Espresso от Саши Донецкого: Путин-2012
Прогнозы на будущее – штука насколько увлекательная, настолько и бесполезная. Потому как зачастую "оракулы" попадают пальцами в небо. Те догадки, что сбываются, обычно являются просто долгоиграющими трендами развития, и для того, чтобы их "предсказать", много ума не надо. И, скажем, практически всякий обыватель, и без помощи высоколобых аналитиков или заумных астрологов, знает, что цены на всё про всё будут расти, а дети взрослеть и требовать свежие гаджеты.
Так, к примеру, абсолютно не ошибусь, если выскажу прогноз, что политическая активность, а значит, и - автоматически - протестные настроения, в январе-феврале в России обязательно усилятся. И примерно столько-то граждан в 2012 году умрёт (сообразуясь со статистикой прежних лет), столько-то родится, а остальные – будут жить. Если, разумеется, легендарный пророческий календарь древних индейцев Майя лжёт, и в 2012 планета Земля всё-таки не налетит на небесную ось, а Вселенная не лопнет, как праздничный воздушный шарик.
Опять же, совсем не ошибусь, если заявлю, что главной фигурой предстоящего политического сезона станет нынешний премьер-министр России Владимир Путин.
А вот вопрос, выиграет ли Путин президентские выборы, уже требует "оракулов" поциничней и опытней, набивших руку на передёргивании политической колоды и знающих специальные "заговорные" слова.
И снова прогнозы: если Путин выигрывает президентскую гонку, то каковы его действия в ближайшей перспективе? Примется ли он, как прежде, "завинчивать гайки" и "подмораживать" Россию или исполнит "заветы" Дмитрия Медведева и, подобно Императору Николаю Второму в 1905 году, ответит обществу широкой демократизацией, объявит губернаторские выборы в регионах и легализует наконец радикальную партию Эдуарда Лимонова?
Одного Путин и его кружение не могут не понимать: в стране накопилась некоторая психологическая усталость: народ, как и двадцать лет назад, ждёт и требует перемен.
Вспомним новейшую историю России.
Генсек КПСС Михаил Горбачёв пришёл к власти в 1985 на волне немыслимой поддержки и обожания, и потребовалось всего каких-то пять-шесть лет, чтобы всякое появление Горбачёва на телеэкране стало вызывать у обывателя звериную ненависть.
Горбачёв успел надоесть и стать раздражающей "красной тряпкой" за столь короткий срок, что это надо было, конечно, постараться и иметь особые таланты. При этом ссылки на то, что причиной такой скорой перемены в народе явился якобы продовольственный кризис, лично меня не убеждают. Я жил в Перестройку, и прекрасно помню быт и бытие тех лет, так что никакие "пропагандоны" нулевых мне лапши на уши не навешают.
Да, в государственных магазинах полки зияли пустотой, а если не зияли, то выстраивались длинные очереди, да, существовала талонная система, но никто от голода не загибался, в обносках не щеголял, пенсионеры по мусорным бакам не рылись, бомжей ещё не существовало в природе, а колхозные рынки ломились от товара, всякого – и гастрономического, и кооперативно-конверсионного, и, кстати, импортного.
В стране происходил мощнейший сдвиг мышления, слом парадигмы: от советского образа жизни, ориентированного на социалистические ценности – к рыночной динамике и подвижности, когда скачки цен уже никого не шокируют.
По моему тогдашнему мнению, восемнадцати-девятнадцатилетнего парня, в меру интересующегося политикой, стране был необходим плавный переход в рынок, а никакая не шоковая терапия, поэтому на референдуме о сохранении Советского Союза я голосовал "за" СССР, а на первых российских выборах президента, увы, в отличие от большинства, голосовал против Бориса Ельцина.
Не хотелось бы выступать тут (к тому же как бы "задним числом") в роли некоего "мудреца", но уже тогда, юношей бледным со взором горящим, я от Ельцина ничего путного не ждал.
Потому что видел, что Ельцин такой же "секретут" ЦК КПСС, как и все остальные хрякоподобные товарищи, мелькающие на экранах отечественных "Радуг" и "Горизонтов", и единственное, что движет Ельциным – это неуёмная жажда власти.
Политическая баталия между "союзным" Горбачёвым и "всероссийским" Ельциным представлялась мне борьбой двух кланов партийной элиты, то есть публичной схваткой всё той же "кремляди", взбесившейся и выскочившей из-под кремлёвского ковра, о котором писал ещё Уинстон Черчилль, характеризуя герметичный характер советской власти.
Ельцин если чем и удивлял, так сугубо российской безбашенностью, чем, видимо, и "купил" значительную часть электората. Чем закончились все эти исторические "падения с мостов", окропления пьяной мочой колёс правительственных самолётов в Ирландиях и театральные, с видеокамерой на изготовке, прыжки на провокационно въехавшие в столицу танки, к сожалению, всем нам хорошо известно.
Горбачёвская Перестройка закончилась не в конце 1991-го, когда с главного флагштока державы спустили алый советский флаг и подняли российский триколор, а несколько позже, в октябре 1993-го, когда мир воочию убедился, на что способны бывшие первые секретари обкомов.
Мир увидел не карнавальные танки августа 1991-го, а боевые машины в действии: стреляющие по окнам российского парламента.
А потом мир увидел на телеэкране опухшую от пьянки рожу Ельцина, оправдывающую беспредел, его трясущиеся с похмелюги культяпки, и истерический вой либерастической интеллигенции с призывом "добить гадину", то есть всяческую оппозицию ельцинскому самодурству.
И всё, тут-то и начались "лихие 90-ые: промышленный коллапс, обнищание и люмпенизация масс, того самого "совка", что когда-то с надеждой отдавал свой голос за мнимого "оппозиционера" Ельцина. Утилизация сберкнижек и финансовые пирамиды, дикая бойня в Чечне и многократное предательство армии, кризис неплатежей и многомесячные задержки зарплат, бандитизм на улицах и проституция…
Словом, вы хотели Ельцина? Вы его получили.
Но Ельцин не явился сам собой. Ельцин – прямое порождение Горбачёва.
Можно сказать, что Ельцин вылез изо рта Горбачёва, из болтливого, словесно-поносного, "хыкающего" фрикативным "г" рта, как Афина-Паллада выскочила из головы Зевса.
Да, именно так. Вопреки многочисленным конспирологам, Ельцин не был "засланцем" Запада, а выпрыгнул на политическую авансцену разворошенной, словно адский улей, империи из смертельно надоевшего, раздражающего, доставшего и задолбавшего всех лысого, с родимыми пятнами, черепа Горбачёва, чуть позже счастливо "схомячившего" в знаменитом рекламном ролике пиццу-хат, в то время как учителя, врачи и военные уже реально голодали, потому что им не платили их честно заработанные копейки.
Аналогия слегка затянулась, но если вообразить на минуту, что Горбачёв был бы не "деревенским дурачком" (как обозначил его типаж литератор Лимонов), а мудрым государственным деятелем, то, во-первых, он своевременно и беспощадно задушил бы в объятиях своего главного оппонента Ельцина. А во-вторых (в России, впрочем, это выглядит фантастикой), нашёл бы себе, любимому, но стремительно исчерпавшему ресурс народного доверия, адекватную замену. К примеру, достаточно популярного в народе премьер-министра Николая Рыжкова.
Уверен, подобная рокировка, при условии осторожной политики компромиссов, то есть, как принято выражаться, "сдержек и противовесов", удержала бы державу на плаву. И пусть, скорей всего, страны Прибалтики в итоге всё-таки вышли бы из состава СССР (такая возможность, кстати, была прописана в Конституции), однако Советский Союз сохранился бы и как особая цивилизация, и как супердержава, и масштабы национальной катастрофы не были бы столь масштабными и удручающими. Во всяком случае, не случилось бы ни позорного расстрела парламента, ни дикой, будто в средневековье, бойни в Чечне, ни залоговых аукционов и дефолтов.
Понятно, что пресловутое "бы" - лишь умственное допущение, праздная игра ума, тогда как законы причинно-следственной Вселенной сэра Ньютона непреложны, словно падающее яблоко. И история двинулась по тому пути, по которому все мы, страна в целом и каждый гражданин в отдельности, и двигались все эти годы, проживая свои судьбы, а Ельцин в итоге породил Путина.
И вот теперь настаёт если и не "момент истины", то законно ожидаемый период политической нестабильности, провоцируемой предстоящей президентской кампанией: те же и Путин.
И если Путин как человек и политик, возможно, не знает страха и упрёка, и всё так же, как и прежде, в начале и середине нулевых, убеждён в своей правоте и мощи, настроения в стране, как показали текущие рейтинги и многотысячные митинги в столице, несколько изменились.
Фактор времени, так сказать, фактор затянувшегося пребывания Путина в прайм-тайме никуда не денешь. Не случайно же теоретики демократических институтов изобрели принцип сменяемости власти, включая и персональную сменяемость, то есть ротацию национальных лидеров.
На те четыре года, пока "мягкий" и интеллигентный Дмитрий Медведев номинально числился первым лицом в государстве, "жёсткий" и брутальный Владимир Путин не отправился в политическое небытие, не стал, подобно одному Римскому императору, ковыряться в огороде, выращивая капусту, или служить "свадебным послом мира", подобно отслужившим свои сроки американским президентам, а занял своё заметное место в образовавшемся лидерском тандеме.
Причём ни у экспертов-политологов, ни, тем более, у населения, не было чёткого представления, кто же на самом деле в тандеме рулит, а кто только изображает, что усиленно крутит педали.
Осень 2011-го расставила все точки над "i", и вопросительные знаки превратились в восклицательные.
Сегодня Путин в какой-то степени оказался в роли Горбачёва образца 1991-го года, со многими оговорками, разумеется, и, главное, с поправкой на эпоху.
Протестные митинги в Москве собирают недовольных политическим "застоем" городских жителей, то есть по природе являются чисто буржуазными (по первому значению слова "буржуа" - горожанин), достаточно взглянуть на состав выступающих на этих митингах персон: одна гламурная шоувумен Ксюша Собчак чего стоит.
Вся эта модно прикинутая и регулярно мелькающая в светских хрониках "зомби-ящика" тусовка недвусмысленно свидетельствует, что либо состоявшиеся в Москве митинги управляются прямо из кремлёвских кабинетов, либо мы снова, как и на пике Перестройки, столкнулись с банальным противостоянием элит, условно говоря, той, что "под Путиным ходит", и той, что относительно свободна и независима.
Существуют "мозги" протеста, то есть лидеры системной оппозиции и олигархи-политики вроде миллиардера Прохорова (все - с видами на Кремль), и "мясо" протеста, иначе говоря, пресловутый "средний класс", ежегодно путешествующий в Европу или куда подальше, и психологически "подуставший" от родной "азиатчины".
Думается, идеологи нынешнего режима осознают сущность момента не хуже, чем доморощенные обозреватели вроде меня, поэтому Путин просто вынужден будет предпринять какие-то кардинальные шаги по срочному обновлению своего политического имиджа, осуществить этакий мэйк-ап, дабы ещё раз убедить сомневающихся в том, что мужик он справный и дельный.
Саша ДОНЕЦКИЙ.