Город историй: Переулок-призрак и дом с обсерваторией
Внутри квартала, ограниченного Советской, Детской и Набережной реки Великой притаился двухэтажный каменный дом с мансардой.
Дом Жуковского, названный так по имени последнего владельца, находится в Кислинском переулке (современный адрес Детская, 8), упразднённом в середине XX века (ныне это территория ОАО "Псковэнерго"). Заказчик и строители здания не установлены. Предварительная датировка постройки относится к концу XVII века. Исследователи определили, что здание строилось под жильё.
С 1863 по 1877 год в Раскладочных ведомостях каменный дом с дворовыми постройками и садом отмечен как владение семьи некой Екатерины Буровой, после её смерти он принадлежал её детям – Николаю и Анне Буровым. Последующие 10 лет хозяйкой домовладения была лишь Анна Яковлевна Шрейдер, сменившая фамилию после замужества.
24 августа 1888 года старый дом с садом и земельным участком приобрёл коллежский регистратор Михаил Гаврилович Тропин. Он сразу приступил к строительству второго дома из кирпича, а затем, расширив земельный участок, построил три флигеля. После кончины Михаила Гавриловича в 1895 году домовладение по завещанию перешло его жене Ольге Ефимовне. Через пару лет она продала древний двухэтажный дом псковскому мещанину Александру Станиславовичу Жуковскому. Остальную часть домовладения с заводом минеральных вод, устроенным Тропиным в 1890 году, Ольга Тропина оставила за собой и лишь через год продала Евгении Бехтер, жене поручика, казначея 94-го пехотного Енисейского полка Александра Бехтера.
К моменту покупки дома в Кислинском переулке Жуковские жили в Пскове уже несколько десятилетий. Отставной унтер-офицер Станислав Жуковский упоминался в "Псковских губернских ведомостях" от 28 ноября 1870 года как содержатель харчевни в доме Плюшкина на углу Сергиевской (Октябрьский проспект) и Петропавловской улиц (исчезла с карты города после Великой Отечественной войны).
Его сын Викентий поступил телеграфистом на Псковскую телеграфную станцию. Второй сын – Александр с середины 80-х годов имел мастерскую по изготовлению и ремонту слесарно-механических изделий. Он также занимался ремонтом и настройкой музыкальных инструментов, заодно продавал и сдавал в прокат рояли и пианино. С 1900 года Александр Жуковский открыл музыкальный магазин, не раз переезжавший то в собственный дом в Кислинском переулке, то в более престижные места.
В газете "Псковский голос" от 13 февраля 1913 года Жуковский поместил объявление: "Нам передают, будто бы в недалёком будущем в Пскове откроется господином Жуковским обсерватория. Вход публики платный".
Кстати, устройством обсерватории в своём доме Александр занимался с 1909 года, но дела у него, видимо, не пошли, псковичи оказались равнодушны к небесным светилам, и к первой частной обсерватории. Уже через месяц в газете "Псковская жизнь" за 9 марта того же года Жуковский вновь дал объявление:
"Обсерватория астрономическая на доме, каменная, с вращающимся куполом, новый рефрактор в 162 м/м (оптический телескоп – прим. автора), объектив с раздельными кругами и нониусом (инструмент для точно измерения углов – прим. автора), часовой механизм – по случаю отъезда продаётся с домом, в котором может быть устроен физический кабинет для общего пользования всех училищ города Пскова. Дом продаётся и без астрономических инструментов. Против Государственного Банка, в переулке у Жуковского".
Николай Фомич Окулич-Казарин отметил дом Жуковского в своём "Спутнике по древнему Пскову" 1913 года:
"По правой стороне Великолуцкой улицы, за полицейским управлением, идёт узенький тупик по направлению к реке Великой: это бывший Кислинский переулок. Почти на середине его длины, на левой стороне, находится дом Жуковского – остаток глубокой старины. При входе заметны следы излюбленного псковского крыльца на толстых коротких столбах. В самом доме всё переделано и своды уничтожены, но остались арочные проходы между комнатами.
Интересны подвалы этого дома: они громадны, под могучими коробовыми сводами. Посреди главного подвала стоит колоссальный плитяной столб, каждая из 4 граней коего имеет 2 аршина ширины. Недавно под плитяным полом подвала был обнаружен скелет. Не был ли этот дом церковью, и, в таком случае, не был ли его подвал усыпальницей?"
Несмотря на подробное объявление, продажа дома в 1913 году не состоялась. По свидетельству племянницы Александра Жуковского Нины Викентьевны Жуковской, лишь к 1923 году её дядя распродал всё имущество и отправился на Крымский полуостров в Судак.
До 1930 года в доме Жуковского располагалась организация, именуемая "ГКО" (возможно, Городской кооперативный отдел). В 1930-е годы дом оказался на территории новой тепловой электростанции. Вдоль его западного фасада проложили железнодорожную ветку, по которой подвозили уголь и торф от железной дороги на улице Калинина.
По свидетельству старожилов, в послевоенные годы верхний этаж дома был жилым, на нижнем располагались производственные помещения цеха электросетей электростанции. Доступ к дому был ограничен, а двор засыпан кучами угля и торфа.
В 1951-1956 гг. Псковская реставрационная мастерская провела противоаварийные работы по устранению усиливающейся деформации сводов и стен. В 1959 году архитектор Юрий Спегальский провёл исследования и обмер здания, выполнил гипотетическую реконструкцию верхнего этажа. Материалы опубликованы в его книге "Псковские каменные жилые здания XVII века". Некоторое время в доме располагались технические помещения и лаборатория контрольно-измерительных приборов и автоматики "Псковэнерго". Сейчас здание пустует.
Использованы материалы архива Псковского государственного научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры; книги Окулича-Казарина Н. Ф. "Спутник по древнему Пскову", 1913 год.
Ольга Машкарина, Псковское агентство информации