой мифологии Океан – титан, один из четырёх сыновей Урана (Неба) и Геи (Земли). Океан – божество мирового потока, омывающего и сушу, и моря, он даёт жизнь рекам и морским течениям, служит приютом для солнца, луны и звёзд. На крайнем западе Океан омывает границу между жизнью и смертью. Там же, на западной оконечности (куда и спешил исторический "Титаник"), согласно мифу, находится вход в подземное царство.

 

 

Именно туда, в хтоническую глубину, в Потустороннее, падает заледеневший под яркими компьютерными звёздами Джек Доусон, там же находит свой последний приют знаменитый корабль, ставший саркофагом для всех, кому не посчастливилось увидеть солнце.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ.

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...