Путешествие восьмое: железнодорожное "фи" и новый поворот истории
Как и обещала, эта часть моего "дновского блога" будет посвящена царю, естественно, Николаю II и его отречению от престола. Кстати, хотя бы уже потому, что в Дно произошли столь важные для страны, прямо скажем, переломные, события, стоит побывать в этом городе. Конечно, открыть что-то новое для многих мне вряд ли удастся, но, думаю, всё же стоит напомнить и об этой части истории Псковской области.
Вспоминали мы историю с отречением Николая II вместе с нашим экскурсоводом Галиной Ивановной Колодиной в местном железнодорожном музее, где этому событию посвящена масса фотоматериалов и документов. Только вот начать рассказ, пожалуй, стоит с года этак 1905. Именно тогда революционно настроенные рабочие дновской "железки" основали нелегальную ячейку РСДРП. К тому же в том же самом году в Петербурге случилось Кровавое воскресенье, когда священник Гапон вывел на Дворцовую площадь рабочих с экономическими требованиями к царю. Буквально через месяц после той демонстрации, 10 февраля 1905 года, в Дно, Пскове и Порхове вспыхнули забастовки. Чтобы утихомирить революционно настроенных рабочих, например, в Дно была вызвана рота солдат из Пскова. В результате трёх дновских железнодорожников отправили на каторгу, ещё несколько человек уволили. Кстати, в музее хранится копия одной телеграммы с тех времён, не буду углубляться в её суть, потому как она, лично у меня, вызвала больше интереса, как свидетельство "грамотности" тогдашних железнодорожников. Там, например, речь идёт о некотором количестве рабочих, которое указывается таким вот образом: "три два пять человек".
Но всё же вернёмся к революционерам. В 1906 году в Пскове уже была легальная большевистская организация, которая выпускала газету "Пчела". Это вот издание разместило письмо-жалобу одного дновского рабочего, из которой понятно, что именно не устраивало местных железнодорожников. Публикация показалась мне презабавной, поэтому позволю себе привести её полный текст. Кстати, как мне показалось, некоторые фрагменты этой жалобы могли бы написать и нынешние рабочие многих предприятий страны.
"Тяжело нам, рабочим, живётся в этом проклятом Дне. Несмотря на то, что жизнь здесь довольно дорога, подённую плату мы получаем плохую и, если мы хотим быть одетыми, то нам приходится жить впроголодь. И наоборот – если хотим быть сытыми, то нам не на что одеваться. Во время октябрьской и декабрьской забастовок во всех депо достигнуто какое-то решение: повышена подённая плата, увеличена плата за рассылочные работы, отменены сверхурочные работы и так далее. У нас же в депо и по сию пору без изменений. Сверхурочные работы настолько обессилили нас, рабочих, что некоторые раньше времени смотрят в могилу. Зимой в нашем депо трещит мороз, сыплется снег. Другой раз дома не ночуешь, а работаешь целые сутки в этом грязном и суровом депо. Мудрено ли, что многие из нас страдают ревматизмом. Изнуряют себя работой и подростки. После работы среди рабочих идёт попойка, и сколько жизней этой работой попорчено.
До всего этого нашему начальству нет дела. "Потерпите, - говорят они. – Осенью, может быть, сделаем кое-какие улучшения". Другое дело устроить для себя развлечение. Они организовали театр. Только не интересно нашему брату, рабочему, голодному смотреть на развлечения сытых наших начальников да ещё платить 30-40 копеек. Нет, господа начальники, не приглашайте нас в свой театр, не легче делается рабочим от вашего развлечения. Вот устроили бы в своём театре библиотеку да читальню, так за это спасибо сказали бы вам рабочие. Нет, они не хотят заблудших людей вывести в жизнь. Они хотят, чтобы мы по-прежнему были тёмными и невежественными, но всему есть предел. Мы добьёмся свободы и счастья!". Вот на этой оптимистичной ноте с периодическими акциями протеста дожили дновские железнодорожники до 1917 года.
Итак, как все помнят, 27 февраля в Санкт-Петербурге случилась революция. Царь Николай II в это время был в могилёвской ставке и решил вернуться в Петроград, чтобы утихомирить революционно настроенных рабочих. Из Могилёва он поехал через Ржев и Бологое. На подъезде к Малой Вишере царский поезд остановили революционно настроенные рабочие. Тогда Николай вернулся в Бологое, откуда направился на станцию Дно.
Тогда начальником дновской станции был Иван Иванович Зубрилин – 30-летний мужчина, отец двоих детей. Из Совета рабочих и солдатских депутатов он получил телеграмму, в которой сообщалось, что в Дно едет император Николай II и нужно задержать царский поезд крушением другого состава. Зубрилин собрал совещание с участием заместителя начальника тяги Красовского и главного инженера депо Шурова. Мужчины решили остановить поезд с царём на станции Полонка, расположенной в десяти километрах от Дно в сторону Старой Руссы.
Для организации крушения навстречу императорскому составу отправили "вертушку с баластом" (насколько я понимаю, эта самая вертушка с баластом представляла собой некую платформу с песком), за "руль" которой сел машинист Суворов. Чтобы отправить на Полонку ту самую вертушку, Зубрилин и его товарищи попытались выписать фиктивную путёвку. Однако, Антонина Галашевская, в обязанности которой входила выдача путевых листов, отказалась это делать. Тогда путёвку выписал простой стрелочник, и вертушка выдвинулась в путь.
Следом за этой платформой должны были на другом составе отправиться Красовский и Шуров. Им предстояло ударить вертушку сзади, чтобы она перевернулась и заблокировала путь. Но вот эта часть операции оказалась сорванной. Дело в том, что пока состав собирался выйти следом за вертушкой, в кабинете начальника станции появился жандармский ротмистр Фрейман. Он обнаружил ту самую телеграмму с поручением остановить царский поезд. Естественно, после этого всех "повязали", и никто никуда не поехал. Правда, начальнику станции Зубрилину удалось сбежать из-под ареста и скрыться.
На станции Полонка стрелочник увидел, что навстречу двум литерным поездам – в одном ехал Николай II, а во втором его свита – движется платформа с песком. Ему же никто поручения не давал остановить поезд с императором и стрелочник, чтобы избежать катастрофы, перевёл стрелки. В результате поезд с царём поехал в Дно, а вертушка с песком ушла в тупик.
Царь приехал в Дно. Уже на этой станции его поезд загнали в тупик, а чтобы вариантов поехать куда-то кроме Пскова у императора не осталось, железнодорожники разобрали пути в сторону Петрограда и Новосокольников. А что было дальше – известно всем: Николай II приехал в Псков, где в ночь со 2 на 3 марта (с 15-16 марта по новому стилю) 1917 года отрёкся от престола. Так что, если бы не дновские железнодорожники, ещё неизвестно, какой была бы дальнейшая история нашей страны.
Сейчас на станции Дно стоит паровоз, похожий на тот, что привёз сюда царя. Его установили в 1990 году в честь революционных, боевых и трудовых традиций дновских железнодорожников. Говорят, что паровоз и сейчас на ходу, по крайней мере, в Дно на вечную стоянку он прибыл своим ходом.
Рядом с паровозом 13 марта 2007 года поставили крест в память о Николае II. Как вы помните, его канонизировали. Теперь в день отречения царя от престола, правда по новому стилю, тут проходит крестный ход и молебен. Ежегодно сюда привозят икону Державной Божией Матери. На счёт этого образа есть вот такое предание: одной женщине приснился белых храм и икона Державной Божией Матери, причём через какое-то время сон повторился. Стали искать такой же белый храм и обнаружили его в селе Коломенское под Москвой. Там под грудой хлама нашли и икону. Причём было это всё именно в день отречения Николая II от престола. Конечно, теперь путешествует по стране не та старинная икона, а списки с неё.
Вот так в Дно сначала поставили царский поезд на "неверный путь" со всеми вытекающими из этого последствиями, включая убийство императора и его семьи, а теперь тут же, так сказать, отмаливают грехи предков. А вообще, интересно узнать, какой бы сейчас была Россия, если бы тогда Николай II не отрёкся от престола. Жаль, что это невозможно…
Ну, а путешествие по Дно на этом не заканчивается, и в следующей части предлагаю переместиться в годы так с 1941 по 1944.
Продолжение следует!
Лена Лешкина.