Блок антикоммунистов и беспартийных
Две трети концертного зала Городского культурного центра были опутаны чёрно-жёлтой полицейской лентой, как-будто на месте происшествия. Так что делегатам XVI региональной конференции "Единой России" поневоле приходилось усаживаться ближе к зеркалу сцены. Я поинтересовался у мужчин в сером, которые застряли в проходе, пытаясь высмотреть местечко поуютней:
- А это что за новшества. Места для кого-то зарезервированы или что-то случилось?
- Во, и у нас поначалу такая мысль закралась, – отозвался один из делегатов и послушно отправился к рядам, не закрытым для прохода тревожной ленточкой.
- Да нет, – поправил товарища по партии другой делегат. – Это для того, чтобы все поближе и кучней садились.
Весь задник сцены был занят большим баннером с частью триколора справа от взглядов публики и с изображением Троицкого собора Псковского кремля - слева от надписи, представляющей происходящее событие, дабы никто вдруг не запаниковал, мол, ошибся местом: "Конференция регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Таймер в мобильнике давно отсчитал 12:00, а стойки с микрофонами зияли пустотой, хотя все были в сборе. Театральная пауза, впрочем, тянулась недолго. На сцену, как всегда элегантно, поднялся вице-губернатор Псковщины Александр Котов и озвучил необходимые формальности. "На третий этап региональной конференции прибыло 94 делегата из возможных 125, - огласил факты оратор, - в связи с чем есть предложение начать…"
Споро, без проволочек, делегаты утвердили повестку дня и дождались главного фронтмена конференции – губернатора Псковской области и по совместительству члена Генсовета "Единой России" Андрея Турчака.
Андрей Турчак сразу нацелил делегатов на борьбу, напомнив о скором "часе икс": "4 декабря избиратели поставят оценку нашей работе", обратил аудиторию в недалёкое будущее губернатор и энергично презентовал итоги работы партактива за два минувших года, выдав эффектный афоризм:
- Абсолютно всё прекрасно или абсолютно всё ужасно бывает только у демагогов или политических трупов.
И все поняли, что региональное отделение "ЕР" ни тем, ни другим не является.
Программный доклад губернатора чётко делился на две части: 1) что уже сделано при "динамичном, без потрясений и шараханий, развитии" и 2) что будет осуществлено. При этом сроки варьировались от 2012 до 2016 годов.
Инвестиционный климат, рост промышленного потенциала (в том числе и за счёт строительства технопарка "Моглино"), физкультура и спорт, здравоохранение, агрогородки, "сухопутные ворота России" и прочая, и прочая, и прочая.
Признаем, нарисованные перспективы звучали красиво и заманчиво. Дело остаётся за малым – "обеспечить уверенное большинство" в местном представительном органе, не забыв, разумеется, и о кандидатах в федеральный парламент.
Собственно, кульминацией повестки дня и стала процедура голосования за тех, от кого во многом и будет зависеть успех (либо провал) нынешней избирательной кампании.
На голосование организаторы отвели "академический час", то бишь 45 минут, в течение которых можно было тайно высказаться за или против, а заодно и перекусить в танцевальном зале под сок, чай и кофе.
Среди одинаково серых пиджаков делегатов выделялся подчёркнуто "демократичный" тёмно-бордовый джемпер Михаила Гавунаса, и я поймал себя на мысли, что за двадцать прошедших лет "партия власти" заметно эволюционировала как по форме, так и по сути, но об этом чуть ниже.
На кратком брифинге, состоявшемся по окончании конференции, ожидаемо одобрившей "Народную программу", были озвучены итоговые цифры, иначе говоря, та конфигурация, с которой совсем скоро "единороссы" вступят в предвыборную схватку.
Итак, 74% кандидатов от Общероссийского Народного Фронта будут представлять "Единую Россию", соответственно 26% - это беспартийные кандидаты.
Практически все кандидаты утверждены абсолютным большинством делегатов, а число проголосовавших "против" варьировалось от одного до десяти.
Таким образом, на предстоящих выборах мы, избиратели, имеем крепкий блок "единороссов" и беспартийных. По модели ушедшей в прошлое советской схемы – "блок коммунистов и беспартийных". С той только разницей, что в СССР существовала однопартийная система и ни о каких "Яблоках" и "Правых делах" избиратель даже не помышлял.
Здесь как раз и уместно спроецировать нынешний опыт предвыборного строительства на сравнительно недавнее, доперестроечное прошлое.
Как вся русская проза вышла из гоголевской шинели, так, в сущности, вся современная политическая система вылупилась из КПСС.
Что это значит?
Когда оппоненты "Единой России" начинают упрекать её лидеров в том, что они как бы "присваивают" себе государственные функции, как строительство дорог, например, или возведение Ледового дворца в Пскове, они забывают и игнорируют (либо делают вид, что забыли) одну простую вещь. А именно тот факт, что "Единая Россия" не совсем парламентская партия. На самом деле "ЕР" по своей прямой функции – государство образующей структуры - является прямой наследницей КПСС.
Если КПРФ унаследовала от КПСС свою идеологию, то "Единая Россия", как "партия власти" скопировала её функцию и структуру, по сути, наслоившись на госаппарат, слившись с госаппаратом.
Когда Советский Союз "слинял в три дня", так называемые "коммунисты", вступившие в КПСС исключительно из карьерных соображений, массово и публично жгли свои партбилеты.
Когда залихорадило государство-образующую структуру, рухнуло и само государство.
Показательно, что советы вообще как органы управления, включая, разумеется, и Верховный Совет, оказались намного живучей, а Парламент даже пришлось разгонять при помощи танков, уложив, по некоторым оценкам, до полутора тысяч ни в чём неповинных граждан.
Кто это делал, кто творил беспредел? Вчерашние коммунисты.
Кем были (по народной пословице: "тут откуда не возьмись…") все эти вдруг народившиеся либералы и реформаторы?
За редкими исключениями поголовно все - недавними членами КПСС. И Ельцин, и Гайдар, и Бурбулис с Чубайсом успешно делали партийную карьеру для того, чтобы, идейно переродившись, похоронить "партию – нашего рулевого".
Уверен, что, существуй КПСС и СССР по сей день, примерно две трети зала тех, кто голосовал сегодня в зале ГКЦ, сохранили бы в своих карманах те, старые, с Лениным, Марксом и Энгельсом, бордовые членские билеты.
Ну, а треть оставшихся (тех, что помоложе) вступила бы в КПСС в 90-е и нулевые.
История однако, продемонстрировав нам совсем иные картины, "разброд и шатания" 90-х, вывела на жёсткую "путинскую вертикаль" нулевых.
Теперь по её, истории, иронии мы имеем не былой блок "коммунистов и беспартийных". В реалиях противостояния с парламентской КПРФ мы наблюдаем самый настоящий "блок антикоммунистов и беспартийных". В нашем случае – представителей общественных движений и организаций, допущенных в государство образующую структуру – ОНФ, где главная партия (извиняюсь за неудачный каламбур) всё-таки принадлежит "партии власти".
Ну, а насколько удачным будет противостояние нового "блока" с другими участниками предвыборной гонки в "красной области", мы узнаем через полтора месяца.
Да, кстати о "форме одежды". Невозможно себе вообразить, чтобы лет 25 назад некто, в трезвом уме и памяти, заявился бы в бордовом свитере на областную конференцию КПСС. А сегодня — пожалуйста. Эволюционируем однако...
Саша ДОНЕЦКИЙ