Espresso от Саши Донецкого: "Голая" Ксюша Собчак
Ксюша Собчак - не просто человек из плоти и крови, а медиаперсонаж, то есть оцифрованная проекция себя самой, размноженная на миллиарды движущихся картинок. Подсчитать число экранов, по которым транслируется видео с участием Ксюши, невозможно. Она и в телевизоре, и в сети, так что число просмотров стремится к бесконечности.
Теоретики массовой культуры ещё в 60-е предугадали тренд будущих десятилетий, назвав современный им социум "обществом спектакля". В таком обществе люди (особенно публичные) функционируют не естественно, не сами по себе, а в качестве своего рода актёров, разыгрывающих те или иные сценарии, понятно, что с определёнными целями. У политиков свои сверхзадачи, у художников – свои. Главное, что их объединяет, желание попасть в информационный топ, в центр общественного внимания.
Вопрос "Зачем?" здесь даже не обсуждается. Нарциссизм толкает личность на поприще политики или шоу-бизнеса, под объективы фото и видеокамер. И если имеется кой-какой талант, умноженный на связи и финансы семьи, в успехе можно почти не сомневаться. Известность умело конвертируется либо в весомое реноме, либо в голоса избирателей, либо в продажи, то есть, в конечном счёте – в деньги.
Разумеется, люди всегда исполняли роли, по легендарной формуле Шекспира, "весь мир театр, и люди в нём актёры". Но одно дело надевать социальную маску лицедея на выход в свет или для нескольких коллег по службе, и совсем другое – ежедневно напяливать силиконовый мешок с заранее продуманной гримасой в расчёте на миллионы глаз и нервных окончаний, мгновенно подключающихся к процессу игры.
Жизнь превращается в бесконечный телесериал, в безумное реалити-шоу, внутри которого свои, зазеркальные, законы правдоподобия.
Примечательно, что свою блестящую карьеру в шоу-бизнесе выпускница МГИМО сделала именно на сравнительно долгоиграющих телепроектах – "Дом-2" и "Блондинка в шоколаде", что логично: на ярких, но одноразовых перформансах карьеры не сделаешь. Именно эти проекты принесли ей первые уорхолловские пять минут славы. Постепенно пять минут, не без ежедневного труда и специальных усилий, превратились в часы и сутки.
Ксюша Собчак инсталлировалась в российский шоу-бизнес, вошла в топ, обрела рейтинг, и стала признанной звездой корпоративов.
Если в "Доме-2" она исполняла роль телеведущей, обсуждающей разборки не отягощённых интеллектом участников реалити-шоу, то в скандальном проекте МУЗ-ТВ "Блондинка в шоколаде" её задача гораздо сложней: она должна была вжиться в образ гламурной самодуры, отвязной девки полусвета, орущей матом на окружающий плебс – парикмахеров, официантов, продавцов, проезжающих мимо автомобилистов и случайно попавшихся на пути пешеходов.
По жанру сериал "Блондинка в шоколаде" был псевдореалити-шоу, то есть пародией, в данном случае на гламурную жизнь, как она представляется пубертатным девчушкам из глубинки.
Удивительно, но не только девчушки, но и вполне себе взрослые и состоявшиеся граждане приняли "Блондинку в шоколаде" за чистую монету. Что лишний раз подтвердило проверенное годами наблюдение: телевидение способно буквально "вышибать" категорию условности (а телевидение в своих лучших образцах - это именно искусство, а не только технология), обращая массовую подделку в вещь, наделённую эксклюзивным онтологическим смыслом.
Так Ксюша Собчак превратилась в скандальную "блондинку в шоколаде", иначе говоря, стала заложницей созданного телевизором образа, карикатурного, скабрёзного, эпатирующего, и, когда настала пора сменить амплуа, переместиться на роли ведущей серьёзных ток-шоу, сделать ей это было непросто.
К чести Ксюши она довольно быстро сломала навязанный массам стереотип о себе как о безмозглой профурсетке, и, продемонстрировав на одной из ежегодных церемоний МУЗ-ТВ свою промежность, успешно переключилась на общественно-политическую проблематику: "девушка созрела".
Нынче Ксения Собчак не только популярная шоувумен, но и один из рупоров оппозиции режиму Путина, причём оппозиции внесистемной и площадной.
Сей кульбит - стремительное перемещение из алькова "светской львицы" в брутальный зоопарк российской политики - шокировал только тех, кто мало знаком с законами зазеркалья.
Да, Ксюша – дочка первого градоначальника нового Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, бывшего непосредственным начальником Владимира Путина, она выросла на Мойке, но что это меняет в актуальном противостоянии элит?
Вспомним, Владимир Путин пришёл к власти не без самого активного участия ресурсов олигарха Бориса Березовского, и где сейчас Березовский? В Лондоне. Спасается от российского правосудия.
Почему нас не удивляет трюк с Березовским, и должна шокировать политическая ориентация Ксюши, этой живой персонификации богатых и знаменитых?
Борис Немцов не менее богат и знаменит, а глядишь, тоже оппозиционер. Ходит на митинги и регулярно отправляется в каталажку.
Таковы правила игры.
"Вне-система" на самом деле неотъемлемая часть общей системы, этого глобального проекта по имитации политической борьбы. Нарядно одетые, сытые и довольные буржуа, выходящие на митинги протеста, - это не протест, а симуляция. Подлинные протестанты, как, к примеру, активисты запрещённой НБП, отсидели реальные сроки. И тот факт, что во главе разгневанных столичных жителей вдруг явилась повзрослевшая "блондинка в шоколаде", лучше всяких журналистских разоблачений вскрывает суть явления – спектакль, выложенный в блог ЖЖ.
Следует признать, что Ксения Собчак крайне удачно использует свою популярность в том, что касается публичной политики, неутомимо выкладывая в сеть всё, что успевает снять на камеру своего гаджета – обед главы Росмолодёжи Василия Якеменко или подставы на выборах.
Она уже не нуждается в режиссёре, она сама режиссирует медиареальность.
И вот эта самая медиареальность вдруг наносит Ксюше ответный удар. Назвать высокопарно мартовские события вокруг Ксюшиной персоны "возмездием" язык не повернётся, но то, что произошло в ресторане "Твербуль", иначе как "иронией судьбы" не назовёшь.
Теперь Ксюшу ждёт "уголовка", допросы и очные ставки, то есть вся та неприятная канитель, которая способна вылепить из Собчак образ "мученицы за идею" (по аналогии с "Pussy Riot"), однако сам инцидент в ресторане, оголивший подлинный лик лидеров оппозиции, уже никуда не денешь.
И пусть видеокамера журналисток из "Лайф ньюс" Canon ХА 10Е разбита, а информация с флешки стёрта, весь этот сюжет с потасовкой в ресторане демонстрирует только неизбывный снобизм и великосветские замашки Ксюши Собчак.
"Новые баре" потому и "баре", что позволяют себе то, что не позволено другим.
Сейчас Ксюша пошла в контратаку, подала встречный иск о "ложном доносе", то есть сдаваться она не собирается, и это вполне вписывается в её имидж, агрессивной молодой особы, жгущей резину на крутых поворотах. К тому же она всё-таки не безродная "девка" из "Pussy Riot", а часть "семьи", и весь спектакль с внезапно оголённой подноготной можно расценить как фамильные разборки.
Спонтанный сеанс духовного стриптиза, впрочем, состоялся, и теперь любой ребёнок имеет моральное право выкрикнуть в митинговую толпу: "А Ксюша-то голая!"
Саша ДОНЕЦКИЙ.