Путешествие шестое: "домашний" музей подарков
Во время своих путешествий по районам Псковской области мы видели самые разные краеведческие музеи, каждый из которых имел какую-то особенность. Вот и музей в посёлке Струги Красные оказался в своём роде уникальным: маленьким, но очень домашним, где все имеющиеся экспонаты, за исключением буквально одного-двух, - это подарки местных жителей и дачников. В этом году музею исполнилось 20 лет и, как отмечает директор Вита Михайлова, за эти годы люди не устали нести сюда свои дары.
Один из таких недавних подарков встречает посетителей музея практически у входа. Это приобретённое в Германии фортепиано фирмы "Карл Бехштейн", которое передала жительница Владимирского лагеря, преподаватель музыки Ирина Герасимова. Как рассказывает Вита Михайлова, "Карл Бехштейн" – старейшая фортепианная немецкая мануфактура, которая до сих пор работает. Первым известным музыкантом, который испробовал рояль этой фирмы, был Ференц Лист. Когда-то в России иметь инструмент, изготовленный этой мануфактурой, было признаком хорошего тона и состоятельности. Такие фортепиано стояли у всех известных музыкантов. Говорят, что до сих пор на самых разных концертах часто можно видеть, что играют на инструментах "Карл Бехштейн". Что же касается инструмента из экспозиции стругокрасненского музея, то он был изготовлен в 1870 году из карельской берёзы. Это фортепиано и правда очень красивое, практически произведение искусства, говорят, что и звучание у него прекрасное, правда я, как человек с напрочь отсутствующим музыкальным талантом, оценить этого не смогла)))
Рядом с фортепиано расположился ещё один музыкальный инструмент, который мы сначала приняли за бюро или мини-оргАн. На самом деле это оказалась фисгармония (кто бы мог подумать, что она так выглядит!).
Инструмент украшают несколько интересных вещиц – поделки из дерева местного жителя, участника Великой Отечественной войны Павла Ивановича Татаренко. В прошлом году он умер, а вот кое-что из поделок попало в музей. По словам Виты Михайловой, Павел Иванович Татаренко всю жизнь преподавал в школе, но работа с деревом была его увлечением: в каждой коряге он видел нечто уникальное. Его работы даже выставлялись в Японии и Париже. А дом мастера в Стругах Красных местные жители называют "пряничным", потому что он весь украшен самой разной резьбой.
В этом же выставочном зале стоит большая коллекция утюгов, среди которых есть очень интересные экземпляры, например, утюги – "капитаны". Их так прозвали из-за имеющейся трубы, похожей на корабельную. Есть тут ещё и большая коллекция самоваров, в том числе и очень известных фирм-производителей.
Привлекает внимание и огромная корабельная цепь. При этом никому неизвестно как она оказалась в Стругокрасненском районе. Её нашли в совхозе "Вперёд" в деревне Ровная.
Рядом с цепью на полу в музе разместился пресс, изготовленный в Санкт-Петербурге на фабрике Франца Карловича Сан-Галли. Вещица, казалось бы, не слишком ценна, но она стала поводом для одного увлекательного рассказа, который мы услышали от директора музея. Итак, Франц Карлович Сан-Галли – на половину немец, на половину француз. В 1850 годы он переехал в Санкт-Петербург из Штеттине (Германия) и основал чугунолитейную мастерскую, которая потом стала огромной фабрикой. На своей фабрике Сан-Галли выпустил бОльшую часть решёток для Санкт-Петербурга, которые до сих пор украшают город. Также Франц Карлович был изобретателем чугунной батареи и выпускал столы для известного всем профессора Павлова.
Ещё одним "делом рук" Франца Сан-Галли стали общественные туалеты. А дело было так: жила-была в Петербурге проститутка Дунечка, она была женщиной одинокой, но заработала большое состояние. И вот на одном из балов Дунечка скончалась от сердечного приступа. Села городская Дума с императором решать, что же делать с оставшимся после Дунечки огромным состоянием. Император предложил пустить средства на благотворительность, но большинство Думы было против, потому что деньги заработаны не самым приличным способом. Тогда Сан-Галли, а он имел влияние в Думе, предложил построить в Санкт-Петербурге общественные туалеты как в Европе. Вот так в Северной Столице и появились первые уличные "WC".
Ещё одну интересную историю мы узнали, стоя у экспозиции рушников. Кстати, она тут достаточно масштабная, при этом представленные рушники домотканые, а рисунки на каждом совершенно уникальные. Оказывается, рушник - это предмет, который сопровождал человека на протяжении всей его жизни. Ребёнок рождался, бабка-повитуха принимала его в рушник, который потом хранился всю жизнь, как оберег. На свадьбе свадебный поезд обязательно украшался рушником, на нём подавали хлеб-соль, молодые непременно вставали на рушник, руки им также перевязывали этим предметом в знак того, что они будут идти всю жизнь "рука об руку". Когда человек умирал ему тоже перевязывали руки рушником, и гроб с телом опускали на рушнике. А ещё рушник служил эквивалентом денег: если на ярмарке человеку не хватило средств для покупки, то он мог оставить его в залог, а выкупить рушник было делом чести.
В первом выставочном зале есть ещё одна вещь, мимо которой пройти невозможно. Речь идёт об очень красивом буфете из неизвестной барской усадьбы. Этот шкаф основатель Стругокрасненского музея Евгений Михайлович Фёдоров выменял в поселковом совете. Буфет там использовали для хранения документов. Евгений Михайлович купил сотрудницам совета другой шкафчик, а эту ценную систему хранения забрал в музей. Буфет был изготовлен мастером-краснодеревщиком в XIX веке. Вита Михайлова предполагает, что этот же человек смастерил и шкаф из музея-квартиры в Ленина в Пскове, потому что уж очень эти два предмета похожи.
Несмотря на то, что в первом зале музея экспонатов столько, что глаза разбегаются, предлагаю двигаться дальше. Следующая выставка рассказывает в целом о Стругах Красных, как о железнодорожной станции. Тут есть и колокол, который оповещал о прибытии или отправлении поезда, и железнодорожные башмаки и гвозди, и билет на поезд, точнее два – один на поезд, отправляющийся в чётный день, а второй – в нечётный (именно так ходили поезда: в один конец по чётным дням, а обратно – по нечётным). Ещё тут можно увидеть целую коллекцию фонарей – от самых старых, которые нужно было заправлять несколько раз за ночь, до более-менее современных ацетиленовых, горючее в которых заканчивалось не так быстро.
Знакомясь в музее с историей Стругокрасненского района, мы узнали, что тут несколько раз находили крупные клады. Так, в 1870 году был открыт Молодейский клад. В деревне Молоди крестьянин при рытье подвала в своём доме нашёл глиняный горшок, в котором было порядка 900 единиц различных монет, в том числе около 60 серебряников Владимира. Этот клад дал основание утверждать, что во времена князя Владимира был чекан. Естественно, монетки не хранятся в Стругокрасненском музее, они лежат в Государственном Эрмитаже. Лет через десять после обнаружения Молодейского клада нашли ещё один у деревни Узьмино. При распашке поля крестьянин отрыл шейные гривны – это такие женские украшения. От этого клада, на сколько я понимаю, музею тоже ничего не перепало, однако тут всё же есть и старинные монеты, и древние украшения.
Самой-самой старой монеткой-экспонатом является дерхем бувайхидов, датированный 950-ым годом. Бувайхиды – это воинствующее племя, которое проживало на границе Ирана и Ирака. Их денежка, найденная в Стругокрасненском районе, как сказали археологи, использовалась как украшение, об этом свидетельствует имеющаяся на дерхеме заклёпка. Как деньга из Ирака-Ирана попала в эти места – непонятно, а вот потом, вероятнее всего, её положили вместе с умершим человеком как погребальный инвентарь, позже этот курган разорили, а дерхем грабители обронили. Кстати, на территории Стругокрасненского района встречаются захоронения, которые датируются аж IV-V веками.
Ещё в музее оформлено несколько интересных стендов. Один из них, например, рассказывает о Самуиле Бехли, точнее о его имении. Посмотрев фотографии, я тут же спросила, куда нужно отправиться, чтобы увидеть это красивое здание. А оказалось, что ехать некуда – его взорвали во время войны. При этом, по некоторым данным, его разрушили, применив впервые в истории Советского Союза радиоуправляемую мину. Таких взрывчаток по 25 килограммов было заложено три: одна в дом Бехли, вторая – в здание банка, а третья – где-то на дороге. Управляли же взрывами откуда-то из-под Ленинграда. Но если вернуться к имению Самуила Бехли, то это было шикарное здание, когда-то оно называлось "Отрадное" и являлось образцово показательным. В доме располагалась оранжерея, потому что супруга Бехли занималась разведением цветов. В прилегающем парке было озеро, на котором жили лебеди. Самуил Бехли был подданным Швейцарии, поэтому над домом развевался флаг этой страны. Бизнес у него имелся в Санкт-Петербурге. Там Бехли открыл две фабрики - одну по изготовлению альбомов, вторую – по производству чемоданов. После революции семья иммигрировала.
Соседний стенд рассказывает о Хрединской учебной древодельной мастерской, которая участвовала в Царскосельской выставке в 1911 году и была удостоена золотой медали. В мастерской обучались мальчишки с 13 лет, срок обучения был 4 года. За этот период они могли овладеть навыком работы с деревом. Учредил мастерскую глава Лужского уездного земства Александр Гаврилович Сорокин. На одной из фотографий запечатлён момент приезда в мастерскую Николая II. Учащиеся этого заведения изготовили деревянные меч, шлем и набор стрел для цесаревича, и вот на фото этот подарок учредитель мастерской вручает царю. Только сейчас никто не может указать даже места, где располагалась фабрика.
Конечно же, есть в музее и зал, посвящённый Великой Отечественной войне. Тут больше всего меня впечатлили две экспозиции. Одна из них рассказывает о стругокрасненской Хатыни - деревне Ростково. Немцы уничтожили её за 2 месяца до освобождения района – в декабре 1943 года. Карателям сообщили, что в деревне есть партизаны. К моменту расправы партизаны уже покинули село, но фашистов это не остановило. Они собрали около 70 местных жителей в сарае на околице деревни и сожгли их. На стенде в музее есть список погибших и фотографии некоторых из них. Судя по перечню, сгорели заживо целые семьи – в списке очень много одинаковых фамилий.
Второй сильно впечатлившей меня военной экспозицией стал стенд, на котором представлены письма солдата Алексея Кроткова к своей дочери Гале. Он погиб в 1943 году. До войны Алексей Кротков работал художником-оформителем, писал стихи, поэтому его письма мало отношения имеют к эпистолярному жанру, это, скорее, мини-книжки с картинками. Например, в одном из писем он написал своей дочери, что Гитлер – это плохой мальчишка, которого воспитала Баба Яга. Совсем недавно Галя издала книгу "К тебе дойдёт моя любовь", куда вошли все письма её отца. "Это тот случай, когда чужие письма непременно стоит читать", - заметила Вита Михайлова.
Есть в музее маленькая комнатка природы, оформленная на средства проекта "Псковский модельный лес". Там собраны детские поделки и различные натуралии, например, череп бобра, клыки кабана. А ещё эта комната рассказывает об организации "Экотур", которая была создана в 2001 году по инициативе группы учителей во главе с Заслуженным учителем России, преподавателем географии Валентиной Муштуковой. В рамках этого проекта было открыто 11 экологических троп, самая длинная из них протяжённостью 15 километров вела на гору Кочебуш – самую высокую точку Лужской возвышенности. Говорят, что на Кочебуше когда-то стояла огромная вышка, с которой в хорошую погоду можно было увидеть аж купола Троицкого собора в Пскове. Была у "Экотура" ещё и детская экологическая тропа, гуляя по которой школьники могли увидеть птичьи гнёзда, жилища бобров.
Вообще в музее в Стругах Красных очень много всяких интересных вещиц, например, "древние" плойки, лактодозиметр (прибор для проверки плотности молока), необычная стеклянная мухоловка на ножках и много-много чего ещё. В общем, я предлагаю вам самим отправиться и тщательнейшим образом изучить все экспонаты стругокрасненского музея. Ну, а нам пора дальше.
Продолжение следует.
Лена Лешкина.