Espresso от Саши Донецкого: "15х15". Размер не имеет значения?
Или всё-таки имеет? Вопрос далеко не праздный, особенно, когда речь заходит об искусстве. Масштаб и объём, макро и микро, дистанция и расположение в пространстве, конечная конфигурация. Все эти категории если и не ограничивают мышление художника, то физически определяют обзор. А параметры зрения (и - воззрения) пока никто не отменял.
Здесь замечу, что слова "граница" и "предел" близки по смыслу. Изначальная интенция художника – преодолеть материал, то есть изжить неизбывную вещность, навязчивую предметность, неизбежную косность всякого произведения искусства, как творения рук человеческих и природы.
Задача художника вырвать сотворенный арт-объект из тварного мира, из логики причин и следствий, из естества фактуры, из заданной геометрии; достичь метафизической свободы, чистой идейности: превратить изображение в эйдос, в мгновенно постигаемую зрением и умом "вещицу-в-себе".
В отличие от монументальных устремлений и обширных поверхностей, избранный формат: "15х15" - концентрирует в себе, прежде всего, мысль, сжимает замысел до модели универсума, способной уместиться на ладони.
Существуют – никуда от них не денешься - обаяние объёма, весомость материала, плотность фактуры, насыщенность цвета. Всё это имманентные атрибуты макро-арта, для восприятия которого требуются кубатура манежа или даже окрестности.
Мини-арт преодолевает свойства материала самим размером: почти не важно, из чего сделаны кубики – из стекла или пластмассы, актуален мгновенный эффект, который эти кубики производят.
Нечто похожее и с мини-картинками: масло или шариковая ручка, компьютерный принт или цветные карандаши, акрил или акварель?
Художник выбирает технику исполнения, достигает заданного себе эффекта, но таков уж характер мини, арт-объект размером 15 см на 15 см обретает качества и функции как бы "авто-репродукции", репродукции самого себя.
"Вещица-в-себе" способна к репродукции (восстановлению, умножению) бесчисленного числа порождений, чуть большего или, допустим, меньшего объёма. В иных материалах и исполнениях, в фиксации на фотобумагу или видео, в обработке фотошопом или внутри компьютерной анимации, когда движение объекта вокруг своей оси освобождает зрителя от нужды крутиться рядом или вертеть его в руках – объект сам крутится, согласно замыслу "художника-репродуктора".
Мы давно живём в репродуцированном мире, сиречь, в пространстве сплошных репродукций и копий, подчас выглядящих эффектней, чем оригиналы.
Этот контекст концептуально вторичен, и именно в этой реальности практически всякий мини-арт-объект превращается, по сути, в "самопорождающую" модель, в активный творческий объект, продуцирующий свои подобия, как в работах идеолога и куратора проекта "Мини-Арт" Николая Сычева ("Биомир"), плодотворно и неутомимо разрабатывающего, как заявлено в буклете, "бесконечную идею импровизации в технике светоцветового рисунка".
- Мини-Арт родился не случайно и не спонтанно. – Уверен идейный "прародитель" фестиваля и его бессменный куратор и вдохновитель Николай Сычев, вспоминая: – Потому что я жил в самом центре города, рядом с Невским, в коммунальной квартире, и у меня не то чтобы мастерской не было или комнаты, был просто угол. Угол в маленькой комнатке, где ютилась наша семья. И у меня не было места, куда можно было бы повесить свои работы, которые я приносил из художественной школы. Потом, правда, папа осуществил обмен, и у меня появилась своя комнатка. Но всё равно: проблема большого города в том, что он давит, и ты как-то внутренне сжимаешься. Я, например, когда попадаю в метро, я не чувствую себя человеком, а ощущаю шибздиком, который вот куда-то забежал и куда-то хочет доехать, чтобы только его не раздавили, не растоптали.
- Ну а искусство-то здесь где?
- Понимаете, технология жизни человека в мегаполисе предполагает постоянное наличие вот этого пресса, который с каждым годом только увеличивается. И как раз из этой вот субъективно-объективной психологии художники начинают как-то экономить на бумаге, на краске, на подрамниках. И в итоге они так радуются, что в концентрированной, сжатой форме можно показать сразу очень много – и экспериментального, и эпатажного. И художники очень рады, что существует такая площадка для высказывания. И у публики большой интерес, и я бы даже сказал, что Мини-Арт – весьма завлекательное мероприятие, и он надолго.
VII Международный Фестиваль Мини-Арта, открывшийся 19 ноября в Малом зале Музея нонконформистского искусства, что в Арт-Центре на Пушкинской, 10 объединил 43 автора из России, Белоруссии, Украины, США, Италии и Латвии, что в итоге дало 350 экспонатов.
Примечательно, что в этом году в Мини-Арт-Фесте приняли участие сразу 10 художников, представляющих региональное общественной движение "ПсковАРТ", что можно считать большим прорывом в пропаганде современного псковского искусства в северной столице.
Понятно, что без постоянной и кропотливой работы Музея нонконформистского искусства по освоению провинциального художественного пространства и привлечению новых авторов из глубинки плюс окраин такие проекты, как Мини-Арт-Фест, существовали бы, но не имели бы столь широкой географии. Участие художников из Пскова, Новгорода, Смоленска, Петрозаводска, Дубны и других российских городов позволяет взглянуть на современное искусство России шире и глубже, составив достаточно адекватное впечатление о том, что происходит на пространстве Родины.
- Мини-Арт – это не какое-то прикладное искусство типа традиционной миниатюры, нет, это – нормальное современное искусство, просто основатель этого движения Николай Сычёв всегда делал маленькие работы, и предлагал делать их своим друзьям. В связи с тем, что размер – мобильный, работы можно легко передавать друг другу, перевозить, пересылать, собирать коллекции со всего мира, и всё это гораздо проще, чем таскать большие картины, возник вот этот вид портативного искусства. – Сформулировал концепцию директор Музея нонконформистского искусства и участник фестиваля Евгений Орлов. – А идеи, они такие же, как и, условно говоря, в "большом искусстве", идеи ведь не зависят от размера. Художник должен уметь работать в ограниченном пространстве, кстати, не каждый это может.
- То есть размер всё-таки имеет значение?
- Размер – это точка отсчёта. Художники – все разные, из разных городов и стран. Каждый со своим мировоззрением. Но концепция всё же есть – 15х15, и концепция эта довольно жёсткая. Некая заданность диктует свой формат. И формат выставки, и формат пространства. И хорошо, что это именно современное искусство. Потому что оно более разнообразно, чем академическое. Здесь есть всякие объекты, инсталляции. Представим себе, допустим, пейзажи, портреты и даже графику 15 на 15, и что? Даже если это интересно само по себе, всё равно выйдет монотонно и скучно. Здесь этого нет.
- Как вы оцениваете участие псковских художников в нынешнем фестивале?
- Я все работы оцениваю хорошо, а художников из Пскова в первую очередь. Потому что привезли замечательные буквы, жаль, что не успели к формированию экспозиции, что можно было бы обыграть, конечно. Хотя оценивать в целом будет зритель.
- А вы ориентируетесь на зрителя?
- А как же иначе? И к нашему счастью, большинство зрителей сегодня – это молодёжь. Уровень фестиваля – достаточно высокий. Здесь представлены и московские художники, которые начинали ещё в 60-70-ые годы. И питерские художники, и псковские, и новгородские, и слава Богу, что имеется такая возможность – в минимальном пространстве показывать столь интересные проекты.
Что ж. Фестиваль открыт, и теперь гости Арт-Центра на Пушкинской, 10, что в Санкт-Петербурге, в течение месяца смогут оценить творческие притязания художников из разных стран и городов в формате, который в шутку вполне подходит под определение "праздник всегда с тобой".
Остаётся добавить, что поездка псковских художников на питерский фестиваль Мини-Арта и первая презентация буквенной инсталляции "ПсковАрт" в пространствах Арт-Центра "Пушкинская, 10" стала возможна благодаря содействию администрации Псковской области, свидетельствуя о том, что идея продвижения современного искусства власти совсем не чужда.
Саша ДОНЕЦКИЙ
P. S. Художники Псковского регионального общественного движения "ПсковАрт" выражают благодарность заместителю губернатора Псковской области Максиму Жаворонкову за помощь в организации поездки на фестиваль.