Espresso от Саши Донецкого: Митя пошел на митинг, а Петя ушел на петтинг
Старая радиошутка шоумена Фоменко как нельзя кстати характеризует нынешнюю актуальную ситуацию в предновогодней России после парламентских выборов.
Выйдешь с утра на улицу, разинув в недоумении рот, почешешь репу, и видишь, как народ, друг дружку сшибая, дружно несется кто на службу, зашибать деньгу, а кто закупать провизию на корпоратив, либо на семейный вечер. До новогоднего боя курантов всего ничего, католики и прочие не православные христиане вот уже Рождество отмечают, самодеятельные Деды Морозы со Снегурками в нарядных ватниках по квартиркам – заказные представления для детишек устраивать… в общем, в стране наблюдается движуха.
И что ососбенно примечательно, движуха эта наконец-то затронула и политическую жизнь, что, в частности, продемонстрировал протестный митинг на проспекте академика Сахарова в Москве 24 декабря. Среди участников такие известные персоны, как успешный писатель Борис Акунин, популярный тележурналист Леонид Парфенов, футбольный комментатор Василий Уткин, миллиардер Михаил Прохоров, блогер Навальный, рок-музыкант Юрий Шевчук, рок-обозреватель Артемий Троицкий и даже гламурная дива Ксения Собчак.
По одним данным, на протестный митинг собралось 40 тысяч москвичей, по другим – полицейским – 29 тысяч, однако в любом случае, вне зависимости от реальных цифр, этакая небывалая политическая активность столичного люда действительно впечатляет. За 10 лет путинизма мы как-то попривыкли накануне Нового года слушать старые песни о главном да о рецептах салата оливье и наслаждаться рекламными роликами элитного парфюма. Не купишь, так хоть посмотришь, чем прыскаются Кира Найтли или Одри Тоту.
В этом году тренд явно изменился. "Это твоя финишная лента, Вова!" - якобы гласят лозунги собравшихся на проспекте Сахарова, и даже название проспекта символично: вспоминаются митинги конца 80-х – начала 90-х, скупо демонстрируемые центральным ТВ, когда на трибуне тоже толклись разнообразные властители дум и горланы-гловари, а реальный Сахаров картаво призывал народ к топору.
Имеется, бляха муха, некий эффект дежавю.
Правда, атмосфера в перестроечные годы тотального дефицита была несколько иной: напряженней, что ли, суровей, всамделишней. Люди в скромной одежке и заячьих шапках выглядели намного устрашающей, чем сегодня, в век безоговорочной победы гламура. И участие в митинге светской львицы Ксюши Собчак тут тоже символично, недвусмысленно намекая нам на карнавальный характер сборища.
Двадцать лет назад люди шли на митинг, будто на последний бой. Нынче, судя по информации с митинга, таких "боев" планируется несколько, что отвечает сериальному мышлению нулевых. А сериал по определению предполагает долгоиграющую интригу с непременным хэппи-эндом.
Сам подбор митинговых фронтменов символизирует: протестная Россия-2011 - это вам не пролетарии в драных пальтишках, а "средний класс", то бишь типичные буржуа, баловни эпохи потребления, вдруг включившиеся в новую забаву – сходить на митинг и громко выкрикнуть свое весомое "Нет!" набившему оскомину режиму.
Условный Митя, недовольный официальными итогами недавних выборов, идет на митинг, как на дискотеку в клуб. Потому что точно знает: сегодня быть в оппозиции Путину модно.
Условный Петя, между тем, предпочитает петтинг, и ему до митинга нет никакого дела, ибо гормон играет, и зовет на встречу с девушкой: авось обломится не просто петтинг, а что-нибудь и посущественней, чем поцелуй в грудь.
Митинг, кстати, в первом значении и есть, собственно, встреча, а петтинг – это интим без полового акта, и как раз используя сии метафоры и можно охарактеризовать нынешние протестные акции карнально-гламурной оппозиции с миллиардерами во главе и бывшими министрами финансов на подпевках.
Если кратко: ну не верю я в протест обожравшегося потреблением быдла. Если протест здесь и присутствует, то какой-то ласковый, нежный, без грубой физиологии, когда дубинкой по морде и в "пердильник".
Посмотрите на фото: зимняя Москва с силуэтами небоскребов, как-то все слишком поэтично красиво даже, ни костров тебе в бочках, ни брутальных мужиков с ломами и булыжниками, этим легендарным оружием пролетариата.
Что, однако, верно, так это то, что тандем со своими ловкими рокировками, да и сама партия власти, изрядно поднадоели.
Это чистая психология. Когда у тебя перед глазами вечно мелькает одна и та же законная супруга, невольно хочется налево, и страна недвусмысленно левеет.
Супруга может хоть из кожи вон лезть, покупать сексапильное нижнее белье и ходить на курсы тайского секса, а муж только зевает: ну, что еще придумаешь, родная?
Только вот не надо в кофе виагру подсыпать, ибо можно и кеды склеить раньше срока. Так что, давай-ка, умней, жена, подвинься слегка на ложе, и выдай, наконец, негласную санкцию. Дескать, милый, ты свободен (в рамках приличий, конечно). Единственное, о чем прошу: семью не разрушай, семья – это святое.
Все это, понятно, аллегории, а если всерьез, то нынешняя как бы "оранжевая" революция (бледно-"оранжевая") видится мне очередным спектаклем, масштабным, с привлечением интернет-ресурса, но именно спектаклем, призванным выпустить "пар".
Сытые и в целом довольные жизнью столичные жители обрели еще один способ развлечься: сходить на митинг и проорать (заметим, сугубо санкционированно): "Баста, карапузики! Кончилися танцы!"
В реальный протест офисного планктона, да даже и серьезных бизнесменов, - еще раз повторюсь, я не верю. Оппозиция-то мнимая. Вы искренне верите в праведный гнев Ксении Собчак, в ее политическую позицию? Как пел Вася В. из группы "Кирпичи": "Кому ты веришь?".
К тому ж остальная Россия (возьмем, к примеру, наш Псков) пребывает в привычной мгле недоверия и апатии. Эту мглу чуть подсветили новогодними диодами: в Детском парке стало заметно нарядней, но выйди за околицу Любятово, и узришь привычный чуть заснеженный пейзаж с убогой фермой, к которой, шатаясь от выпитой дешевой водки, пробирается крестьянин: доить корову, убирать гуано, да еще бы успеть забежать в сельский маг: купить зеленого горошку для легендарного салату, не забыв про "мерзавчик".
Власть сейчас помаленьку опомнилась и функционеры принялись шпынять друг дружку, выискивая "козлов отпущения". Чтобы затем этих "козлов" простить и доверить им мартовские выборы.
Это естественно: должна же быть хотя бы какая-то реакция на явный провал 4 декабря. И опять же – все это в меру ласково, без ненужных аффектов и мордобоя.
Петя из Любятово идет на петтинг, потому что митинг далеко, в центре Москвы, до него не доехать на зарплату дояра. Если у Пети есть дома Интернет, он, возможно, и почитает стенограмму прошедшего митинга, но, скорей всего, обойдется привычным порносайтом, чтобы дебелое рыхлое тело законной супруги жены в темноте представилось в более завлекательных эффектах, что-нибудь эдак под Бритни Спирс или Анфису Чехову.
Митинг митингом, а петтинг петтингом.
И пока на театре вдруг не возникнет реальный мужик с народной дубиной и чесночным перегаром из беззубого рта и не гаркнет сакральное: "Эх, дубинушка, ухнем!", - все так и останется в формате как бы митинга и как бы системной оппозиции, и как бы ее лидеров в идее Ксюши Собчак.
Если оппозиция системна, то это уже, собственно, не оппозиция, а античный хор, или по современному "массовка", то есть толпа ряженых, вскакивающая в кадр по указке режиссера, который, заглотив на морозе рюмашку коньяку, командует операторам: "Мотор!".
И те послушно нажимают на кнопки. И картинка транслируется на мониторы. "Стоп! Снято!"
Саша ДОНЕЦКИЙ