12
 

Espresso от Саши Донецкого: Стакан печали-2

И всё-таки персональная выставка Игоря Быстрова в Пскове случилась. Пусть и после безвременной смерти художника. Пусть в течение всего четырёх дней. Пусть экспозиция была собрана "с миру по нитке", и художник предстал перед здешним зрителем в обидно "усечённом" виде. Даже тех немногих и, добавлю, увы, не самых лучших работ, что удалось собрать на мемориальный вернисаж "Стакан печали", вполне достаточно, чтобы составить для себя образ художника-самородка, необычайно одарённого человека с экстремальным опытом и необычным взглядом на мир.

 

На фото: картина Игоря Быстрова «Стакан печали»

 

Игорь Быстров был по своей сути поэтом, хотя и работал часто на заказ. Заказчик диктовал оценку персонажей (кого-то "приподнять", кого-то "нагнуть"), но никак не сюжет. И в целом – замысел, идею, визуальное решение. Здесь художник оставался автономен. "Главное, чтобы голова работала", - любил повторять Быстров, имея в виду те потешные, почти мультипликационные, сценки, которые он разыгрывал на своих, по большей части небольшого формата, полотнах.

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Всероссийская масленица в Пскове». На параплане – губернатор Псковской области Андрей Турчак

 

Хотя встречаются у него и масштабные, многофигурные композиции. Искусствовед Псковского музея-заповедника Владимир Галицкий, зашедший на вернисаж, сразу выделил три центральных, на противоположной от входа стене, и заявил, что "их хоть сейчас в музей".

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Оба-на и в дамках!». Среди персонажей картины слева направо: Илья Клебанов, Лев Шлосберг, Леонид Трифонов, Михаил Хоронен, Дмитрий Хритоненков, Михаил Брячак, Юрий Шматов, Евгений Малинин, Борис Полозов, Михаил Маргелов, Виктор Антонов, Василий Салопов, Михаил Кузнецов, Александр Христофоров, Михаил Гавунас, Виктор Никитин, Дмитрий Шахов, Игорь Савицкий и другие

 

Игорь Быстров работал в жанре, который обозначался термином "политлубок", то есть был близок к наивному искусству. Подлинный "наив" - это не только особое техническое несовершенство, но и специфическое авторское мировоззрение, получившее те или иные пластические формы. "Наив" практически невозможно сымитировать и воспроизвести, "школа" всё равно где-то предательски да вылезет. Тем и интересен мир наивных художников, что уникален, неподражаем и самодостаточен. Игорю Быстрову удавалось сочетать эстетическую безгрешность "наива" с подчас очень жестким сатирическим месседжем. Из чего и рождались собственно его "политлубки", своего рода актуальные комиксы по следам живой политической истории страны, проходящие по разряду "навеяло".

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Псковитянку везут к Царю». Среди персонажей картины слева направо: Владимир Жириновский, Лев Шлосберг, Алексей Севастьянов, Илья Клебанов, Александр Христофоров, Михаил Гавунас, Игорь Савицкий, Борис Полозов, Владимир Путин и другие

 

Говоря о юродстве в искусстве, наш знаменитый филолог Дмитрий Лихачёв дал замечательную формулу: "Существует косноязычие дурака и косноязычие гения". Тогда как в косноязычии дурака есть только ущерб мышления, патология, в косноязычии гения, при всех его, гения, житейских закидонах, кроется пророчество или новое откровение.

 

Быстров в своих изображениях тоже "косноязычен", и даже, возможно, иногда предстаёт в них несколько по-дурацки, однако и до гениальности ему совсем близко. Гениальности в том первичном, изначальном смысле, когда дух торжествует над плотью картины и вообще материей, а на первый план выходит самобытная идея, оригинальная мысль.

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Потомок Чингисхана». В «роли» потомка – Владимир Путин

 

К сожалению, большинство холстов Игоря Быстрова не доступны массовому зрителю. И состоявшийся вернисаж в зале на Ленина, 1 только подтвердил, что до музея Игоря Быстрова в Пскове, если он всё-таки когда-нибудь случится, ещё ой как далеко.

 

Достаточно сказать, что большинство высокопоставленных коллекционеров картин Быстрова под разными предлогами отказались предоставить их для мемориальной выставки. Главный "держатель коллекции" депутат Госдумы от "Справедливой России" Алексей Митрофанов почему-то вообще "ушёл в подполье", никак не отзываясь на звонки из Пскова.

 

Организаторам (а это сын художника Вася и его друзья) помог практически всего один человек – депутат Псковского областного Собрания (нынче от КПРФ) Игорь Савицкий, предоставивший семь полотен из личного собрания.

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Бледнолицый »Брат«. Илья Клебанов призывает вымирающее племя краснокожих проголосовать третий раз за »Вождя« племени». В «роли» «Вождя» - Евгений Михайлов

 

Между тем, всякий вернисаж, особенно собранный из частных коллекций, ценен сегодня еще и потому, что создаёт редкую возможность для репродуцирования изображений в Интернет. Об этом знают все современные художники, множащие виртуальные галереи, которые давно не ноу-хау. В этом отношении Игорь Быстров, конечно, поотстал, остался в 90-х, хотя у него тоже имеется свой сайт, правда, очень бедный.

 

Драма творческого наследия художника в том, что он никогда не задумывался о фиксации своих творений – на плёнку или на цифру. В современной мультимедийной ситуации цифровая копия подчас важнее оригинала. Он же делал картину, получал свой гонорар и навсегда прощался с очередным сюжетом, не заботясь о сохранении изображения на техническом носителе. Эта "безалаберность" и сыграла с наследием (о коем обычно и задумываются только после смерти художника) дурную шутку.

 

Что – по гамбургскому счёту – оставляет после себя художник? Свои картины. А их как бы нет.

 

Можно сказать, что творческое наследие Игоря Быстрова существует, разбросанное по роскошным апартаментам Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Вашингтона и далее везде. А можно сказать, что его, Быстрова как художника, уже просто не существует. Потому что никто, кроме нынешних хозяев картин, эти картины не видит и не знает.

 

Если бы было иначе, если представить на минуту, что Игорь Быстров был не только неутомимым выдумщиком, арт-провокатором, стихийным философом, но и рачительным коллекционером собственных творений (в той же цифре), сегодня мы имели бы возможность получить великолепный альбом, запечатлевший всю новейшую политическую историю Псковщины да и всей России.

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Русская национальная идея». Слева направо: Владимир Путин, Иосиф Сталин, Николай Валуев

 

Разумеется, это была бы политическая история, преломленная сквозь "магический кристалл" реактивного, иногда подстёгнутого алкоголем, карнавального сознания художника, но тем эта история в картинках и была бы интересна – забавно, смешно, поучительно. О многих фактах и событиях, сатирически зафиксированных на холстах Быстрова, мы сегодня уже и не помним, а они ведь сохранились и живут своей живописной жизнью. Этот воображаемый альбом, помимо репродукций картин, содержал бы комментарии профессионального историка – кто именно изображен (иных политиков уж нет, а те далече), что за ситуация или анекдот "разыгрывается" на полотне, к какому факту российской истории отсылает и т. д.

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Джокер» (портрет олигарха Михаила Прохорова)

 

Такой проект был бы наверняка интересен не только многочисленным персонажам картин Быстрова (а это, ещё раз напомню, часто весьма и весьма влиятельные и высокопоставленные люди), но и самой широкой публике. Школьники, допустим, могли бы изучать новейшую историю России, в том числе и по альбому Игоря Быстрова.

 

На фото: репродукция с зарисовки Игоря Быстрова «Пока русские офицеры играют в преферанс, наша армия непобедима». Чечня, 2000 г.

 

Всё это, впрочем, мечты человека, жалеющего об утраченном. Реальность, как обычно, несколько иная. На открытии четырёхдневной выставки не было ни одного не то что бы федерального политика (того же бывшего мецената и промоутера Алексея Митрофанова), но и ни одного местного.

 

Само собой, это не упрёк, а ещё одна иллюстрация к судьбе художника-маргинала, постоянно пребывающего на границах: социальных, эстетических, экзистенциальных.

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Надежда на спасение прячется в лесу»

 

Быстров ведь многих раздражал, чего уж тут скрывать, и, это уж точно, служил постоянным объектом ненависти, подчас зоологической и запредельной. "Виноват" в этом обстоятельстве сам художник, выбравший себе такое экстремальное поприще - быть, постоянно находиться на острие политической борьбы, - за власть других, за чужие ресурсы.

 

Пребывание в подобной двусмысленной ситуации, как говорится, чревато. Художник – существо тонкой настройки, и он не может не понимать, что, ввязавшись в политическую конъюнктуру, он сам поставил себя в положение, когда его, так или иначе, используют.

 

Хорошо, если художнику удаётся пройти по узкой грани между конкретными целями заказчиков и миром собственных представлений, а если нет? Не почувствовать ненависть нельзя, ведь художник подобен ментальному локатору, улавливающему даже самые слабые сигналы. Отсюда – водка, многодневные запои, маргинализированный быт, и в итоге – безвременная по всем понятиям и где-то даже глупая смерть.

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «Конец света (Когда Сфинкс улыбнётся)»

 

Если быть до конца честным, то можно, точнее, нужно, сказать, что, в сущности, Игорь Быстров убил себя сам, буквально сбежав с больничных носилок, на которых его везли на срочную операцию по удалению злокачественной опухоли.

 

Случился этот побег из под ножа хирурга год с небольшим назад, и никто не сумел уговорить художника всё-таки вновь обратиться к докторам. При этом он отнюдь не рефлексировал о смерти, его поступок был не осознанным, а эмоциональным, включились в судьбу чисто русские привычки (наш национально-фатальный "авось"), которые, по известной формуле Эдуарда Лимонова, "не приносят счастья".

 

От врачей-то Игорь Быстров сбежал. И да, всерьёз надеялся обмануть смерть.

 

От смерти сбежать не получилось.

 

Удастся ли теперь избежать забвения?

 

Саша ДОНЕЦКИЙ.

 

На фото: репродукция картины Игоря Быстрова «А на сердце опять горячо, горячо…» На полотне – поэты Пушкин, Есенин и актёр Сергей Безруков. На дальнем плане фигура в чёрном – Смерть

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...