Край филологов, святынь и меценатов
В прошедшие выходные возобновились православно-краеведческие поездки в рамках проекта "Псковская земля". Этот проект появился в январе 2011 года благодаря совместным усилиям Комитета физкультуры, спорта и делам молодёжи города Пскова и молодёжного клуба "ГРАДАР". Еженедельно по средам в 18:30 в Псковском городском молодёжном центре (ул. М. Горького,15) проводятся православные встречи для всех желающих получить ответы на острые и больные вопросы, касающихся Бога, Веры, души и всех сердечных переживаний. В дружеской атмосфере за чашкой чая ребята задают вопросы, которые по различным причинам они не могут задать в храмах города. Там же изучают Евангелие и славянский язык.
А раз в месяц ребятам предоставляется возможность бесплатно посетить исторические или святые места Псковской области. Так уже были посещены Остров и Никандрова пустынь, Крыпецкий монастырь и места Гдовского района, а также Талабские острова и места Печорского района, где происходит знакомство не только с историей, но и Православной культурой.
На лето был сделан перерыв, и вот с октября мы возобновили наши поездки. В этот раз мы отправились по местам Стругокрасненского района. Для этого городской комитет по делам молодёжи предоставил нам бесплатный транспорт, а экскурсию мы попросили провести партнёра нашего клуба, жителя Струг Красных, краеведа и бизнесмена – Алексея Соколова. Собралось нас около 45 человек, с хорошим настроем, и соскучившись по общим встречам, мы двинулись в сторону Новоселья.
В Цапельке мы встретили нашего экскурсовода и с первых минут экскурсии были ошарашены краеведческими знаниями в области происхождения названий некоторых деревень. Этимология слов завораживала, мы не раз ещё услышали от Алексея гипотезы происхождения названий сел и деревень Стругокрасненского района. Например, на трассе СПб – Псков есть деревни: Цапелька, Ротный Двор, Мароморочка, Сверетово – оказывается, они все связаны с одной историей борьбы властей с шайкой разбойников. В Цапельке солдаты хватали банды (т. е. цапали), в Сверетово шайка пыталась обходить (т. е. сворачивать) Ротный Двор, где стояла рота солдат. В Мароморочке пойманных разбойников морили мором. Очень интересно, оказалось, размышлять над названиями сёл и деревень.
В Новоселье мы приехали засветло, на горке в селе стоит рубленый храм Покрова Божией Матери, с настоятелем храма священником Олегом Жуком мы поговорили о приходской жизни. Мы узнали историю построения этого храма. В Новоселье жила женщина – учительница деревенской школы, она была коммунистка. Сын у неё попал служить в Афганистан. Однажды она проснулась ночью от тяжёлого предчувствия, встала и стала молиться Богу за своего мальчика. Через некоторое время она успокоилась и уснула. Прошло достаточное время, но она не забывала того дня и, когда сын вернулся из армии, то спросила его, не было ли чего-нибудь у него необычного в Афганистане. Сын рассказал такой случай. Однажды группа наших солдат переходила через перевал и, встав на ночлег, как обычно выставила дозор. В эту ночь мимо проходила большая группа душманов, а наши дозорные почему-то уснули, однако это и спасло жизнь русским ребятам. Если бы наши ребята вступили в бой, то погибли бы. Оказалось, всё это и произошло именно в тот день, когда мама молилась за своего сына. В благодарность они стали собирать средства и построили деревянный храм в Новоселье, Стругокрасненского района. А женщина стала старостой этого храма.
Наконец, мы добрались и до Струг Красных. В связи с тем, что нас было много, а в городе есть чудный, но маленький по площади краеведческий музей, то мы решили разделиться. Одна группа пошла в музей, а другая отправилась в пешую прогулку по Красным Стругам.
Первое, что видят гости посёлка – железнодорожный вокзал. До появления станции в деревне Белая было 7 дворов и 72 жителя, хотя впервые эта деревня упоминается в Новгородских писцовых книгах в 1498 году. До XVIII века эта территория принадлежала Новгородским землям, а с XVIII века до 1944 года Санкт-Петербургской губернии, Ленинградской области и лишь в 1944 году Струго-Красненский район стал частью Псковской области. После появления станции посёлок стал быстро развиваться.
К началу XX века железнодорожная сеть в стране разветвилась, станций с названием Белая оказалась несколько. Было принято решение к этим станциям привязать ближайшую железнодорожную станцию Струги. Так появилось новое название - Струги Белая. Когда началась гражданская война, и произошло деление на красных и белых, посёлок переходил из рук в руки несколько раз: Струги были то под белыми, то под красными. 6 ноября 1919 года Псковская бронелетучка под командованием Г. А. Томчука окончательно выбила со станции белогвардейцев под командованием Булак–Балоховича. Есть легенда, что после этого Григорий Томчук сказал такую фразу: "Струги – Белая стали Красными теперь уже навсегда". Так появилось новое название посёлка Струги Красные.
Далее от вокзала по железнодорожному мосту мы прошли к Успенскому храму. Это старейший храм посёлка, он был построен в 1905 году, причём сразу с помещением для церковно-приходской школы. История строительства этого храма тесно связана с именем купца Д. П. Павлова – основного мецената всего посёлка, заботливого хозяина и патриота своего района.
Когда купец Павлов с женой и четырьмя детьми переехал в Струги из Польши, то жили они в достатке, но без излишеств, дети были одеты скромно. Людьми были добрыми и очень трудолюбивыми. Прежде всего, построил он жилой дом. Потом – склад, пилораму, торговую лавку. Он вёл торговлю даже с Англией, куда отправлял лён, взамен получал необходимые для лавки товары. Но, Дмитрий Павлович, думал не только о себе, но и об окружающих, поэтому он собрал односельчан и предложил строиться. Решили, что начнут с церкви и церковно-приходской школы. Мужчины на лошадях ездили за лесом, строили, а платил за работу Павлов. Рядом был вырыт пруд и посажены деревья. Рядом была лавка купца Павлова. В этом месте между храмом станцией и лавкой гуляла местная знать. Сейчас здесь расположены музыкальная школа, прокуратора, а через дорогу военкомат и районная администрация.
Дальше мы поменялись группами, и наше знакомство с Красными Стругами продолжилось посещением замечательного краеведческого музея. Сколько удивительных экспонатов можно разместить на таком маленьком пространстве, если это делать с любовью и умом. А заботы и мудрости у главного хранителя музея Михайловой В. И. предостаточно. И было чем похвастаться районному музею. Всегда приятно видеть с каким знанием и трепетом хранятся и экспонируются культурные ценности, а Вита Ионасовна оказалась ещё и приятным рассказчиком.
Закончилось наше знакомство с районным центром посещением двух храмов: Собора великомученика Георгия Победоносца и храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Затем мы переместились в окрестности Струг Красных к уже прославленному Никольскому источнику. Это удивительное святое место, является природным феноменом. Никольский источник бьёт прямо в речке, отсюда возникает ощущение, что речка кипит, поэтому источник называется источник-кипун. В районной школе уже несколько лет существует краеведческий проект "СОФИЯ", соорганизатором которого и является наш экскурсовод, краевед Алексей Соколов. Он рассказал нам, что ребята в рамках этого проекта много занимаются исследовательской работой и не раз были победителями многих конкурсов. Как раз на этом источнике ребята сделали замечательную работу, изучив скорость потока воды и разные по химическим свойствам состав воды до "кипуна" в "кипуне" и после него. Тем самым доказали существование святого источника.
Потом мы посетили местечко – Должицы. Там находится совсем миниатюрная часовня Параскевы Пятницы и рядом с ней огромный валун в виде кресла, где собирается влага, считающаяся святой водой. Скорее всего, это место считалось святым ещё в языческие времена и почиталось местными племенами. С приходом христианства место было освящено возведением часовни. Подобные случаи на Руси не редкость.
Следующим местом в нашей поездке стал бывший монастырь, мало кому в Пскове известные так называемые "Новые Пещеры". Для ребят это стало приятной неожиданностью. В древности здесь был мужской монастырь с двумя церквами: каменной (расположенной в горе, в пещере), во имя Успения Пресвятой Богородицы, и другой, деревянной, во имя свт. Николая Чудотворца.
В монастыре в 12 кельях жил игумен и 12 братий. В 1580-х гг. во время нашествия короля Стефана Батория монастырь был сожжён. После Литовского разорения на пожарище монастыря "остался в келье игумен Пимен, да пять братов черноризцев". Возобновлённому после разорения монастырю, возглавлявшемуся игуменом, принадлежало 12 десятин леса. Со времени учреждения штатов (1764) Посолотин монастырь "Новые Печоры" был упразднён. Храм стал приходским. Так называемые "Новые Печоры" - которые монахи хотели сделать подземным монастырем - частично сохранились.
Выше по реке Чёрной есть ещё одна пещера с источником "Федосеев Ключок". Деревянная церковь Входа Господня в Иерусалим, выстроенная в 1741 году, просуществовала до конца XIX века, когда при настоятельстве протоиерея Петра Кулигина, а затем его сына отца Николая, был выстроен каменный храм (1893-1901). Закрытый в 1937 году, храм был разорён, а служившие здесь пастыри - репрессированы.
Уже ближе к вечеру мы отправились назад. Псков встречал густым туманом, но это не могло испортить впечатления от увиденного. Ребятам еще раз была предоставлена прекрасная возможность расширить свои горизонты в познании Православной Веры и порадоваться обилию чудесных мест на нашей святой Псковской земле.
Поездка приближалась к концу, все были усталые, но насыщенные, а выходные только начинались...
Андрей Таскаев, богослов, член Союза Краеведов России.