Espresso от Саши Донецкого: Театр как метафизика
"Современный режиссёр с непростой судьбой". Так сам себя охарактеризовал петербургский режиссёр Андрей Трусов, который вновь приехал в Псков, чтобы поставить на сцене Пушкинского театра (ныне, скорее, виртуальной) свой очередной, в Пскове уже третий по счёту, спектакль. Ранее были "Королева красоты" по пьесе ирландского культового драматурга и режиссёра Мартина МакДонаха и "Убийца" - молодёжный спектакль по пьесе известного российского "криминального" телесценариста Александра Молчанова. Оба спектакля вызвали бурную и подчас не совсем адекватную реакцию псковской публики. Оказалось, что наш провинциальный зритель не совсем готов к актуальному сценическому материалу. Накануне Международного дня театра мы встретились с Андреем, чтобы поговорить и "за жизнь", и "за театр".
- Почему с "непростой судьбой"? – спрашиваю я у режиссёра.
- Потому что я не так давно вернулся к творчеству, – рассказывает Андрей Трусов. – Был достаточно длительный период в моей жизни, с 2003 по 2009, когда я не занимался театральными постановками.
- А чем ты занимался?
- Ну, какие-то халтуры, коммерческие проекты. В том числе монтаж телефильмов.
- Монтаж телефильмов – всё-таки тоже творчество. Я думал ты вообще ушёл в иное.
- И вообще – тоже…
- Когда ты вернулся в профессию?
- В 2009 году. Сначала в рамках Петербургской режиссёрской лаборатории. Работал в Питере, Новгороде и Пскове. Здесь вот делаю уже третий свой спектакль.
- И как ты находишь Псковский театр драмы имени Пушкина? В смысле творческих возможностей, конечно.
- Здесь совсем неплохая, интересная труппа. Есть ради чего работать. Во-вторых, здесь зелёный свет экспериментам и начинаниям, никто палки в колёса творчества не вставляет. В финансовом отношении, увы, гораздо хуже, чем в других театрах. С деньгами, откровенно говоря, плохо. Зато можешь работать. Да и многие артисты по-настоящему увлечены театром, идут на эксперименты. Наш первый спектакль, который был сделан на псковской сцене, "Королева красоты" по пьесе Мартина МакДонаха, приглашён на фестиваль "Балтийский дом" в Петербурге. Это довольно крупный и значимый фестиваль, и, если у нас получится вытащить из армии ненадолго Алексея Масленникова-маладшего, то, возможно, мы в сентябре поедем на этот театральный форум. Причём это была инициатива организаторов фестиваля. То есть приглашение на "Балтийский дом" - не PR-акция театра, а реакция критики на спектакль.
- Расскажи немного об "Убийце".
- Сейчас в России пьесы Александра Молчанова очень активно ставятся, а "Убийца" вообще обласкан – много премьер в стране. И мы пытались освоить этот очень театральный, но необычный материал. Всё завязано на общении с залом, череда монологов, которые всё-таки подразумевают внутреннее драматическое противостояние. В Новгороде я тоже делал "Убийцу", но там мы с художником полностью изменили визуальное решение спектакля, вычленили другую тему, то есть внутренне мне нужно было как бы доделать работу над "Убийцей". Спектакль получился очень интересным, вышел в конце ноября, и сейчас новгородцы его играют. Так что спасибо псковскому театру драмы за то, что они дали возможность поработать с материалом, который не каждый директор театра запустит в работу. К сожалению, сейчас нет своей площадки, и спектакль игрался в клубе "Пароход", где всё прошло не совсем удачно.
- Почему?
- Площадка там неподходящая для драматических спектаклей. Акустика отсутствует. Драматические спектакли невозможно играть. Там как будто существует какая-то стена, которую нужно до зала перекричать. И соответственно - все психологические и театральные нюансы пропадают моментально. Площадка требует другого подхода, более эстрадного. А времени на переработку спектакля не было, мы его только упростили и увеличили громкость звучания. Спектакль в итоге многое потерял, но театр должен жить, а артисты должны играть.
- Последняя работа, насколько я наслышан, связана с рождественскими событиями?
- Да, в Рождество мы организовали благотворительную акцию. В театр поступила социальная заявка от отца Сергия, настоятеля православного храма в Пустошке, поставить новогоднюю и рождественскую историю для детей. И мы начали разрабатывать сценарий, и впервые обратились к текстам Саши Чёрного, и крайне удачно 8 января показали своё представление. Видимо, богоугодное это было дело, потому что всё сложилось очень хорошо – и для артистов, и для зрителей. И тогда же мы и решили, что имеет смысл показать и псковскому зрителю. Уже, правда, полноценный спектакль по трём "Библейским сказкам" Саши Чёрного. Конкретно: "Почему Моисей не улыбался, когда был маленьким", "Первый грех" и "Пророк Иона". Все эти три сюжета объединены, и сделан такой мобильный спектакль, рассчитанный на то, чтобы показывать его по разным залам в школах, училищах и т. д., поскольку у театра сейчас нет своей площадки.
- По жанру это что?
- По жанру это должно напоминать домашний спектакль. Как будто взрослые: папа, мама, дедушка и тётя, собрались вместе, чтобы своим и соседским детям донести из того, что нашлось под рукой, суть христианского учения. Задача, конечно, сложная, потому что артисты должны всё досконально прочувствовать, и они несут ответственность за адаптацию "Книги книг", хотя нужно сказать, что адаптацию сделал сам Саша Чёрный, но он сохранил библейскую суть. Он учит смирению, учит любви, учит миру. И сквозную тему мы определили так: "необходимо сохранять добро даже в самых тяжёлых ситуациях".
- А кто занят в спектакле?
- Народный артист России Владимир Свекольников, Карина Облакова, Мария Петрук и Сергей Воробьёв. К сожалению, Максим Плеханов сейчас попал в больницу, но он подбирает музыку, потому что он в теме. Художник Елена Соколова из Питера, у неё большой опыт, и она очень заинтересовалась этим проектом. Декорация – своего рода многофункциональный станок, лёгкий и разборный, способный трансформироваться во что угодно.
- Заинтриговали. Когда премьера?
- 17 апреля. Спектакль приурочен к празднику Пасхи. Соответственно, всю пасхальную неделю мы намерены его играть на разных площадках.
- В 90-ые все критики поголовно кричали о кризисе театра. Сейчас о кризисе вроде как молчат. Любопытно, а как Андрей Трусов оценивает современное состояние российского театра? Ты ведь следишь за тем, что делают коллеги?
- Стараюсь следить. Того, что призвано отвечать за духовное направление в театре, сейчас много. Вернее сказать, много представителей этого направления. Тот же театр-док, например, искренен и адекватен происходящему в стране. Есть крупные режиссёры, мастера, замахивающиеся на большое искусство. Главная же тенденция, это чёткое разделение на театр развлекательный и неразвлекательный. К сожалению, на общем фоне падения профессионализма зачастую поиски неразвлекательного театра не столь серьёзны, как того хотелось бы. Мне кажется, очень многие хотят нового, а повторяют старое. Понятно, что исходить нужно из зрителя. На кого рассчитывают режиссёры? На зрителя думающего или интеллектуального? Ведь это разные понятия. И хотелось бы, чтобы Псков тоже проникся интересом к тому, что появляется на нашей сцене. Но для этого нужно заинтересовать зрителя, показать, что театр актуален. А это серьёзная задача.
- Мы говорим накануне дня театра. Так вот, что для тебя театр? Храм? Площадка для реализации собственных амбиций?
- Театр – волшебное место, где сталкиваются совершенно невероятные энергии, и даже если спектакль сугубо развлекательный, всё равно всегда возникает чудо театра, если работа профессиональная. Поэтому я стараюсь ни на кого пальцем не показывать, и никого ни в чём не обвинять. Есть разные театры.
- Любопытно, когда ты выбирал профессию режиссёра, то сделал это осознанно или интуитивно? Понимаешь ли ты сейчас, с опытом, житейским и эстетическим, чем именно занимаешься?
- Всё своё детство и юношество я активно занимался изобразительным искусством. Учился в кружках, студиях, в художественных школах, даже работал штатным художником, и готовился к поступлению в академию художеств. И вот непосредственно перед самым поступлением, я вдруг понял: я не знаю, ЧТО рисовать. И я не готов к профессии художника. И я стал искать, куда пойти дальше. И, наверное, режиссуру я выбрал интуитивно. Но сейчас я осознаю свою профессию как прикосновение к какому-то невероятному чуду. Много определений существует: организатор зрелища, человек, который строит конфликт и так далее. Просто сам театр – это такое уникальное место, где духовные и физические возможности человека выставлены на обозрение. Человек изучает сам себя: кто он и что он? На что он способен? Если это честный театр, искренний и живой, то эффект всегда невероятный. Уникальный опыт. Как будто я смотрю на то, что я мог бы сделать, но пока не успел. Что такое человек и что он может?
- Как глобально.
- Тем не менее, всё это есть. И самое главное – построение некой театральной энергии, которая творит чудеса. Я сам не раз это наблюдал. Когда ты, как режиссёр, можешь продумать постановку, чтобы через артиста, через музыку, создаёшь условия для возникновения чуда. Потому что самые лучшие моменты – это когда зал охвачен единым чувством, и всё это как ворота куда-то.
- То есть ты сейчас говоришь о некой метафизике театра?
- Да. Хотя меня всегда учили, что театр – это праздник, на который приходят обычные люди, одетые в вечерние платья, в костюмы воскресного дня. Учили, что не стоит забивать этим людям головы чем-то непонятным. Учили, чтобы я задумывался о том, что "вынесет" зритель из зала. Но мне сейчас кажется, что современному зрителю, наоборот, не хватает духовности. Зритель устал от развлекаловки. Ему хочется, чтобы его душу радовали высоким искусством. И это на самом деле серьёзно. На фоне засилья поп-культуры, то есть на фоне противоположного, чётко проявляется потребность в духовном, необходимость в духовности. Огромное засилье информации не позволяет людям её обдумывать, и все вынуждены бежать по верхам. А театр позволяет погрузиться в нечто иное, вслушаться, всмотреться, вдуматься. Всё-таки религиозная служба тоже длится несколько часов.
- В храме?
- Да, в храме…
- Так всё-таки театр, согласно Андрею Трусову, – это храм?
- В итоге – да. Потому что и в храме, и в театре идёт разговор с душой, человек должен что-то для себя выяснить и решить. Хотя я люблю повторять, что и хорошая комедия дорого стоит.
Саша ДОНЕЦКИЙ.