Подмена понятий глазами женщины
Новости федеральных телеканалов становятся сродни рыбьему жиру в ярких разноцветных капсулах. В принципе тебе давно уже всё известно, ты знаешь, что там внутри, ты даже пробовал это когда-то на вкус, но очередной красочный шарик выкатывается, и ты поворачиваешь голову в надежде увидеть, какого он цвета на этот раз. Со временем ты перестаёшь реагировать, ты просто знаешь, что там, откуда доносится звук, снова раздают шарики рыбьего жира. Подумаешь, невидаль. Но продолжаешь прислушиваться — вдруг раздастся особенный звук, сообщающий о рождении новой цветной капли. Эти шарики — информационные сообщения. Ничего нового, очередной виток предвыборной гонки на фоне международных вестей и известий из глубинки. Всё это было, но с другими фамилиями и названиями городов.
В результате мы утрачиваем способность думать, привыкаем жить на коротком поводке у окружающих условий, фактов, событий, людей. Говорить мы научились так, что чёрт ногу сломит в надежде понять хоть что-то из сказанного. И только вглядываясь в искорку на радужке глаза собеседника начинаешь догадываться, что именно он хотел донести. Что б его. В первом случае разговор особый и скорее не здесь, а в кабинете у психолога — каждый должен самостоятельно отыскать в себе причины психофизической усталости, которая не позволяет выйти за пределы заданных рамок. А вот во втором случае, об утрате способности обмениваться точной информацией, о подмене понятий очень хочется поболтать. Хотя бы по-женски, с чайной ложкой глупости и капелькой иронии для аромата.
Один из информационных поводов последних дней — меры поддержки для военнослужащих. Из официальной части: с 2012 года в соответствии с законом за подписью главы государства увеличивается денежное довольствие военнослужащих и пенсии. Корреспонденты за кадром наперебой сообщают детали, взахлеб озвучивая суммы: 50 тысяч рублей, 100 тысяч рублей. Правда, на пару тысяч, а то и несколько десятков они отличаются для конкретных званий, не это беда. Большинство из журналистов завершают свои репортажи короткой репликой: "профессия военного снова становится престижной". Ни много ни мало, растуды его в качель. Простите мне мой русский.
Господа, коллеги, а что же в таком случае престиж? Из чего он складывается и почему пачки банкнот стали определять его? Мне почему-то всегда казалось, что престиж — это некая оценка обществом заслуг людей данной профессии, в данном случае военных. А также стереотипы об их отваге и чести, их самоотдаче и верности долгу, их вкладе в историю страны, наконец. Но отнюдь не сумма денежного довольствия. На каком-то этапе нам подменили понятие престижа. Полезла в словарь и нашла там ответ на все свои вопросы. Знаете как в книге с названием "Словарь практического психолога" трактуют этот термин? "Престиж — это мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности". Опустите тривиальную первую часть и вчитайтесь в последние слова. Мы изменили шкалу ценностей. И в сложившихся условиях никак не обойтись без подмены понятий.
С уважением, Шурочка Муромцева.