Партийный "ректайм" или "все ходы записаны"?
Трогательная старушка со страдающим лицом и трясущимися от обиды пальцами перебирает мелочь в своём кошелёчке, решая покупать ей или не покупать пакет молока по 50 рублей. Решает – не покупать, и, доковыляв по снегу до дома, удивляет своего мужа-старика неправдоподобной дезинформацией: "Не было молока…"
Другая пожилая женщина получает в кассе пенсию и сталкивается с человеческим непотребством в виде кассирши, фатально выхватывающей деньги и орущей пенсионерке о том, что пенсию-то ей повысили! Беспредел и чума, в общем, по мнению клипмейкеров партии "Справедливая Россия", характеризующие разыгрывающуюся в стране ежедневную человеческую драму.
У идеологов "Единой России" всё наоборот: в их рекламной картине мира действуют не пенсионеры, а люди труда: работница хлебозавода, слесарь явно высшего разряда, даже малый предприниматель. Общий настрой роликов, сделанных как под копирку, - бодрый, уверенный, излучающий оптимизм и нацеленный в будущее. У людей, представленных на телеэкране, не бывает личных драм и болезней, и впереди – неминуемая победа.
Промелькнула первая неделя стремительного, как минисериал, месячника предвыборной пропаганды и агитации. Впечатления противоречивые, что немудрено и ожидаемо. С одной стороны, специфический период партийной саморекламы и PR-a можно назвать как бы официально учрежденным "разгулом" свободы слова в эфире федеральных телеканалов, что практически немыслимо в так называемой "повседневной" политической реальности.
С другой – этот особый "разгул" строго ограничен временными рамками, определёнными законом и жеребьёвкой, скажем, выходом в эфир в 22:50 на телеканале "Россия" в будние дни. Есть ещё рекламные блоки с предвыборными видеороликами (см. выше) жуткого эстетического качества и сомнительными месседжами, да политически ангажированные телепередачи вроде "Момента истины" Андрея Караулова на Пятом канале (как редкий сегодня образец заказного "мочилова"). Также имеются радиоэфиры, бумажные газеты и Интернет.
Понятно, что "облучающий" эффект телевидения ("зомби-ящика", "дебилизатора") в масштабах страны не сравним с воздействием прессы, радиоволн и - уж тем более – сети. В смысле значительный сегмент населения (прежде всего, старшее поколение) до сих пор ориентирован на телесигнал. Именно на этот сегмент рассчитаны ролики о несчастных пенсионерах, апеллирующие больше к чувствам, чем к разуму.
Однако если учитывать избирателя среднего возраста и моложе, то картина кардинально меняется. Общепризнано, что поколение Интернета телевизор почти не смотрит, то есть пресловутое "телезомбирование" применительно к этой категории избирателей практически стремится к нулю.
В отличие, от суггестивных практик телевидения и – в меньшей мере – радио, традиционная пресса и Интернет, поскольку требуют чтения глазами и некоторой концентрации внимания, обращены скорее к интеллекту, нежели к эмоциям, хотя ясно, что и талантливый писатель способен разжалобить и вызвать гнев не хуже клипмейкера. Просто информация из телевизора подчас "считывается" некритически, в то время как текст требует умственного и часто волевого усилия, а манипуляция с компьютерной мышкой, переводящей курсор на нужное реципиенту видео, существенно отличается от фонового поглощения телевещания.
Всё это, впрочем, банальности. А вот что по-настоящему интересно, насколько сильна зависимость между актуальной "медиакратией" (в состоянии на осень 2011-го) и конечным раскладом голосов?
Под "медиакратией" я здесь понимаю силу и степень воздействия тех или иных СМИ (ТВ, радио, прессы, Интернета) на индивидуальный выбор избирателя и, следовательно, на результат плебисцита в целом.
Проще говоря, насколько внушаем нынешний избиратель в медиа-ситуации именно 2011-го?
Эффективны ли усилия политтехнологов и пропагандистов?
Или выборы, назначенные на 4 декабря, практически состоялись уже сегодня? - Состоялись в головах избирателей, давно определившихся, какой из семи предложенных им на выбор партий отдать свои драгоценные голоса.
Разумеется, реально практикующие социологи (если они не озвучивают результаты своих исследований по заказу, то есть не врут) знают "истину", и так называемая "погрешность" не способна её заметно исказить или скорректировать.
Знает эту "правду", чего уж там кривить душой, и власть.
Тогда как незадачливому обозревателю остаётся гадать на "кофейной гуще" компьютерного монитора, переваривая обрывки мнений, комментариев к новостям, "вычисляя" свой личный прогноз на утро 5 декабря по знакам, намёкам и домыслам. Занятие это сродни шахматной задаче, гимнастике ума и игре на бесплатном тотализаторе.
Что, однако, не отменяет усилий армии журналистов и политтехнологов, включённых в перманентный месячный "ректайм".
Да, выборы уже практически состоялись, но только по одному параметру – за "Единую Россию" или против? Те, кто не доволен общим положением вещей и, прежде всего, своим личным имущественным положением, понятно, обязательно оторвут задницы от диванов и выразят свой протест, и за месяц даже самого усердного промывания мозгов никакой телевизор их не переубедит.
Так же, как никогда не дрогнет выбор той части избирателей, которые действительно видят в триумфе "Единой России" гарантию своего нынешнего и будущего достатка и благополучия.
Процент "партии власти" в этом смысле стабилен, а вот показатели шести оставшихся - подвижны.
Месячный "ректайм" призван всего лишь распределить места в шестёрке. И тут уже эффект воздействия того или иного ролика на массовое сознание (равно как и на подсознание) предсказать никто не возьмётся.
Политтехнологи ведь тоже не боги, не семи пядей во лбу, могут и ошибаться, и "работать" против своих работодателей, возможно, даже не осознавая своей миссии.
Взять, к примеру, те же пропагандистские ролики от "СР" и "ЕР". На избирателей действует не только голимый "негатив", но и безмозглый "позитив". Их, роликов, одновременное явление в эфире вызывает состояние, называемое "когнитивным диссонансом", и оно способно как мобилизовать тех, кто, быть может, собирался отлежаться на диване, так и вызвать чувство полного разочарования и равнодушия у тех, кто обычно ходил на выборы, как на праздник.
Сколько тысяч потенциальных избирателей тяжело вздохнули и всхлипнули: "Старушку жалко". И как можно игнорировать тех, кто, маясь на нищенской зарплате, испытывает сегодня навязчивое чувство зависти и даже, - сформулируем мягко, - классовой неприязни в адрес сияющих успехом сограждан, рекламирующих "Единую Россию"?
Подсчитать эти проценты спровоцированного пропагандой гнева или расчёсанной до крови обиды предстоит учёным-социологам, а партийным лидерам, видимо, опять придётся сильно удивиться: "Как же так? У нас же все ходы были записаны".
Саша ДОНЕЦКИЙ.