Espresso от Саши Донецкого: Пушкин "за забором"
Заместитель председателя Союза театральных деятелей России (кстати, член Псковского землячества в столице) Геннадий Смирнов открыл XIX Пушкинский театральный фестиваль. Выразил для публики и СМИ своё полное и безоговорочное восхищение спектаклем "Борис Годунов", который был показан на сцене Научно-культурного центра музея-заповедника "Михайловское" артистами знаменитой Галины Вишневской. Принял участие в работе творческой лаборатории фестиваля.
При этом практически всё его время было занято бесконечными деловыми встречами. Но такова уж судьба крупного функционера такого влиятельного и мощного творческого объединения как СТД.
Тем не менее, буквально перед самым отъездом в Москву Геннадий Александрович нашёл несколько минут для того, чтобы побеседовать с обозревателем "Псковского агентства информации" Александром Донецким о судьбе Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в целом и о судьбе псковской сцены в частности.
- Геннадий Александрович, Пушкинский театральный фестиваль через год отметит 20-летие, и вот интересно, а какое он занимает место на "театральной карте" России?
- Я знаю, что есть театральный фестиваль в Нижнем Новгороде – Болдинский. Это естественно, что они его проводят, и, естественно, осенью. А сам Пушкинский театральный фестиваль в Пскове и Пушкинских Горах родился по инициативе Владимира Рецептера. Пушкинская тема в театре его занимает давно. Он, как вы знаете, вместе со знаменитым художником Михаилом Шемякиным сделал издание "Русалки". Фактически именно Рецептер исследовал всю историю создания пушкинской "Русалки" как драматического произведения. Он и поставил это произведение на сцене – очень своеобразно. Однако с идеей именно пушкинского фестиваля носился давно. Ясно, что проводить его летом, в дни Пушкинского праздника поэзии, было совершенно невозможно.
- А что, нельзя соединить Пушкинский день России, как он теперь называется, с театральным фестивалем?
- Вы знаете, я думаю, что всё-таки нет. Потому что это два совершенно разных события. И слава Богу. Я работал в Министерстве культуры России, в театральном управлении, и, признаюсь, очень активно поддержал тогда Владимира Рецептера.
- То есть вас можно считать одним из "отцов-основателей" фестиваля?
- В какой-то мере, да. Хотя за год до этого, в 1992 году, Рецептер основал Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге. А уже в 1993 прошёл первый театральный фестиваль в Пскове. Но фактически это были два события, связанные с подготовкой к 200-летию со дня рождения Пушкина. Вы же понимаете, что подготовка к такому событию началась уже в начале 90-х.
- И это, как я понимаю, был такой временный проект? Просто с прицелом к 200-летию национального поэта?
- Да. Вообще говоря, никто не думал, что всё продлится так долго. Ну, как думали? Доживём до 200-летия, а там будет видно. Но проект вдруг привлёк столько людей, и столько пушкинистов, и столько театральных режиссёров, готовых во всё это включиться. И знаете, творческая лаборатория, которая работала все эти годы, она, быть может, даже имела большее значение для продвижения пушкинской эстетики, пушкинской этики, в театральную среду, чем даже собственно показ спектаклей. Потому что именно на лаборатории режиссёры впитывали в себя пушкинские темы, если хотите. А ведь Пушкин настолько заразителен! Как говорил Семён Степанович Гейченко, кто получил "прививку Пушкина", уже никогда от неё не избавится. И как раз-то лаборатория, которая проходит в рамках фестиваля, нацелена на то, чтобы идеи Пушкина относительно русского театра каким-то образом входили в общественное сознание, в сознание театральной общественности. Ведь для меня, например, абсолютно ясно, что многое из того, что делается сегодня и в российском театре, и в театре мировом, от Пушкина отстоит либо далеко, либо вообще, что называется, "за забором".
- Почему так получается?
- Пушкин определил миссию русского театра на самом деле четырьмя словами: "судьба человеческая – судьба народная". У него же, вы знаете, есть специальная статья, посвящённая русской драме, и именно там он дал эту свою формулу. И я убеждён, что если бы каждый режиссёр, который работает в нашем отечественном театре, к каждому своему произведению подходил с этой меркой, то никогда бы на сцене не появлялись спектакли, в которых тема человеческой жизни, человеческой судьбы сводилась бы до уровня ёрничества. Причем всё это не означает, что нельзя ставить лёгких комедий типа комедий Гольдони.
- Но разве пресловутое "ёрничество" не есть просто другая эстетика?
- Ну да, это очень сильное опрощение, опрощение театра, опрощение нравов, опрощение литературы, опрощение всего. Подчеркну – именно опрощение. Многим художникам почему-то кажется, что нашему читателю, зрителю нужна вот эта простая жвачка. Но это не так! Хотя, естественно, существуют люди, которые эту жвачку жуют и получают от этого процесса удовольствие.
- Стало быть, Пушкин этой духовной жвачке противостоит?
- Да, Пушкин – это более высокая эстетика. Помнится, знаменитый писатель и пушкинист Валентин Непомнящий, который много раз бывал на этой лаборатории, то когда он говорил о пушкинском литературном наследии, то он подчёркивал, что весь Пушкин – это кажущаяся лёгкость стиха при свинцовой тяжести смысла. Всё, что мы у Пушкина прочитываем, это только поверхность. Каждый же, кто постарается углубиться в пушкинский смысл, сразу почувствует его свинцовую тяжесть. И ему откроется абсолютно фантастический мир культуры. Я это, кстати, почувствовал, когда стал внимательно читать различные комментарии к "Евгению Онегину". Комментарии Бродского, конечно, Лотмана, самые известные, потом – комментарии – Набокова. И я по-другому стал понимать пушкинский текст.
- А вам не кажется, что лаборатория имеет такой виртуальный как бы характер, и к воплощению на сцене на самом деле имеет весьма отдалённое отношение?
- Нет, это совершенно не так. И я покажу вам это на результатах. На одной из первых лабораторий был Сергей Арцибашев, известный московский режиссёр, он тогда возглавлял так называемый "Театр на Покровке". И после того, как он вернулся из Пскова в Москву, он взял и поставил спектакль, который он назвал "Карантин". То есть он поставил спектакль про Болдино. Понимаете? Он никогда об этом не думал, но его участие в лаборатории как раз и подвигло его к этому спектаклю.
- Ну что ж. Единственный пример…
- Нет-нет. А помните Анатолия Васильева, который привозил сюда свою "Школу драматического искусства"? Васильев, вернувшись из Пскова в Москву, специально занялся пушкинскими текстами, и сделал целый спектакль по пушкинским драматическим произведениям в основном, но много привнёс и из поэзии пушкинской. Сделал спектакль просто пушкинский после того, как здесь побывал. Увидел Михайловское, Тригорское, Петровское. И поучаствовал в работе лаборатории. И много таких примеров ещё можно привести.
- Не кажется ли вам, что российская театральная общественность Пушкина как драматурга недооценивает? Принято считать, что он писал, что называется, "пьесы для глаз", но не для реальной постановки на сцене?
- Я думаю, что многие театральные деятели просто "не доросли" до Пушкина. По сути такая "Лиса и виноград". Вот, мол, Пушкин "не сценичен". Нельзя, дескать, Пушкина ставить в театре. А на самом деле – они просто до этого "винограда" не дотянулись.
- Ну и ну! Я привык считать театр самым "высоким", интеллектуальным, если хотите, видом искусства. Легендарная школа-студия МХАТ и так далее… И вот – "не доросли". Какой-то дурной парадокс.
- Да, не только МХАТ. Я вообще считаю, что театр как синтетический вид искусства, включающий в себя и актёрскую игру, и драматургию, и музыку, и сценографию, - это, разумеется, высокая форма искусства. Но что сделаешь? Приходят целые поколения режиссёров, писателей, музыкантов, которым ещё нужно расти. И дорасти до Пушкина.
- Хорошо, пусть растут. Спрошу о другом. Насколько я знаю, программа каждого пушкинского театрального фестиваля "латается", что называется, "с миру по нитке". Вот узнали, что где-то в Урюпинске поставили Пушкина, значит, театр из Урюпинска обязательно приедет в Псков.
- Когда формируется афиша псковского фестиваля, то организаторы его, конечно, испытывают определённые трудности. Из-за того, главным образом, что пушкинские произведения на сцене представлены в отечественном театре не очень широко. И когда где-то появляется спектакль по Пушкину, то практически со стопроцентной уверенностью можно говорить, что он рано или поздно будет на фестивале в Пскове. Не важно, театр кукол это или музыкальный театр, или театр драмы.
- Кстати, как вам "Борис Годунов" от Центра оперного пения Галины Вишневской?
- Блестящий спектакль! Я считаю, что там и режиссёр, и литераторы серьёзно поработали с текстом. И сделали действительно спектакль с очень современным звучанием этого классического произведения.
- Вы уж извините, но закончить интервью придётся не темой фестиваля, а темой печальной судьбы псковского театра драмы. Вы наверняка знаете, до какого жалкого состояния довели псковский театр. Сейчас, слава Богу, театр начали реставрировать…
- Понимаете, существует система приоритетов. И вот пришло, наконец, время заняться театром. До этого момента просто руки до театра не доходили…
- Понимаете, все эти годы в ужасном здании проходили пушкинские фестивали, российские театралы видели весь этот ужас. Живы и здравствуют люди, которые этот театр гробили… Что это такое? Что за состояние культуры в Пскове? Нынче даже бытует байка, будто новый губернатор Псковщины Андрей Турчак зашёл в театральный туалет и выскочил оттуда с истерическим смехом! Ну, потому что, видимо, иначе просто уже нельзя было реагировать на эту помойку.
- Псковский театр действительно много лет пребывал в печальном состоянии. И, может быть, оттого, что наконец-то губернатор вдруг решил зайти в театральный туалет, всё и сдвинулось! Пришёл новый губернатор, увидел всё это ужасающее, убогое состояние здания, и принял принципиальное решение, и добился того, чтобы началась реставрация. И слава Богу! Я желаю псковскому театру драмы новой жизни.
- А вы вообще отслеживаете процесс реконструкции?
- Я знаю, что из федерального бюджета выделено 800 миллионов рублей на реконструкцию.
- А в детали проекта вы не вникали?
- Нет. Я не видел. Не буду говорить о том, о чём не знаю.
- Буквально вчера услышал такое мнение, что, дескать, псковский театр – это вообще-то "народный дом", то есть "функционально вообще не театр". И зеркало сцены, мол, там "кривое", неправильное, и т. д и т. п. Проще было бы новый театр построить.
- Ничего подобного! Восемь метров, насколько я знаю, зеркало сцены. Отличная глубина, круг, всё нормально. Всё есть для того, чтобы заниматься театральным искусством. Вне всяких сомнений, псковский театр – замечательный театр. Насколько я знаю, "народные дома" строили в концеXIX – начале XX веков везде по России, например, в Иркутске. И они работают как театры до сих пор.
- Что бы вы пожелали Пушкинскому театральному фестивалю. Ведь в следующем году юбилей – 20 лет. Это будет особенный фестиваль?
- Думаю, что да, откроется отреставрированное здание театра к этому времени. И я желаю, чтобы вместе с нами фестиваль отметил и своё пятидесятилетие!
Беседовал Александр ДОНЕЦКИЙ
Примечания:
1) Галина Павловна Вишневская (урождённая Иванова; родилась 25 октября 1926-го года в Ленинграде) - выдающаяся российская оперная певица (сопрано), художественный руководитель государственного центра оперного пения под руководством Галины Вишневской, Народная артистка СССР (1966). Вдова выдающегося виолончелиста современности Мстислава (Славы) Ростроповича (1927 - 2007).
2) Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество), СТД РФ (ВТО) — общероссийская общественная организация, объединяющая представителей театральных профессий. Основная цель — развитие театрального искусства в России, оказание помощи и поддержки деятелям российской сцены. Президиум СТД находится в Москве, на Страстном бульваре.
3) Владимир Эммануилович Рецептер (14 февраля 1935, Одесса) - советский и российский актёр, режиссёр, писатель и литературовед. Член Всероссийского театрального общества (с 1960-го года), член Союза писателей СССР (с 1979) и Союза кинематографистов СССР, Заслуженный артист РСФСР (1979). Основатель Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в Пскове.
4) Михаил Михайлович Шемякин — российский и американский художник и скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Республики Адыгея, почетный доктор Университета Сан-Франциско. Михаил Шемякин родился 4 мая 1943 гола в Москве.
5) Семён Степанович Гейченко (1903 – 1993) - русский советский писатель, пушкинист, музейный работник, заслуженный работник культуры РСФСР, Герой Социалистического Труда (1983). Знаменит воссозданием мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина "Михайловское" в Псковской области.
6) Карло Гольдони (итал. Carlo Goldoni; 25 февраля 1707 — 6 февраля 1793) - венецианский драматург и либреттист. Литературное наследие Гольдони - более 200 пьес, между которыми всего больше комедий, из этих последних одни (напр. "Памела") относятся к жанру "слезливых комедий", другие - веселые буффонады из народной жизни и так называемые "комедии характера".
7) Валентин Семёнович Непомнящий (род. 9 мая 1934 года в Ленинграде – российский литературовед. Окончил филфак МГУ, отделение классической филологии в 1957-м. С 1963-го по 1992-й годы работал редактором в журнале "Вопросы литературы", с 1992 г. старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН. Доктор филологических наук. Валентин Непомнящий - специалист по творчеству Пушкина, автор книг "Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине" (1987), "Пушкин. Русская картина мира" (1999), "Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы" (2001).
8) Николай Леонтьевич Бродский (15 (27) ноября 1881 – 5 июня 1951) - советский литературовед. Исследователь творчества Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского и других русских писателей. Автор многих пособий по русской литературе для средней школы, статей по истории театра, методики преподавания литературы. Действительный член АПН РСФСР с 1947. Автор книги "Евгений Онегин", роман А. С. Пушкина. Комментарий. 1932.
9) Юрий Михайлович Лотман (28 февраля 1922, Петроград – 28 октября 1993, Тарту) – советский литературовед, культуролог и семиотик . Один из основоположников Тартуско-московской семиотической школы. Член-корреспондент Британской академии наук. Академик Шведской королевской академии наук. В конце 1980-х годов создал серию познавательных телевизионных передач "Беседы о русской культуре".
10) Владимир Владимирович Набоков (публиковался также под псевдонимом Сирин) 22 апреля 1899 – 2 июля 1977) - русский и американский писатель, поэт, литературовед, переводчик и энтомолог. Автор перевода романа "Евгений Онегин" на английский язык (прозой) и обширного комментария к нему.
11) Сергей Николаевич Арцибашев (род. 14 сентября 1951 года). Окончил Свердловский политехникум, а после - в 1976 году - актёрское отделение Свердловского театрального училища (курс заслуженного артиста УзССР В. К. Козлова). В 1981 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского. —1989 годах — режиссёр и актёр в Театре на Таганке. В 1989—1991 — главный режиссёр Московского театра комедии. С 1991 года — основатель и художественный руководитель-директор Российского Государственного "Театра на Покровке". С 2002 по 2011 — художественный руководитель-директор театра имени Маяковского.
12) Анатолий Александрович Васильев (4 мая 1942, с. Даниловка, Пензенская область) — российский театральный режиссёр, педагог, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, создатель "Школы драматического искусства". "Школа драматического искусства" — драматический театр, расположенный в Москве. В его состав входят несколько "лабораторий", разрабатывающих новые постановки репертуара. Адреса сцен — Москва, ул. Сретенка, дом 19/27; ул. Поварская, 20. Открылся 24 февраля 1987 года. Художественный руководитель — режиссёр Игорь Яцко.
13) Школа-студия МХАТ — школа-студия (вуз) при Московском Художественном Театре. Является государственным образовательным учреждением. Полное название — "Школа-студия (вуз) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова". Существует с 1943-го года. На декабрь 2002 года число студентов составляло 281 человек, профессорско-преподавательский коллектив насчитывал 86 человек. Открыто три факультета — актёрский (обучение — 4 года, конкурс — 30 человек на место), постановочный (обучение — 5 лет, конкурс — 3 человека на место) и продюсерский (обучение — 5 лет, конкурс — 4 человека на место). Форма обучения — дневная.