Espresso от Саши Донецкого: Полная и безоговорочная либерализация
"Либерализация российской политики? Региональный политпрогноз на очередной политический цикл" - под таким сложносочинённым названием, включающим вопрос и не предполагающим однозначного ответа, собрались за "круглым столом" местные лидеры системной парламентской оппозиции, эксперты Института регионального развития, общественные деятели и журналисты.
"Круглый стол", впрочем, здесь – лишь фигура речи. Мероприятие напоминало, скорее, "сборную" пресс-конференцию, с той только разницей, что вопросы задавали не журналисты, которым была уготована функция вольных слушателей, а модератор.
Свою роль по уводу прочь от темы сыграло и сообщение директора Института регионального развития Сергея Дамберга, обнародовавшего цифры, которые явно вступают в противоречие с мнениями оппозиции, как системной, так и вне. Согласно этим цифрам, 4 марта "ничего нового мы не узнали". Дескать, как Путину доверяли плюс-минус 60% активных избирателей, такой результат в целом мы и получили. Хотя имеются и нюансы: допустим, районы Псковской области "всегда голосуют по-разному", несмотря на то, что "живут все примерно одинаково".
Один из уже состоявшихся трендов: "бедные утрачивают лояльность к власти".
Сергей Дамберг выразил эту тенденцию следующей формулой: "Когда бедные перестанут голосовать за начальников только потому, что они начальники, мы окажемся совершенно в иной ситуации".
Что касается партий, то явка либо влияет на долю проголосовавших, либо нет. Так, для "Единой России" чем выше явка, тем внушительней доля её сторонников. Для КПРФ, наоборот, чем явка выше, тем доля скромнее. Для ЛДПР и "Справедливой России" показатели явки безразличны, поскольку поддержка избирателей от явки никак не зависит.
Согласно другим цифрам, устремлённым в будущее, около четверти из 83 действующих губернаторов могут потерять свою работу уже в 2012 году. А на 2015 год придётся пик губернаторских выборов. Динамика популярности губернатора Псковщины Андрея Турчака свидетельствует, что из фигуры малоизвестной, он постепенно превратился в достаточно известного руководителя, и если бы выборы губернатора состоялись сегодня, то Турчак без труда эти выборы выиграл бы, заявил Сергей Дамберг.
Дискуссия, однако, какая-никакая, всё-таки получилась, правда, грядущей либерализации она касалась постольку поскольку. Хотя модератор "круглого стола" и нацелил представителей партий на заявленную тему (как в ближайшие годы будет развиваться политическая жизнь в регионе?), больше говорили всё-таки о другом – минувших выборах, экономических вызовах, цене на нефть и газ, вхождении в ВТО, базе НАТО в Ульяновске, проблемах муниципалитетов, таможне, сельском хозяйстве и т. д.
Псковских коммунистов представлял "аксакал" местной административной системы Анатолий Копосов, ЛДПР – молодой, но уже достаточно раскрученный политик Сергей Макарченко, "Яблоко" - генератор протестных настроений Лев Шлосберг, "Справедливую Россию" - лирический поэт и партийный функционер Евгений Самуйлов.
"Единую Россию" никто не представлял, как объявил модератор, "по техническим причинам", что вызвало иронические усмешки участников дискуссии, которые, видимо, давно привыкли к "игнору" партии власти.
При всём различии этих очень не похожих друг на друга персонажей, в одном они были единодушны – "партия технического большинства", то есть "Единая Россия", ведёт страну к очередной катастрофе. Если не брать в расчёт стилистические особенности прозвучавших оценок, а сконцентрироваться исключительно на прозвучавших смыслах, от грядущей либерализации наши региональные политики ничего хорошего, оказывается, не ждут.
Это, по меньшей мере, странно, если не парадокс нынешней политической ситуации в России.
Системная и внесистемная оппозиции так долго взывали к возвращению губернаторских выборов, талдычили об упрощении процедуры регистрации партий, судачили о ликвидации института сити-менеджеров, что, когда все эти несомненные атрибуты демократии вдруг обрели контуры реальности, лидеры оппозиции усмотрели во всех этих шагах Кремля исключительно "отвлекающие манёвры" Кремля. Лев Шлосберг, к примеру, полагает, что губернаторские выборы – это "выпуск пара" из недовольного населения, которое будет выбирать себе новых "козлов отпущения" на региональном уровне, иначе говоря, Кремль намерен отвлекать внимание масс от порочной политики федерального центра. В свою очередь Сергей Макарченко выразил сомнение в том, что выборы губернаторов в принципе будут свободными, поскольку заявлено о президентском "фильтре", и сквозь это кадровое "решето" просочатся исключительно лояльные Кремлю кандидаты. А из уст Евгения Самуйлова прозвучало даже такое понятие как "управляемый хаос".
Надо заметить, что скепсис относительно грядущей модернизации политической вертикали вообще весьма свойствен лидерам системной оппозиции, что и понятно: какая же она оппозиция, если не ругает слова и дела власть предержащих, и не подвергает либеральный проект Кремля обструкции?
Сергей Макарченко назвал грядущую либерализацию "бредовой" и усмотрел в гипотетическом законе о партиях очередную "ловушку": избирателям в день выборов будут выдавать длиннющую "портянку" со списком из 48 партий, в которой помимо иных политических ячеек в 500 членов будут значиться и такие "экзоты", как, допустим, Партия любителей пива или Партия ценителей бюстов третьего размера.
Прогнозируя вероятное развитие событий, Макарченко выдвинул два сценария: либо каждую весну у нас будет размывать дороги, либо придут революционные матросы, и "всем станет хорошо". Шутил псковский жириновец или говорил всерьёз, осталось не совсем понятным. Художественные образы, как известно, политике, большой и малой, совсем не чужды.
Евгений Самуйлов, со своей стороны, предложил с прогнозами подождать, дескать, давайте посмотрим, как отреагирует население на 83-й федеральный закон о коммерциализации бюджетной сферы, на вход России в ВТО, на повышение тарифов ЖКХ с июля.
- Осенью, после отдыха, люди вернутся в другую страну, – многозначительно констатировал функционер "Справедливой России" и добавил. - Я не стану спорить с Сергеем Дамбергом о Турчаке, но пусть губернатор будет избран.
Лев Шлосберг усмотрел в либерализации от Кремля "провокативную модель" по "рассинхронизации" разных уровней государственной власти, что может привести к "непредсказуемым последствиям". Если модернизация политической системы всё же случится, то ничто не помешает создавать так называемые "моноэтнические партии", а это уже прямая дорога к региональному сепаратизму и, значит, продолжая мысль, к распаду России.
Апокалиптика в той или иной форме, повторюсь, постоянно присутствовала в качестве главного аргумента в дискуссии, что наталкивало на простую и внятную мысль: никакая либерализация (в качестве ли "иллюзорного проекта Кремля" или стихийного развития событий) системной оппозиции не нужна.
Ни под каким соусом и ни при какой погоде.
Один из артикулированных тезисов дискуссии, с которым никто даже не стал спорить: в нынешней ситуации проводить выборы губернаторов вообще опасно.
Вывод напрашивается сам собой: системная оппозиция, чувствуя себя в созданной Путиным вертикали вполне уютно, страшится и опасается грядущих перемен, хотя они и существуют пока чисто виртуально, в неком гипотетическом проекте Кремля; и никто точно не знает, насколько далеко намерена идти власть в своём стремлении реформировать-таки политическую систему.
Участники дискуссии, впрочем, вполне солидарны друг с другом в том, что анонсированная президентом Медведевым либерализация состоится уже этим летом.
Саша Донецкий.