Путешествие седьмое: деревня богатых латышей
Оказывается, интересным может быть не только отдельно взятый памятник, а целая деревня. К такому выводу я пришла после поездки в деревню Качаново Палкинского района. Ехали мы туда храм посмотреть, но оказалось, что и сам населённый пункт заслуживает внимания.
Качаново образовалось более 300 лет назад. Считается, что село постоянно находилось в состоянии войны, потому что границы с соседним государством всё время переносились, и местным жителям приходилось отстаивать интересы своей страны. Село и теперь остаётся приграничным – от Качаново до Латвии всего 12 километров. Периодически изменялось и название деревни: было и Качаново, и Покровское, и Качанова Слобода.
В начале прошлого века деревню заселили обеспеченные латыши, следы их пребывания видны до сих пор. На фоне многочисленных деревянных одноэтажных домиков по сей день возвышаются каменные особняки, а в те времена строительство таких домов могли себе позволить только обеспеченные люди. Каков процент латышей среди нынешних "качановцев", сказать сложно, но их дома используются до сих пор. В большинстве из них теперь обитает не одна семья, а сразу три или четыре. Другие дома приспособили под учреждения, например, под отделение Почтовой связи. Местная школа тоже размещается в доме, построенном гостями из соседней страны.
Однако латыши разбавили Качаново не только своими домами. Возвели они в деревне и Дом культуры, который работает до сих пор, правда тогда он назывался Народным домом. А ещё они построили лютеранскую кирху, в которой даже был орган! К сожалению, до наших дней это здание не дожило – от него остался только остов. Не сохранился и орган. Говорят, что его запчасти можно и сейчас найти на развалинах кирхи.
Поразил меня и ещё один факт: протяжённость центральной улицы (улица Советская) деревни составляет полтора километра, на ней находится 68 домов! Всю её мы, конечно, не проехали, потому как свернули в одно из ответвлений, чтобы побывать в Никольском храме. На месте, где он стоит, первую церковь построили ещё в начале XV века. Она была деревянной и сгорела. После этого храм из дерева ещё несколько раз отстраивали заново, но снова и снова случались пожары.
Известно, что фундамент церкви, которая стоит до сих пор, заложили в 1770 году, а вот когда построили сам храм, точно не известно. Но самые ранние метрики на людей (книги с записями актов рождения, смерти, бракосочетания) датируются 1790-1791 годами. Возвели его на средства местных помещиков Степана и Ивана Родашевских. Несмотря на то, что они сделали доброе дело – денег на церковь дали – в летописях о них ничего хорошего не написано, отмечается там, что эти помещики были жестокими людьми.
А вот убранство храма – это уже "дело рук" помещицы Александры Беклешовой и её сына, но это уже история примерно начала XIX века.
Одна из главных ценностей церкви – запрестольный крест. Его привёз сын помещицы из Иерусалима. Он ездил на поклонение в храм Гроба Господня, купил там у торговцев крест арабской работы и привёз его в качановскую церковь.
Ещё одно сокровище – это икона "Всех скорбящих радость". В прошлом году отпраздновали её столетие, хотя сколько иконе лет на самом деле вообще никому не известно, потому как никаких сведений о её происхождении нет, есть данные только о том, что Никольскому храму в Качаново её пожертвовали в 1908 году.
Служит сейчас в храме в Качаново отец Виктор, а приехал он в Палкинский район в1997 году из Хасавьюрта. Он рассказал, что провёл на Кавказе 17 лет, застал обе Чеченские войны. Служил отец Виктор в храмах Кизляра, Владикавказа, Моздока, Хасавьюрта. "Я даже генерала Лебедя видел", - поделился воспоминаниями священник, а ещё рассказал, что его младший сын на свет появился во время бомбёжки.
Сейчас храм в Качаново в основном держится на энтузиазме отца Виктора и его супруги, а помогают им сыновья, младший ещё ходит в школу. Он, кстати, устроил для нас экскурсию по звоннице и небольшой "колокольный концерт". Оказывается, юноша сам дома учится колокольному звону на маленьких колоколах и говорит, что даже придумывает музыку.
В качановской церкви я сделала для себя одно открытие: оказывается, ризы у священнослужителей чуть ли не всех цветов радуги. Мне казалось, что расцветки облачения священников можно по пальцам пересчитать, но на деле выяснилось, что ризы есть и зелёные, и красные, и белые, и золотые, и голубые, и фиолетовые. "Особенный цвет на каждый праздник", - пояснил отец Виктор.
А ещё настоятель церкви вспоминает, что раньше храм был полным людей во время служб, а теперь на них приходит всего 5 человек. Расстраивается он и от того, что денег на ремонт нет, поэтому очень просит неравнодушных людей помочь храму.
Деньги там действительно очень нужны: службы идут только в одной части церкви, потому что во второй есть опасность, что части иконостаса могут упасть на людей. Причём служат в маленьком приделе, освящённом в честь архидьякона Степана, основной же храм Николая Угодника простаивает. Дело в том, что там завелись жучки, которые "прогрызли" все деревянные части иконостаса, одна тумба уже даже упала, теперь нужно их менять. Хотя, как я поняла из рассказа отца Виктора, ему больше нравится вести службы как раз в "опасной" части храма, потому что там лучше акустика – "три бабушки поют, а кажется, что целый хор".
Хочется верить, что однажды найдётся благотворитель и церковь в Качаново преобразится, а ещё было бы здорово, если бы и сама деревня не вымирала, а, наоборот, наполнялась людьми, тем более, что она такая уникальная!
Продолжение следует.
Лена Лешкина.