Панельно-полевой роман
Так получилось, что уже лет пять моя семья живёт на краю города. Первая купленная в кредит однушка на Рижском смотрела на просторы Родины. За окном паслись коровы, садилось солнце. А горожане, пересекая невидимую черту, уходили в поле: гулять с детьми, домашней живностью, устраивали пикники. В общем, отдыхали от бетонных объятий города.
Не прошло и пары лет, поле заслонили новостройки пяти- и девятиэтажек, и в пейзаж за окном ворвались каменные трущобы панельного домостроения.
Семья росла, и мы переехали в квартиру побольше на последнем этаже нового дома. И снова – закатное солнце в окна, поле. Идиллия.
А город продолжал распухать. И снова за окном новая стройка, новый дом, заслоняющий солнце, поле…
Вы, конечно, можете сказать: нравится поле, езжай, живи в деревне, там сколько угодно зелени и солнца, любуйся на здоровье, город ему не нравится, видите ли…
Нравится мне город. И в деревне я бы и недели не протянул, признаю.
Речь о другом. О среде обитания, если хотите.
Когда начинаешь вспоминать, какие в Пскове есть парки для спокойного (или наоборот, активного) отдыха, в голову в первую очередь приходят Детский парк, Летний сад, Финский парк. Напрягшись, можно вспомнить ещё Корытовский лес – это для тех, кто хочет ехать подальше от дома, погулять по лесопарку. Точнее, тому, что от него осталось. Ну, каждый ещё вспомнит пару мест, где в черте города можно погулять почти на лоне природы.
Между тем, в Пскове скверов, аллей, аллеек хватает. Кутузовский сквер, набережные, аллея на улице Западной, сквер породнённых городов. Но вот беда – кроме "озеленительной" функции других своих задач они почти не исполняют.
Возьмём хотя бы аллею на Западной. На довольно большой территории рекреационную задачу исполняет только появившаяся год назад большая детская площадка. Остальное – несмотря на обилие зелени для отдыха, просто для прогулок практически не приспособлено. Даже внятных дорожек с мало-мальски ровным покрытием почти нет. Да и сама аллея зажата между двумя дорогами, вдоль которых не везде и ограждение есть. Копните под зелёный газон на сантиметров десять и вы убедитесь, что там – строительный мусор.
К чему это моё недовольное бурчание? К тому, что городу, особенного его спальным районам, катастрофически не хватает обустроенных рекреационных зон. Посмотрите генплан застройки Пскова, какая участь ждёт Дальнее Завеличье. Участь одного большого псковского Южного Бутово. Дома, дома, дома, много домов. А там и до феноменов больших каменных джунглей недалеко: эй, пацанчик, закурить не найдётся?
Потому так жители улицы Рокоссовского и Рижского проспекта цепляются за своё поле: неужели всё застроят подчистую? Для них это единственная большая рекреационная зона шаговой доступности. Пусть дикая, пусть там гуляют дети и собаки на одной территории – но лучше-то рядом вообще ничего нет.
Ещё один феномен расползания города – нестыковка территории вокруг одного нового дома с другим. Посмотреть дома на Рижском проспекте, которые возвели за последние пару лет – куда исчезает ну хотя бы квартальная застройка? Тротуар идёт у одного дома, упирается в проезжую часть, а с другой стороны вы его уже не найдёте: там дом построили позднее и тротуар проложили как-то совершенно иначе. Исчезают сквозные проезды между домами. Даже таксисты, чтобы проехать к свежим домам, прокладывают путь по навигатору, потому что путь их теперь извилист и тернист.
Может, сгущаю краски? Да не знаю, может, и так.
Я просто как горожанин хочу, чтобы спальные районы города не воспринимались как лоскутное одеяло участков под застройку, где каждый застройщик "втыкает" кто во что горазд. Есть простое желание, чтобы между каменных джунглей, рядом с возводимыми Ледовыми дворцами находилось место для парков, чтобы комфортность жизни измерялась ни числом магазинов рядом, а возможностью побыть среди зелени, отправить ребёнка в школу, не опасаясь, что ему придётся переходить перекрёсток, на котором каждый день происходят ДТП. Чтобы, наконец, и на Дальнем Завеличье появились какие-то необычные памятники, новые, не связанные с историческим прошлым нашего города, а связанные с его будущим, его детьми.
Чтобы город был понятным и доброжелательным к своим обитателям.
Александр Машкарин.